Деликатная сторона трудоустройства

Деликатная сторона трудоустройства
Анастасия Волконская

Казалось, собеседование прошло очень гладко: прекрасные результаты теста, рекрутер одобрительно кивал головой, но — на этом все и закончилось. На полях вашего резюме стоит пометка «непрезентабелен», и рядом с ней — большой знак «минус».

Неужели внешние данные, занимающее последнее место в списке неформальных требований, могут сыграть столь значимую роль? Насколько сильна эта, далеко не всегда очевидная для соискателя связь между внешностью и работой? И что на самом деле пытаются сказать работодатели, включая в объявление о вакансиях избитые шаблоны — «привлекательная внешность», «европейский тип»?

 

Наталья Клещина,
консультант кадрового агентства
The Russian Connection

«Многое зависит от места, которое будет занимать человек в компании. В первую очередь, презентабельная внешность важна для сотрудников, которые представляют компанию перед внешними клиентами, — это секретарские позиции, а также PR−менеджеры, менеджеры по продажам. Для сотрудников back-офиса это не играет особой роли. Бывают случаи, когда людей не берут работать торговыми представителями по причине излишнего веса, но это больше связано с наличием медицинских противопоказаний, чем с физическим
недостатком.
Кроме того, внешний вид сотрудников — элемент корпоративной культуры: в одних компаниях предпочитают людей европейского типа, в других хотят видеть яркий американский типаж, а где-то этому вообще не придается значения. Главное — новый человек должен гармонично вписаться в коллектив.
Однажды мы искали девушек-ресепшеонисток ростом не ниже 170 — это требование было связано с тем, что высота стойки ресепшн не позволяла, чтобы за ней работали люди низкого роста.
Как правило, акцент на внешних данных соискателей делается в компаниях, работающих в сфере услуг — для производственных и торговых организаций подобные требования менее характерны».

Татьяна Петрякова,
HR−директор
Media Arts Group

«Желание выбрать кандидата, соответствующего собственным представлениям о "хорошем" сотруднике, существовало всегда. В каких-то профессиях действительно важна приятная или спортивная внешность, в каких-то это не имеет никакого значения, важны только профессиональные навыки.
Такие стереотипы как "внешность европейского типа" — это удобные термины, которые коротко, но емко дают представление о целом ряде требований к внешним данным. Например, человек, обладающий "презентабельной внешностью", изначально внушает доверие, уважение, симпатию и пр. Работая в рекламном, а не модельном агентстве, при подборе персонала нам практически не приходится ориентироваться на подобные требования. Нас больше интересуют профессионализм, опыт и желание кандидатов работать именно в нашей компании. Возможно, подобные требования можно выдвигать к кандидатам на позиции личных помощников первых лиц компаний, но все-таки даже в этих случаях нас в первую очередь будут интересовать данные соискателя как профессионала. Так или иначе, при выборе будущего сотрудника для нас важна не столько внешность, сколько его способность вписаться в нашу команду».

Руслан Ильясов,
директор по персоналу
компании Alcoa

«Для меня понятие "привлекательности" кандидатов сводится к "бизнес−впечатлению" как внешнему, так и внутреннему. Что касается физической красоты, то я считаю это совершенно необязательным — наоборот, в
рабочей обстановке она даже может стать помехой, отвлекать от решения основных задач. Все-таки на работу мы приходим работать, и какая разница, какого цвета волосы и глаза у человека? Главное, чтобы он был хороший работник.
Если во время первого телефонного разговора рекрутер задает вопрос: "Как вы выглядите?" — надо четко для себя определить, противоречит это вашим моральным принципам, или нет? Если да, то следующий вопрос —
готовы ли вы поступиться своими моральными принципами ради того, чтобы работать в такой компании. Я знаю людей, которые после первого собеседования сразу говорили: "Это компания не моя, я не смогу здесь работать". При этом есть соискатели, которых не смущают некорректные вопросы на интервью, им, по большому счету, все равно, главное — найти работу.
Во время поездок в Штаты я обратил внимание, что там соискатели практически не указывают в резюме свой пол, возраст, национальную принадлежность и не прикрепляют к нему фотографию. В нашей же стране еще нет серьезной законодательной базы относительно этого вопроса, и работодатели часто позволяют себе задавать некорректные вопросы кандидатам. Это говорит о том, что у нас рынок еще недостаточно цивилизованный.
Но ситуация постепенно меняется: сегодня, несмотря на огромное количество предложений от работодателей, хороших специалистов становится все меньше — и уже соискатели начинают диктовать условия. И по мере усиления этой тенденции работодателям придется повышать уровень своей цивилизации и перенимать у западных коллег хорошие манеры в общении с кандидатами».

Джозеф Блашко,
директор отдела по работе с персоналом
«Бритиш Американ Тобакко Россия»

«При подборе персонала мы руководствуемся принципами этики и профессионализма, поэтому для нас внешность не играет роли. Процесс отбора основывается исключительно на оценке менеджерского потенциала и профессиональных навыков, которые являются ключевыми для конкретной позиции. Один из наших корпоративных принципов — "Сила в разнообразии" — подразумевает, что мы ценим индивидуальность и открыты для совершенно разных типов людей. Мы считаем, что команда людей с разнообразным опытом и личностными особенностями является одной из самых сильных сторон нашей компании. Для нас важно только одно: чтобы человек выглядел чисто и опрятно. Мы считаем, что это элемент профессионального подхода и уважения к работодателю. Это единственное минимальное требование, соответствие которому мы ожидаем от кандидатов и транслируем рекрутинговым агентствам, работающим с нами. Более того, в нашей компании допускается свободный стиль одежды. Исключение составляют только те сотрудники, которые общаются с внешними аудиториями, и то только в те дни, когда проходят деловые встречи».

Мария Попис,
консультант кадрового агентства
The Russian Connection

«Говоря о внешности соискателей, надо различать физические внешние данные и то, как человек выглядит на собеседовании. Привлекательность — это сугубо индивидуальное восприятие. Ни один профессионал
в области рекрутмента не позволит себе формировать мнение на основании личных ощущений "нравится, не нравится". Задача рекрутера — оценить профессиональные навыки, компетенции и возможность вписаться в корпоративную культуру.
Привлекательность взрослого человека — это не столько дар природы, сколько результат его собственных усилий. Люди, которые умеют хорошо себя подать, не могут не вызывать уважения. А вот потертые джинсы и неопрятная прическа могут существенно снизить шансы на получение желаемой позиции, даже если по профессиональным требованиям человек полностью соответствует портрету идеального кандидата. На собеседовании мы всегда рассказываем соискателям, какой стиль и дресс-код приняты в компании, и дальше — все зависит от них, воспользуются они этой информацией или нет».

На первом собеседовании перед рекрутером стоит очень непростая задача — максимально объективно оценить кандидата за короткий промежуток времени. И внешний вид, хотя и является второстепенным фактором, может сыграть решающую роль. При виде человека, не приложившего усилий для того, чтобы хорошо выглядеть на интервью, напрашиваются вполне логичные выводы: это или отсутствие интереса к работе в компании, или элементарное неуважение к собеседнику, или отсутствие желания нравиться окружающим.
Отправляясь на собеседование, не упустите ни одной детали. Ведь человек, для которого карьера — серьезная работа, учитывает все нюансы, способствующие успеху.

Источник: The Career Forum

Оставить комментарий
При заполнении формы была допущена ошибка
Неверно заполненные поля отмечены красным.
Пожалуйста, проверьте форму еще раз.
Полезность публикации
Выберите мышкой число звезд, на которые вы оцениваете полезность материала и кликните, чтобы зафиксировать результат.
Имя*:
Комментарий*:
не более 1000 символов (введено: 0)
 или Отменить
Обратная связь