Как стать специалистом в сфере маркетинга

Как стать специалистом в сфере маркетинга
Юлия Данкова

«Маркетинг?! Это когда на вечеринке рассказываете красивой незнакомой девушке, какой вы хороший парень», — любят шутить маркетологи. Увы!

Официальные трактовки термина (а сегодня их накопилось несколько сотен!) более чем серьезные. Когда речь идет об увеличении оборотов продажи продукции, успешном продвижении и получении многомиллионных прибылей, как-то не до шуток. Впрочем, некоторые определения все же вызывают непроизвольную улыбку.

«Маркетинг — управление удовлетворением спроса путем торговли». Или: «Осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю». Читая подобные литературные перлы, понимаешь, секрет успеха основателя теории маркетинга Филиппа Котлера, объяснившего просто, но со вкусом: «Маркетинг— это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей, создавая у покупателя уверенность, что он представляет наивысшую ценность для компании». Казалось бы, все предельно четко и ясно, но… Как показывает практика, на отечественном рынке труда очень мало специалистов, которых можно назвать настоящими профи маркетинга. Причина — нехватка знаний, навыков и низкий уровень профессиональной подготовки большинства работников, занимающих соответствующие должности в украинских компаниях. Многие уверены: чтобы продвигать товары, достаточно прочитать учебник Котлера или окончить краткосрочные профильные курсы. На самом деле подготовку в этом направлении можно сравнить с музыкальной грамотой. Согласитесь, нельзя стать великим пианистом, послушав вальсы Шопена и проучившись пару лет в музыкальной школе. Придется поступить в консерваторию, посещать выступления коллег и известных исполнителей, разбираться в разнообразнейших музыкальных направлениях и, конечно же, постоянно шлифовать технику игры на инструменте. Как и хороший музыкант, маркетолог просто обязан получить качественное образование, причем не ограничивающееся курсом высшей школы.

СБЫТовая ТЕХНИКА.

Отношение к высшему профильному образованию у маркетологов более чем неоднозначное. Одни бесспорно уверены в необходимости вузовского обучения, другие, ропщут на чрезмерную теоретизацию, бесполезную в реальных условиях рынка. Как бы там ни было, университетский диплом все же лучше получить.

По словам работодателей, рекрутеров и менеджеров по персоналу, далеко не все сотрудники отделов маркетинга имеют профильное ВО. Среди отечественных специалистов немало инженеров, лингвистов, преподавателей, рекламщиков… Причины такого несоответствия должностей и «корочек» просты. Во-первых, специальность «маркетинг» появилась в вузах сравнительно недавно. Во-вторых, уровень знаний выпускников профильных факультетов оставляет желать лучшего. У них нет необходимых умений и навыков практической работы, а порой даже знаний самых элементарных вещей и понятий! Неудивительно, что работодатели отдают предпочтение не новичкам, а опытным специалистам, пусть и без дипломов с пометкой «маркетинг». Другое дело — профильное высшее образование, подкрепленное стажем работы (желательно, в отделах сбыта, продажи или рекламы, даже на самых рядовых позициях, скажем, промоутера или агента). Такой квалифицированный сотрудник уже стоит предложения и достойной зарплаты, и карьерных перспектив.

Куда поступить? Специальность «маркетинг» (направление «экономика и предпринимательская деятельность») успела завоевать популярность у абитуриентов. Сегодня она представлена во многих учебных заведениях, как государственных, так и частных. Интересно, что подготовкой маркетологов занимается даже Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» (специализация «промышленный маркетинг»). Разобраться в многочисленных предложениях обучающих программ довольно сложно, тем более что отличаются они не только стоимостью, но и специализацией, которая зависит от специфики вуза: управленческая, техническая, экономическая, рекламная, производственная… Так универсальные знания маркетинга дает Киевский национальный экономический университет, где студентов учат анализировать и прогнозировать рыночные ситуации, разрабатывать рекомендации по выпуску товаров и формированию их ассортимента, реализовывать маркетинговые программы и ценовую политику предприятий. Список предметов довольно обширный и включает общественно-политические, общеэкономические, правовые и технические дисциплины (экономика труда, управление трудовыми ресурсами, социальная политика, менеджмент продуктивности, планирование и анализ деятельности организаций). Из профильных: стратегический и промышленный маркетинг, ценовая, маркетинговая, инновационная и товарная политика, маркетинговый менеджмент. Искусству продвигать на рынке услуги в сфере туризма обучают в Киевском университете туризма, экономики и права на специальности «маркетинг туризма и гостиничного хозяйства». А вот изучить экономику и маркетинг средств массовой информации, а также маркетинг недвижимости можно в Международном Соломоновом университете.

Что нужно знать? Специфика знаний и умений, необходимых для работы в сфере маркетинга, зависят от должности и функциональных обязанностей. Чартерный институт маркетинга (Chartered Institute of Marketing, CIM), крупнейшая европейская ассоциация маркетологов определила основные требования к образовательному багажу сотрудников соответствующих подразделений, работающих на операционном уровне. По мнению экспертов, специалисты, занимающие позиции бренд-, продакт-, эккаунт-менеджеров, руководителей отдела маркетинга или бизнес-направления, должны уметь:

  • использовать и анализировать информацию маркетинговых исследований, планировать деятельность и определять полученные результаты;
  • составлять маркетинговый план с учетом различных факторов и элементов, проводить аудит, определять и измерять основные показатели, влияющие на успешность результатов работы;
  • понимать специфику и важность маркетинговых коммуникаций, а также то, каким образом взаимосвязаны все элементы промокомпаний;
  • эффективно управлять маркетинговой деятельностью, уметь планировать и контролировать процесс реализации проектов, знать и понимать механизмы взаимодействия маркетинга с другими направлениями деятельности компании.

Знаете ли вы? Вряд ли всему научитесь в стенах вуза. Пробелы в подготовке придется восполнять на практике, в ходе непосредственной работы. Поэтому новички, как правило, ключевых позиций в компании не занимают и не влияют на принятие решений, потому их ошибки носят сугубо технический характер. По словам руководителя Департамента академических программ Международного института бизнеса Ольги Карповой, молодым и неопытным специалистам дают время для адаптации в компании. Чтобы минимизировать возможность возникновения погрешностей в работе, работодатели организовывают тренинги, курсы и мастер-классы. Впрочем, постоянно повышать квалификацию приходится и сотрудникам со стажем. Ведь чем выше занимаемая позиция, тем большую цену придется заплатить за малейшую оплошность или неточность.

Каждому – по потребностям.

Если хотите достичь профессиональных успехов, одного высшего образования будет недостаточно. Приобрести новые знания и усовершенствовать навыки можно с помощью различных учебных программ, и не только отечественных, но и международных.

Многие учебные заведения предлагают долгосрочные и краткосрочные курсы подготовки по направлению «маркетинг». Так профильные учебные предложения можно найти в портфеле Международного института бизнеса, который с 1997 года реализует программы Чартерного института маркетинга. Изначально предлагался сертификатный уровень обучения (для тех, у кого не было опыта работы в маркетинге). Сегодня представлены две программы более продвинутого уровня — Professional Diploma и Professional Postgraduate Diploma (соответствует аспирантуре).

Требования к поступающим. Как объяснили в МИБ, каждая из программ имеет свою целевую аудиторию и перечень учебных курсов. Принимают на обучение только абитуриентов с университетскими дипломами и опытом работы.

Professional Diploma in Marketing:

  • любое ВО + 2 года опыта в сфере маркетинга или продаж;
  • ВО по маркетингу, менеджменту, финансам + 1 год опыта работы в сфере маркетинга или продаж;
  • неоконченное ВО + 3 года опыта в сфере маркетинга или продаж.

Professional Postgraduate Diploma in Marketing 

  • СІМ Professional Diploma in Marketing;
  • 6 лет опыта в сфере маркетинга или продаж (3 из них — на руководящей должности).

Зачем это нужно? По словам Ольги Карповой, диплом CIM — сертификат качества специалиста, подтверждающий его соответствие международному стандарту отрасли. Так что, если планируете построить карьеру в маркетинге (неважно, в Украине или Европе), без такой подготовки обойтись довольно сложно. Среди преимуществ обучения — возможность войти в профессиональное международное сообщество, получить доступ к ресурсам и информации, международному рынку труда, постоянно совершенствовать знания и участвовать в различных профессиональных мероприятиях. Ну и конечно важно, не выезжая за границу, заработать в актив престижный европейский диплом, эффективно совмещая работу и учебу.

Мнение профи.

Ольга Карпова, руководитель Департамента академических программ МИБ:

— Профессиональная подготовка — важнейший фактор для специалиста, работающего в любой отрасли, и маркетинг — не исключение. Это ключевая составляющая, как для построения успешной карьеры, так и для эффективной работы по достижению целей, которые ставит перед собой работодатель и каждый отдельный сотрудник. К тому же есть такое понятие, как «постоянное профессиональное развитие»

(Continuous Professional Development). Специалист не должен и не может останавливаться в самосовершенствовании, даже если достиг высокой позиции топ-менеджера или руководит компанией.

Советы из интернет-форумов.

  • Думаю, наилучший способ стать специалистом по маркетингу — устроиться в отдел продаж, куда часто берут новичков без опыта. А проработав хотя бы годик, изучив специфику рынка и принципы продвижения товаров, уже можно и в маркетинг податься.
  • За годы работы в маркетинге встречала немало хороших специалистов без профильного образования: переводчиков, инженеров и даже… учителей младших классов! Так что убедилась на собственном опыте: обучение в специализированном вузе — далеко не показатель профессионализма. К сожалению, часто уже после пары минут общения с выпускниками-краснодипломниками, приходящими на собеседование, понимаю, что они не знают самых элементарных вещей и даже понятия не имеют, чем будут заниматься на работе.
  • Удачный старт для карьеры в сфере маркетинга — должность ассистента маркетолога плюс обучение (параллельно) на заочном отделении. Если зарекомендуете себя хорошим специалистом, получите доступ в «большой маркетинг». К тому же неплохо поучаствовать в каком-нибудь крупном исследовательском или стратегическом проекте, а лучше нескольких, чтобы составить содержательное портфолио.
  • К сожалению, вузовские программы подготовки маркетологов чрезмерно теоретизированы. Такие же важные для профессии понятия как стрессоустойчивость, риск и аналитика совершенно не рассматриваются. Что говорить, если университетские преподаватели не могут толком объяснить отличия в функциональных обязанностях различных маркетинговых подразделений. Так что настоятельно рекомендую, кроме классического высшего, получить еще и бизнес-образование. Без этой составляющей путь в истинные профессионалы заказан.

Источник: rabotaplus.com.ua

Другие статьи в категории: Маркетинг, реклама, PR
Оставить комментарий
При заполнении формы была допущена ошибка
Неверно заполненные поля отмечены красным.
Пожалуйста, проверьте форму еще раз.
Полезность публикации
Выберите мышкой число звезд, на которые вы оцениваете полезность материала и кликните, чтобы зафиксировать результат.
Имя*:
Комментарий*:
не более 1000 символов (введено: 0)
 или Отменить
Обратная связь