Проблемы с подростками или проблемы подростков?

Проблемы с подростками или проблемы подростков?

Наиболее часто мы обсуждаем те проблемы, с которыми сталкиваемся мы, взрослые, в отношении с подростками. Но сегодня я расскажу о проблемах самих подростков и как помочь в их разрешении.

Проблемы с подростками или проблемы подростков?

Подростковый период и связанные с ним трудности часто становятся предметом рассмотрения общества, но главный акцент в этом вопросе ставится на проблемах в отношениях с подростками, а не на проблемах, с которыми сталкивается подросток, хотя именно они способствуют или тормозят становление подростка как личности.

Хотелось бы в этой статье остановиться на наиболее существенных характеристиках, присущих школьникам 5-9 классов, то есть возрастной категории 10-14 лет.

Жизнь каждого подростка наполнена противоречиями.

Не смотря на то, что подросток считает себя взрослым, реальные его силы соответствуют детским. Одно из утверждений, которое вы можете услышать от подростка, как ничто другое отражает главное противоречие этого периода, звучит приблизительно так: «Я уже взрослый, потому взрослым не доверяю». Это противоречие порождает ряд других.

Самое большое желание подростка– быть принятым в ту или иную компанию, быть ее полноправной частью, жить по ее правилам. Но как не парадоксально, именно подростковые группы являются наиболее замкнутыми, новичкам очень трудно попасть в них, что часто становиться причиной чувства одиночества, которое окружает подростка с трудностями в общении.

Еще одним противоречием в подростке является его желание быть «ни на кого не похожим», которое уживается со стремлением быть «как все». Для него важно стремление к уникальности и индивидуальности, и за свое право быть таковым он готов бороться.

В подростке еще так много из детства, ему еще интересны игры, мало того, он испытывает потребность в игровой деятельности. Но с другой стороны он считает себя взрослым, а взрослым не пристало играть в игры, потому стесняясь собственной «детскости», он отказывается от игры. Заменителем игры, вернее, механизмом ее защиты от самого себя является потребность в романтике, приключениях, необходимость переживать яркие и эмоциональные события. Хотелось бы подчеркнуть, что для нормального развития подростка ему необходим в жизни определенный ряд событий и эмоциональных переживаний, связанных с ним.

  • Подросток находится в стадии наибольших изменений, и именно эти изменения становятся причиной его поведения.
  • Он очень быстро растет, но сам стесняется своего быстрого роста.
  • Он быстро меняется во всех отношениях, но сам чувствует дискомфорт от постоянных изменений как вокруг него, так и в нем самом, потому так нуждается в незыблемом убежище понимания и любви старших.
  • Собственная неуверенность смущает его, потому он пытается скрыть ее всеми доступными способами.
  • Он испытывает нужду в действии и движении, но окружающие его взрослые только тормозят его своими нескончаемыми наставлениями и поучительными беседами.
  • Подросток не готов сразу же верить всему, что ему говорят, или принимать чужие советы, для него важно формировать свое собственное мнение по каждому вопросу, с которым он сталкивается.
  • Ему нравится все яркое, неожиданное, экстравагантное и нестандартное. В нем преобладает желание быть похожим на настоящих героев, в то время как обыденность и «серые» люди его совершенно не интересуют.
  • Хоть он и осознает, что его жизненный опыт в сфере общения еще слишком мал, именно эта грань человеческого бытия составляет для него наибольший интерес.

Собрав все эти утверждения в единое целое, можно увидеть совокупный портрет подростка, хотя список подобных тезисов можно продолжать еще очень долго. Парадоксально, что, не смотря на достаточную информированность взрослых о чувствах и переживаниях подростком, знания не применяются в реальных отношениях, так и остаются просто знаниями.

Главный вопрос состоит вот в чем: как создать все необходимые условия для того, чтобы жизнедеятельность подростка функционировала нормально? Эти вопросом задавались во все времена, потому ответы на эти вопросы мы можем найти на страницах педагогической, психологической литературы, а также в художественных произведениях. Но самое важное – это опыт тех взрослых, которые отыскали дверь в другой мир, мир подростков, опыт тех, кто помнит, что они когда-то и сами были такими же.

1. Для работы с подростками нужны образовательные технологии, которые отличаются от технологий, применяемых в работе с младшими и старшими школьниками. В этом возрасте наиболее важными являются общение и действие. Что касается образования, то его смысл состоит в становлении отношения к миру, к себе, к познанию. Стоит отметить, что становление этого отношения происходит через действия и обсуждения то, что было сделано. В это время происходит формирование многих общественных навыков и умений, когда соблюдается право подростка на самостоятельное мнение.

Одной из наиболее эффективных форм обучения подростков являются тренинги. И на первое место хочу поставить тренинги личностного роста для подростков. Именно они  позволяют формировать личность подростка, приобрести навыки успешного человека.

2. Подросток испытывает нужду в поддержке со стороны взрослого человека, но далеко не каждый взрослый подойдет на эту роль. Более зрелой личности отводится роль партнера, опоры, чем-то постоянным, константным в постоянно изменяющемся мире. Выбирая метод воздействия, стоит сразу же отказаться от нравоучений и назидательных бесед (об этом уже говорилось ранее), в той же мере неподходящим является «сюсюканье» с подростками. Единственным эффективным способом помочь подростку понять моральные понятия и обрести социальный опыт является освоение практики совместного изменения мира к лучшему, которая основана на исповедуемых взрослым индивидуумом идеалах и ценностных ориентирах.

Кроме того еще одной ошибкой в работе с подростками является использование обращения «Дети», тем более в сочетании «Дети, вы должны»

3. Подростку нужен герой, тот, кому можно было подражать. И выбор их чаще всего падает на ярких, эмоциональных людей, способных на необычные или выделяющиеся поступки.

Кто-то считает, что проблема героев – не в компетенции педагогики, этим должны заниматься деятели искусства и те, кто специализируется на социальных отношениях. Другой может сказать, что время героев прошло, и в чем-то  с этим мнением можно согласиться, но от этого потребность подростка в «путеводной звезде» не уменьшается. Роль педагога в решении этой проблемы прекрасно раскрыли В.Н.Сорока-Росинский и С.Л.Соловейчик.

4. Подростку нужен коллектив сверстников, так как это естественная среда нормального развития. В этом отношении такие словосочетания как коллективное творчество, развитие коллектива, коллективное и индивидуальное поручение, малая группа, лидер детского сообщества, чередование традиционных поручений снова становятся актуальными для каждого классного руководителя, работающего с подростками. Но при этом стоит помнить о том, что коллектив является в первую очередь пространством для становления личности, живущей среди других личностей, а не самоцель.

5. В подростковом возрасте закладываются навыки сотрудничества с другими людьми и формируется понимание того, что другого человека, отличного от тебя, нельзя делать предметом оценки «хуже он или лучше». Для подростка нужно понять, что окружающие его люди не лучше и не хуже, они просто другие, но равные ему по общечеловеческой ценности. 

6. Как уже говорилось ранее, подросток нуждается в ярких и сильных эмоциях, в приключениях, романтике, интересах и увлечениях, и одним из главных задач педагога является защита его прав на подобные переживания. Наша забота об обучении подростка должна начинаться с заботы о познавательном интересе, то есть чем интереснее подростку, тем лучше его успеваемость. Пора бы уже понять эту простую истину. Заботясь о подростке, нам нужно думать о том, какую эмоциональную и нравственную окраску имеют события, наполняющие его жизнь. Как показали исследования, наибольшее значение для современного подростка имеют события, происходящие вне школьной или семейной жизни.

7. Хотелось бы еще сказать несколько слов о семье и отношении подростка к ней. Чаще всего с семьей подросток имеет очень сложные отношения. Построению семейных отношений взрослыми часто мешают сложившиеся родительские стереотипы, они мешают родителям настроиться на построение столь нужных подростку отношений равных прав и равной ответственности за созидание комфортной атмосферы в семье, наполненной взаимным расположением, понимание, ведь такая атмосфера способствует развитию каждого члена семьи.

Нам нужно понимать, что подросток становиться трудным, сталкиваясь с родительским непониманием, социальной нерасположенностью и из-за педагогических ошибок. Но что еще более важно – нужно понимать, что не только с подростком тяжело, но и ему самому тяжело. Потому нам нужно научиться помогать подростку решать его собственные проблемы, обращая их на созидание его личности и позитивное развитие, благодаря чему они смогут не усложнять мир окружающих людей, а улучшать его.

Взрослые иногда хотят, чтобы подростки в один момент стали взрослыми. Но не кажется ли вам, что ничем хорошим это не закончилось бы? Потому давайте поможем нашим взрослеющим детям пройти этот сложный путь становления личности и будем вместе с ними наслаждаться днями их юности.

С уважением,

Дария Шевченко


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток Спорт, здоров'я