Сетевые продажи переживают «кризисный» бум

Сетевые продажи переживают «кризисный» бум
Юлия Остапчук

Поиск работы является актуальной проблемой для многих украинцев. Многие готовы рассматривать все возможные варианты. Довольно популярным и распространенным способом заработка стали прямые продажи, в том числе по схеме сетевого маркетинга.

В условиях кризиса наплыв желающих попробовать себя в этой сфере заметно увеличился. Однако, хотя стать консультантом может практически каждый, у этого бизнеса, как и у любого другого, есть свои плюсы и минусы, ограничения и правила.

Общие сведения

Прямые продажи - это реализация товаров или услуг конечному потребителю в удобном для клиента месте, рассказывает специалист по связям с общественностью ООО «Мэри Кэй (Украина) Лтд.» Юлия Терентьева.

Такие термины как «многоуровневый маркетинг» и «одноуровневый маркетинг» определяют схему организации бизнеса в компаниях прямых продаж, уточняет она. Если в основе структуры лежит многоуровневый маркетинг, это значит, что независимый продавец может получать доход как от собственных продаж, так и от продаж привлеченных в бизнес людей. В то же время, одноуровневый маркетинг подразумевает доход, в основном, от личных продаж.

Смысл сетевого маркетинга заключается в том, что товар продвигается не через магазины, а из рук в руки с помощью независимых дистрибьюторов. При этом дистрибьюторы могут привлекать партнеров с аналогичными правами и получают доход, зависящий от объемов закупаемой продукции - как лично, так и созданной ими сетью.

В прошлом году 5 крупнейших компаний прямых продаж в Украине заработали $450 млн. В частности, это такие довольно известные марки, как «Эйвон Косметикс Юкрейн», «Эмвей Украина», «Мэри Кэй (Украина) Лимитед», «Орифлейм Косметикс Украина» и ДП «Фаберлик Украина». Все эти компании являются членами Украинской ассоциации прямых продаж.

Всего же в Украине прямыми продажами занимается более 100 компаний, распространяющих самую разную продукцию - начиная от пылесосов и заканчивая биологически активными добавками. Однако бесспорным лидером по объему «сетевых» продаж остается косметическая продукция.

Кризисный наплыв

По неофициальным данным, дистрибьюторами прямых продаж сегодня выступают около 2 млн. украинцев. Обычно это женщины в возрасте от 25 до 55 лет. Для успешной карьеры в сетевом маркетинге отнюдь не обязательно иметь высшее образование, поскольку успех в этом деле зависит во многом от личных качеств человека (напористость, умение убеждать), а также от готовности и желания много работать.

Взамен компании предлагают возможность профессионального роста и увеличения заработка, причем как в качестве основной работы, так и как подработку, а также, зачастую, бесплатное обучение и поддержку.

Финансовый кризис довольно благоприятно повлиял на развитие компаний прямых продаж. Сегодня эти организации фиксируют большой наплыв женщин, желающих стать независимыми консультантами (дистрибьюторами).

«Количество консультантов с приходом кризиса сильно увеличилось. Очень много украинок ищут сегодня дополнительный заработок», - рассказывает региональный менеджер компании Oriflame по Украине, Молдове и Беларуси Матс Палмквист.

По его словам, в компаниях также заинтересованы в привлечении как можно большего количества распространителей продукции. Например, в Oriflame существует так называемая внутренняя «система pro», по которой приглашают и обучают новых консультантов.

Сетевые продажи привлекают, в первую очередь, возможностью дополнительного заработка. Вместе с тем, иногда представительницы слабого пола получают статус дистрибьютора просто для того, чтобы иметь возможность покупать товары со скидками. Ведь цены, например, на косметику в рознице заметно повысились, вслед за ростом курса доллара.

Доходы и расходы

Согласно данным экспертов, большинство дистрибьюторов имеют только проценты от продаж. Как правило, это 30-40%, средний заработок составляет около 1000 грн. в месяц. Вместе с тем, успешные продавцы со временем к процентам могут получить еще и стабильный оклад и зарабатывать до 8 тыс.грн., а заработки лидеров бизнеса могут достигать 50 тыс.грн.

Для распространителей косметики существует и определенная система льгот и схема формирования своего дохода. Так, М.Палмквист отмечает, что дистрибьютор косметики получает 30% своей чистой прибыли от продажи продукции. Кроме того, дистрибьютор может получать дополнительный доход - до 25% - от тех консультантов, которых он сможет привлечь к работе в сети.

«В Украине консультанты могут зарабатывать по $100-150 в месяц, используя при этом 7-10 часов в неделю. Есть те, которые зарабатывают гораздо больше, это их собственный бизнес, они давно работают в компании», - уточняет М.Палмквист.

К основным расходом можно отнести стоимость регистрации, минимальную закупку товара и каталоги. При этом обучение дистрибьюторов, как правило, является бесплатным.

Первые шаги и перспектива

Все, кто начинают свое сотрудничество с компанией, изначально имеют равные возможности. Независимо от статуса, все консультанты покупают продукцию у компании на одинаковых условиях.

Как и в любом бизнесе, далее все зависит от комплекса факторов: знания продукции, умения продавать, достигать поставленных целей, умения общаться, от настойчивости, упорства продавца и т.д.

Консультант сам планирует свое рабочее время, свои продажи и свой доход. Он определяет, сколько денег хочет заработать сегодня, на этой неделе, в этом месяце в зависимости от количества проведенных косметических классов и продаж.

При этом в каждой компании существует карьерная лестница, поднимаясь по которой консультанты могут добиться существенного увеличения заработка.

Плюсы и минусы сетевой торговли

Как и любой другой, этот вид ведения бизнеса имеет свои плюсы и минусы. Среди плюсов, во-первых, доступность: заниматься распространением продукции может абсолютно любой человек, здесь нет ограничений по возрасту, уровню образования или опыту работы.

Во-вторых, вы всегда работаете сами на себя, а ваш доход зависит только от количества проданной вами продукции. Кроме того, во время бесплатных тренингов вы можете познакомиться с новыми людьми, расширить свой кругозор. Несомненным плюсом является и свободный график ведения бизнеса - вы работаете в удобное для вас время.

Вместе с тем, есть в сетевых продажах и свои минусы. В частности, это большая эмоциональная отдача - вам необходимо переубеждать людей, расхваливая предлагаемую продукцию. Зачастую придется «пробивать» стену недоверия со стороны потенциальных покупателей: в обществе существует стереотип ушлого «сетевика», который изо всех сил старается продать вам абсолютно ненужные товары.

Также в большинстве случаев придется делать траты уже на первом этапе работы: на регистрацию и покупку каталогов. Ну и основной минус - нефиксированный заработок.

Между тем, подчеркивают рекрутеры, в данном случае вам никто ничего не сможет гарантировать, у вас не может быть фиксированного заработка.

В целом направление продаж сегодня очень востребовано. Среди наиболее популярных предложений - менеджеры по продажам, продавцы-консультанты и мерчендайзеры.

В большинстве таких вакансий обязательным условием является наличие опыта работы, высшего или специализированного образования, что не является обязательным для «сетевика». Вместе с тем, предлагается фиксированная - пусть и небольшая - ставка, чего нет в прямых продажах.

Осторожно, мошенники!

В сфере прямых продаж нередки случаи мошенничества и всякого рода афер, которые рассчитаны на наивность и доверчивость соискателей.

По словам рекрутеров, в эпоху кризиса аферисты стали особо активными и изощренными. Часто от имени несуществующих фирм размещаются объявления о наличии вакансий, а затем у соискателя выманивают деньги на покупку различных товаров - оборудования, книг, дисков и т.д.

Объявления о сомнительном сетевом бизнесе можно распознать по таким критериям:

  • публикуются в сомнительных местах;
  • не несут в себе конкретики (общие фразы из разряда «разбогатей за месяц», «постоянный доход в свободное время» и т.д.);
  • офисы, как правило, находятся в неприглядных местах.

Кроме того, специалисты советуют обязательно узнать как можно больше информации о компании-работодателе: поискать отклики о ней в Интернете, расспросить знакомых. Также компания не должна быть очень «молодой» (существовать на рынке около 3-х недель) и как минимум иметь собственный офис и стационарный телефон.

Выводы

Заниматься или нет прямыми продажами - дело сугубо личное. Возможность дополнительного заработка и невысокие стартовые требования обеспечивают стабильный приток соискателей, которые зачастую остаются в продажах довольно длительное время. Однако и у этого бизнеса есть свои - достаточно жесткие - правила и требования, соблюдать которые смогут не все.

Источник: BIZ.liga.net

Другие статьи в категории: Сетевой маркетинг и MLM
Оставить комментарий
При заполнении формы была допущена ошибка
Неверно заполненные поля отмечены красным.
Пожалуйста, проверьте форму еще раз.
Полезность публикации
Выберите мышкой число звезд, на которые вы оцениваете полезность материала и кликните, чтобы зафиксировать результат.
Имя*:
Комментарий*:
не более 1000 символов (введено: 0)
 или Отменить
Обратная связь