Семейный бизнес в вопросах и ответах

Семейный бизнес  в вопросах и ответах

В основе построения любого семейного, а впоследствии и родового бизнеса, лежат семейные отношения. Энергия и сила семьи является мощнейшим ресурсом бизнеса, особенно в момент его создания и на начальном этапе его развития.

Какой бизнес можно назвать семейным?

Семейным бизнесом можно назвать такую компанию, которую создали и которой владеют члены одной семьи, и которая впоследствии планируется к передаче по наследству следующему поколению.  В момент перехода семейного дела следующему поколению бизнес из «просто семейного» становится уже «родовым».

Наряду сдолгосрочным семейным бизнесомсуществует также и такое явление как семейный бизнес одного поколения.  Такой бизнес могут создать, например, муж с женой, так сказать для себя и своей профессиональной реализации, без каких либо планов по передаче семейного дела своим детям.

Или в какой-то момент родители сталкиваются с проблемой нежелания детей продолжать начатое родителями дело, и бизнес продаётся «в другие руки».

Но в любом случае, бизнес, во владение и работу которого включены члены одной семьи, можно назвать семейным.

Какое значение играют семейные и родовые предприятия для общества?

Можно смело сказать: очень большое.

По данным западных аналитиков семейные (и родовые) предприятия составляют 70% всех компаний в мире, а на Востоке эта цифра приближается к 90%. Исследования, проведённые в России, показывают, что около 80-ти % всех предприятий также являются семейными. Можно смело предположить, что и в Украине ситуация похожая. Целенаправленных исследований у нас пока не проводилось.

Родовых компаний в нашей стране пока ещё очень мало, это исторически обусловлено и связано с относительной молодостью бизнеса в нашей стране вообще.

В целом, семейные компании играют жизненно важную роль в поддержании экономики своих стран и в обеспечении занятости населения.

Семейный бизнес – это основа экономики любой страны и Украина тут не исключенье.

 Что лежит в основе семейного бизнеса?

В основе построения любого семейного, а впоследствии и родового бизнеса, лежат семейные отношения. Энергия и сила семьи является мощнейшим ресурсом бизнеса, особенно в момент его создания и на начальном этапе его развития.

Для того, чтобы семейные отношения оставались ресурсом, а не перешли в разряд разрушительных факторов в бизнесе, этиотношения нужно учиться правильно выстраивать, сохранять и развивать, причём целенаправленноисознательно. Это является ключевой и одной из самых сложных задач в семейном бизнесе.

Очевидно также, что главная проблема семейного бизнеса проистекает из той же причины, что и ее преимущество, и заключается всложностях семейных взаимоотношений.

Какие простые советы можно дать в помощь семье, владеющей общим бизнесом и включённой в его работу?

  • Спросите себя и родных для чего вам нужен семейный бизнес? 

Это даст вам очень много информации для понимания и планирования совместной работы в общем бизнесе. «Нет» соперничеству и нездоровым амбициям, «да» общим целям и потребностям. Члены одной семьи отлично знают «нутро» и характер друг друга – не питайте иллюзий и смотрите правде в глаза. Не все члены вашей семьи подходят для работы в общем бизнесе, это не трагедия.

  • Договоритесь между собой о ролях, функциях, полномочиях, ответственности,  и … о  деньгах (!).

Учитывайте склонности и таланты друг друга, разделите работу и ответственность по способностям.  В тоже время, будьте готовы (все) делать не только свою часть работы, но и браться за дополнительную, и заменять друг друга на какое-то время. 

Сразу договоритесь о том, как вы будете распределять полученный доход и прибыль и придерживайтесь дисциплины в отношении распределения денег. Тема денег в нашей стране – это самый тёмный лес, в котором многие блуждают, причём в потёмках.  Учитесь управлять личными финансами и отделять личные деньги от денег бизнеса.

Может так оказаться, что на начальном этапе бизнеса (start up) зарплаты как таковой не будет, это нормально, сразу договоритесь об этом, а также обсудите возможные источники дохода для каждого участника бизнеса (для «поддержания штанов»). Поговорите об этом открыто! Не думайте, что другие члены семьи это и так понимают – не понимают и верят в лучшее.

  • Установите  «вертикаль власти», помните, что семья ≠ бизнес.

Решите, кто будет руководителем сразу. Ничего личного, это бизнес. В бизнесе роли могут распределяться по-другому, нежели в семье, а могут и совпасть. Это зависит от отношений в конкретной семье. Для того, чтобы управлять бизнесом, нужны совершенно определённые качества личности, которые проявляются у человека, не зависимо от пола или образования. Также помните, что двоевластие плохо сказывается на бизнесе («нет» соперничеству и нездоровым амбициям, «да» общим целям и потребностям!).

  • Оставляйте нерешённые проблемы в офисе и не переносите деловые конфликты в семью.

Это самая трудная задача. Но, поверьте мне, она выполнимая. В любом случае, семья всегда важнее бизнеса. Ваш бизнес базируется именно на семейных отношениях. Разрушив их, заместив семейные отношения рабочими проблемами, вы разрушите и фундамент бизнеса.

Делайте над собой усилие и останавливайте поток своих мыслей и реплик за рамками рабочего дня, договоритесь об этом между собой и помогайте друг другу остановиться вовремя.  Просто говорите себе «стоп» и переключайтесь на какое-либо домашнее дело, переключитесь с умственной работы на физическую.

  • Договоритесь о графике проведения планерок и собраний, используйте это время по назначению.

Даже в малом бизнесе нужно регулярно обсуждать и планировать дела вместе. Вам только кажется, что остальные знают о ваших планах, а вы точно знаете, какие проблемы или вопросы есть у других. Регулярные рабочие обсуждения помогут избежать недоразумений и дадут каждому уверенность и много энергии для дальнейшей работы. Проверено!

  • Отделите собрания от семейных посиделок … за чаем.

Это поможет отделить рабочие дела от сугубо семейных вопросов. Начиная собрание, сразу оглашайте, что это - собрание, его цель, перечень вопросов для обсуждения и лимит времени. Это сугубо ответственность руководителя. К собраниям нужно готовиться, это бизнес.

Ну что ж, за дело!

Удачи вам и вашей семье в вашем семейном бизнесе! 

 

С уважением, Елена Ламанова, коуч и бизнес - тренер по взаимоотношениям в семье и бизнесе, учредитель Школы Семейного Бизнеса «Триллиум®».


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI Психологія, емоційний інтелект