Публичное выступление: 5 типичных ошибок начинающего оратора

Публичное выступление: 5 типичных ошибок начинающего оратора

Недавно меня, как модератора, пригласили провести круглый стол - встречу молодёжи с уважаемым человеком. Он - доктор наук, профессор, декан, масса заслуг.

Начал с подготовленного выступления. "Потерял" аудиторию на шестой минуте (первые пару минут действовало обычное любопытство, еще 2-3 минуты работала инерция: позитивный настрой на встречу создавался заранее). В чём причина?

К сожалению, уважаемый прфессор почему-то наступил на те же грабли, что и начинающие ораторы. (То ли решил не напрягаться и пренебрёг вещами для человека такого уровня, казалось бы, очевидными, то ли просто привычки отслеживать реакцию аудитории нет: декана обычно по-любому слушают. А может, несмотря на звания, он ещё не состоялся как оратор?)

В общем, получилась просто "классика жанра": КАК НЕ СТОИТ ВЫСТУПАТЬ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ.

ОШИБКА № 1 "Есть контакт? - нет контакта!". Оратор и слушатели находятся отдельно друг от друга. Один выступает, другие...заняты своими проблемами, никто никому не мешает, в общем. После речи - разочарование с обеих сторон гарантировано. ЧТО ДЕЛАТЬ? Начать с визуального контакта. Стараться обратить свой ясный взор на слушателей, а не смотреть на потолок или в пол, ещё хуже - над зрителями, в даль, так сказать. Встречаться взглядом, "ловить" эмоции (интерес? равнодушие?), делиться своими!

ОШИБКА № 2 "Мы с тобой два берега...". Оратор как будто и смотрит на аудиторию, и даже с некоторыми слушателями взглядом встречается, а вот близость не получается! Слушатели сами по себе как-то... ЧТО ДЕЛАТЬ? ОБЩАТЬСЯ СО СЛУШАТЕЛЯМИ! Демонстрировать интерес, обращаться к отдельным группам или индивидуально ("А вот вы, молодой человек, что думаете по этому поводу?"). Задавать вопросы ("Кто знает, что означает этот термин?"). Даже если обстоятельства как будто требуют от вас затяжного монолога, создавать диалогический формат речи ("О чём этот факт свидетельствует? Он говорит о том, что..."). В общем, не забывать, что КОММУНИКАЦИЯ - ЭТО СВЯЗЬ! Хороший оратор всегда ВМЕСТЕ со своими слушателями, а не где-то в стороне.

ОШИБКА № 3 "Спи, моя радость усни..." Оратор говорит по существу, добросовестно озвучивает вполне грамотный, содержательный текст. А слушателей что-то потянуло зевать, вялые они какие-то стали, умные мысли оратора до них почему-то доходят с трудом. С чего бы это? МОНОТОННОСТЬ изложения - вот, что их усыпляет.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Помнить, что ГОЛОС оратора - это его волшебная палочка. Захочет - проймёт слушателей до мурашек, захочет - усыпит в два счёта. Можно доверительно шепнуть, можно пафосно воззвать, можно по-дружески намекнуть... Всё можно! Это же ваш голос!

Поэтому:
1. ИНТОНИРОВАТЬ (эмоционально окрашивать слова, фразы), 2. Менять ТЕМП речи (говорить быстрее - медленнее),
3. Изменять ГРОМКОСТЬ (поищите, где у вас регулятор громкости, ну, ручечка такая:))
4. Делать ПАУЗЫ (смысловые - перед ключевыми словами, например).
5. Отслеживать КАЧЕСТВО голоса (уверенный - неуверенный, спокойный - напряжённый).

P.S. Уважаемый прфессор (см. начало) эти научные термины, я уверена, знает. Но вот использовать эти средства на практике похоже не умеет. А как же связь теории с практикой? Для того, чтобы одно не осталось без другого (ведь сила-то в единстве!), и были, видимо, придуманы тренинги.

Продолжение следует...


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами