Учиться ничему (и никогда) не поздно

Учиться ничему (и никогда) не поздно

Взрослые люди, клиенты психолога, говорят о своём Несбывшемся. О том, чему не научились в детстве и юности. Сейчас, в 45 лет, я учусь ... езде на кроссовом мотоцикле.

Все знают поговорку: «Учиться никогда не поздно». При случае мы с удовольствием говорим её кому-то. Но, когда дело доходит до того, чтобы самим начать учиться чему-либо в зрелом возрасте, частенько утверждаем обратное. Мол, что вы! Мне уже поздно.

Взрослые люди, клиенты психолога, говорят о своём Несбывшемся. О том, чему не научились в детстве и юности. Они называют разные реальные причины. Например,  не было преподавателя или финансовой возможности в семье. Родители считали желание ребёнка несерьёзным. Не подходили для секции (студии, мастерской) по возрасту, полу, росту, весу или способностям. У каждого – своя история.

Тогда я спрашиваю, почему сейчас человек не учится. Ведь сегодня у него или у неё есть финансовая возможность, можно найти преподавателя (тренера) и не нужно спрашивать разрешения у родителей.

В отличие от историй, ответы очень похожи. Говорят, что время ушло (то самое «уже поздно»). Что уже «не те мозги», не та физическая форма. Что неловко заниматься вместе с 18-летними (20-летними, 30-летними). Статус не позволяет. Мол, как это я – директор, мать взрослых детей, начальник, отец, бабушка, дед, - буду «заниматься ерундой»! Как я буду выглядеть?! Стыдно не уметь того, что умеют (должны уметь) все!

Эти сомнения знакомы многим людям зрелого и старшего возраста. Развеять их прописными истинами вроде: «Не нервничайте! Вы прекрасно выглядите для своего возраста» не получится. Вышеупомянутая поговорка тоже не очень помогает.

Сейчас, в 45 лет, я учусь тому, чему начинают учиться в детстве. Я учусь езде на кроссовом мотоцикле. Мой тренер старше моего сына всего на два года. Учиться действительно никогда не поздно! Как только вы решитесь сказать, что чего-то не умеете, окажется, что вы не одни. Найдутся ваши ровесники, которые тоже стесняются своего неумения.

Тот, кто учится, выглядит замечательно!


 Из дневника начинающей. Первое занятие.

То, проходило под рубрикой «Хочу, планирую, собираюсь», сегодня обрело конкретику. Назначено время первого занятия. Оговорено место встречи с тренером. Выставлен будильник на мобильнике. Завтра начинаю!

Поскольку я точно знаю, что нужно выспаться, то долго не могу заснуть и просыпаюсь задолго до звонка будильника. Спать хочется ужасно!

В гараже тренер показывает учебный мотоцикл – чистенький, яркий, жёлто-синий. Говорит, что есть ещё точно такой же чёрный и предлагает выбрать. Конечно, я выбираю жёлто-синий, «для девочек».

Мы подбираем мне экипировку (много из того, что я взяла, оказывается лишним) и отправляемся на мотокроссовую трассу.

Вчера шёл дождь,  чернозём превратился в грязь. За ночь лужи уже не успевают высохнуть. Осень.

Тренер решает, что начнём мы на травянистом участке возле трассы. А когда всё подсохнет, попробуем на земле.

Переодеваюсь и сразу убеждаюсь в том, что экипировка для мотокроссовой езды и для мототуризма (я ездила пассажиром) действительно две разные экипировки.

Для мотокросса всего больше. Оно более тяжелое и громоздкое. Чувствую себя, как в костюме робота. М-да, теперь «со  всем  этим попробую взлететь». Как же люди передвигаются в полной экипировке – в настоящих мотокроссовых сапогах, шлеме с очками, с защитой шеи?!

Они не просто передвигаются по земле и ездят на мотоцикле. Они ещё и делают разминку перед ездой. Делаю её и я. Что ж, специфично…

Затем – информация об органах управления мотоцикла. Честно говоря, у меня были опасения, что не пойму, не запомню, придётся переспрашивать. Может быть, неоднократно. Все остальные, конечно же, запоминают с первого раза, а другим здесь делать нечего… В общем, «позор джунглям!».

Но тренер так объясняет и показывает, что, во-первых, действительно понятно. Во-вторых, не так уж и сложно. А, в-третьих, переспросить не стыдно. Наоборот, не переспросить, если тебе это нужно – глупо.

После знакомства с управлением никто ещё никуда не едет. Сначала я учусь чувствовать и переключать передачи. С тоской вспоминаю о кроссовках.

И вот, наконец, долгожданный момент – трогание с места. Тренер ещё раз напоминает последовательность действий и то, что сначала мы будем работать без газа. Только со сцеплением. Я убеждаюсь в посконности его правды и сермяжности истины, попробовав «газануть» на месте. Ручка газа настолько чувствительна! Теперь я абсолютно точно понимаю, что значит «мотоцикл уехал из-под пилота».

На сцеплении, так на сцеплении. Выжимаю ручку и под тренерское: «Плавно, плавно», - потихоньку отпускаю. Весной у меня был перелом левого запястья. А сцепление выжимается как раз левой рукой!  Теперь при движении «выжать – плавно отпустить» последствия очень «аукаются».

Как бы то ни было, мотор работает, я вслушиваюсь и вчувствываюсь. Ничего не происходит. Потом опять ничего не происходит. А потом – изменяется звук двигателя, сам мотоцикл как будто становится легче и – мы едем! Я еду! Я очень взрослая и солидная дама. Психотерапевт и ведущая групп. И мне совсем не стыдно за свой восторженный визг!

После восторга наступают «суровые будни». Наверное, моё отсутствие чувства равновесия уникально. И я вместе с ним. Только успешному обучению эта уникальность никак не помогает.

Я честно стараюсь выполнять все указания тренера. Пытаюсь расслабить руки. Смотрю вперёд перед собой – туда, куда собираюсь ехать. Сижу прямо (это мне так кажется) и для того, чтобы повернуть, только наклоняю руль. На самом деле свешиваюсь в сторону и, конечно же, заваливаюсь вместе с мотоциклом.

Мы меняем места езды, но получается, как в арифметике. «От перемены мест слагаемых», – и так далее.

Всё это время тренер придерживает мотоцикл, бежит рядом, не давая полностью упасть. К моим стараниям прибавляются ещё и переживания по этому поводу. Картинка похожа на обучение маленьких детей езде на двухколёсном велосипеде. Но мы с мотоциклом весим в разы больше. Бегать за нами приходится дальше, дольше и быстрее.

Тренировка приближается к концу. Трогаться получается нормально. А вот ехать – никак. Прошу тренера не придерживать мотоцикл. Но тренер отвечает, что нам падения пока не нужны.

Наступает момент, когда чем больше стараюсь, тем хуже получается. Выравнивая руль или просто придерживая мотоцикл, откручиваю газ. Переключая передачу, начинаю ронять мотоцикл. Забываю, где тормоз.  Забываю переключиться на нейтральную передачу. Или «проскакиваю» через одну. Похоже, это усталость настигла и победила.

На последнем тренировочном «отрезке» я всё же умудряюсь упасть. Не больно, не сильно, из стоячего положения. Такое падение было практически невозможно осуществить! Но я осуществила.

Когда тренер говорит об окончании тренировки, я только согласно киваю. С чего бы это так устать?! Это же не я за тренером два с половиной часа бегала…

Попив водички, подвожу первый и самый главный итог: заниматься буду продолжать. Не поехала с первого раза – поеду со сто двадцать первого!

Учиться – всегда вовремя!

 

 

 

 

 

 

 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток Спорт, здоров'я