Навыки XXI века: как получить их в школе?

Навыки XXI века: как получить их в школе?

Чтобы смело выйти из школы навстречу миру XXI века, ученику недостаточно получить академические знания. Залог счастливой и комфортной жизни в будущем кроется не в высоких тестовых баллах – она ​​появляется тогда, когда каждый ученик получает возможность развития, роста и полного раскрытия своего потенциала.

Покидая школьные стены, сегодняшний выпускник должен подходить к любому делу с творчеством, гибкостью и собственным видением, ориентироваться в информационном пространстве и пользоваться современной техникой, быть инициативным и ответственным, сотрудничать с другими и быть лидером. Такой набор умений получил название «Навыки XXI века» и был определен выдающимися педагогами, руководителями предприятий, учеными и правительственными учреждениями как необходимый современному человеку.

Но как органично интегрировать изучение таких навыков в устоявшуюся школьную систему? Как изменить учебную модель без дополнительной нагрузки на учителей?

Ответом на эти вопросы стала программа «Лидер во мне», по которой сегодня работает уже более 3 тысяч школ по всему миру. Программа помогает обучать школьников лидерству и навыкам XXI века, а ее авторы и те, кто ее внедряет, считают каждого ребенка одаренным и способным быть лидером. В контексте программы понятие лидерства отличается от привычного для общества понимания лидера как руководителя и вожака и прежде всего означает способность человека быть лидером для самого себя: управлять собственной жизнью и строить её по своему желанию. Благодаря такому подходу дети учатся с удовольствием, гармонично развиваются, чувствуют себя важными и необходимыми в каждую минуту школьной жизни. С другой стороны, программа касается и образовательного процесса, считая, что изменения в школах начинаются с каждого его участника. С началом программы в школе ее принципам сначала учится учительский и административный состав, который затем доносит их до детей в течение обучения. Это сплачивает учителей и учеников, помогая им быть на одной волне.

Ключевой компонент «Лидера во мне» — программа Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», адаптированная для учебных заведений. Это синтез универсальных принципов личностной и межличностной эффективности, таких как ответственность, сплоченность, командная работа и т.п., одинаково понятных для людей всех культур.

Детский вариант «7 привычек» звучит так:

Привычка #1. Я проактивный

Я ответственный человек, я беру на себя инициативу, я выбираю, как действовать, как относиться, какое настроение иметь. Я не обвиняю других в своих неправильных действиях. Для того, чтобы поступать правильно, мне не нужно, чтобы об этом кто-то попросил, я поступаю правильно, даже если никто не видит.

Привычка #2. Я знаю свою цель

Я планирую заранее и ставлю перед собой цели. Я делаю то, что имеет значение. Я важная часть своего класса и руководствуюсь школьными миссией и видением. Я стараюсь быть порядочным гражданином.

Привычка #3. Я делаю сначала важное, а потом срочное

Я трачу свое время на наиболее важные дела. Это значит, что я говорю «нет» тому, что мне не нужно делать. Я устанавливаю приоритет, составляю расписание и двигаюсь по плану. Я дисциплинирован и хорошо организован.

Привычка #4. Я думаю в стиле «win-win»

Я соблюдаю баланс между тем, чего желаю я, и тем, чего хотят другие. Когда начинается конфликт, я ищу решения, при котором обе стороны выигрывают.

Привычка #5. Я сначала слушаю другого, а потом объясняю свое

Я выслушиваю идеи и чувства других. Я хочу увидеть ситуацию с точки зрения другого. Я слушаю и не перебиваю. Я слушаю ушами, глазами и сердцем. Я уверенно выражаю свои идеи.

Привычка #6. Я создаю синергию

Я ценю сильные стороны других людей и учусь у них. Я устанавливаю хорошие отношения с другими, даже с теми, кто на меня не похож. Я хорошо работаю в группе, ведь знаю, что в команде мы можем найти лучшие решения, чем поодиночке. Когда есть два варианта, я всегда ищу третью альтернативу.

Привычка #7. Я вовремя точу пилу

Я правильно питаюсь, занимаюсь физическими упражнениями — забочусь о своем теле.

Я изучаю много нового, и не только в школе — забочусь о своем уме.

Я провожу время со своей семьей и друзьями — забочусь о своем сердце.

Я уделяю время тому, чтобы помогать людям — забочусь о своей душе.

Я соблюдаю баланс между всеми частями своей жизни.

Согласно данным официального веб-сайта «The Leader in Me», в результате внедрения программы:

  • ученики становятся более уверенными в себе, более инициативными, креативными, коммуникабельными, лучше работают в команде, уделяют больше внимания самостоятельному обучению;
  • улучшается школьная культура;
  • значительно улучшается дисциплина;
  • учителя гордятся своими учениками;
  • родители довольны изменениями и больше вовлекаются в процесс.

Первой и пока единственной украинской школой, внедрившей программу «Leader in Me», стала Новопечерская школа в городе Киев. Украинская программа образования здесь дополнена ведущими мировыми методиками, которые помогают легко усвоить навыки XXI века в процессе обучения. Большинство заданий на уроках выполняется в группах, что развивает коммуникационные и командные навыки, а к самим задачам нужно подходить с творчеством и собственным пониманием. Кроме того, в школе всячески поддерживают интересы детей, поэтому после основного академического обучения учащиеся могут выбрать один или несколько кружков художественного, спортивного, IT и другого направления.

В старшие классы Новопечерской школы дети с учебными, творческими и спортивными достижениями могут поступить бесплатно, приняв участие в конкурсе грантов, который ежегодно проходит весной-летом.

Другие статьи в категориях: Советы абитуриентам, Образование, наука
Оставить комментарий
При заполнении формы была допущена ошибка
Неверно заполненные поля отмечены красным.
Пожалуйста, проверьте форму еще раз.
Полезность публикации
Выберите мышкой число звезд, на которые вы оцениваете полезность материала и кликните, чтобы зафиксировать результат.
Имя*:
Комментарий*:
не более 1000 символов (введено: 0)
 или Отменить
Обратная связь