Эффект плацебо и коучинг

Эффект плацебо и коучинг

Степень проявления плацебо-эффекта зависит от внушаемости человека и внешних обстоятельств «лечения» — например, от размера и яркого цвета таблетки и степени доверия врачу.

Cправка Википедии: Плацебо — вещество без явных лечебных свойств, используемое в качестве лечебного средства, лечебный эффект которого связан с верой самого пациента в действенность препарата. Иногда капсулу или таблетку с плацебо называют пустышкой.

Кроме того, эффектом плацебо называют само явление улучшения здоровья человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального. Кроме приёма препарата таким воздействием может быть, например, выполнение некоторых процедур или упражнений, практик или убеждающих аффирмаций, прямой эффект которых не наблюдается. Степень проявления плацебо-эффекта зависит от внушаемости человека и внешних обстоятельств «лечения» — например, от размера и яркого цвета таблетки и степени доверия врачу.

Как это относится к нам, как к коучам и клиентам?

Существует огромное множество определений коучинга, из наиболее известных:

  • Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям и достижение им этих целей.
  • Коучинг — это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента.
  • Коучинг — это искусство содействовать раскрытию потенциала, внутренних ресурсов и ценностей человека, повышая результативность и качество жизни клиента, его обучению и развитию.
  • Коучинг — это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, привнести в свою жизнь смысл, значение, достижения и успех.

Очень вдохновляюще… и очень не конкретно, вы не находите?

Как и с помощью чего коуч может создавать все эти достижения, другое качество жизни, повешение результативности, исключительные результаты? Четыре базовых этапа коучинга построены на: постановке цели, проверке реальности, поиске путей достижения и собственно, самого достижения. Просто? Конечно.

Коучинг, сегодня стал настолько расхожим понятием, что многим специалистам поддерживающих профессий, просто уже как-то неловко не величать себя коучами. Да и потом это модно. В стране каждый день «рождается» коучей больше, чем специализированные Школы коучей, курсы и семинары успевают обучить и подготовить за год.

Что же мы покупаем, когда думаем, что покупаем коучинг?

И что нам продают, когда убеждают, что продают коучинг?

Размер таблетки и яркий цвет её

Размер имеет значение. Размер самомнения, амбиций, гордыни, масштаба, величины охвата и географии. Наше сознание устроено таким образом, что яркие цвета и краски, мигающие образы сразу привлекают наше внимание. И запоминаются.

Мы все хоть раз любовались удивительной расцветкой бабочек или оперения птиц. Какое же значение имеет окраска в жизни животных? Почему многие попугаи окрашены в яркие цвета? А шкура льва имеет однотонный желтоватый цвет?

В природе, как правило, животные с яркой окраской несъедобны, они ядовиты и противны на вкус. Защитная яркая окраска сигналит о том, что их нельзя есть. И служит предостережением. А как с этим обстоит у людей?

Разнообразная окраска и форма животных — результат естественного отбора и борьбы за жизнь. Борьбы за выживание.

Философия коучинга говорит о процветании для всех и для каждого: объять необъятное, интегрировать ранее не интегрируемое, войти совместно в неизведанное, неотчуждённо и целостно, не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми вместе.

Степень доверия врачу

Помните, ставшим культовым фильм «Цыган» и сцену, в которой цыганскому табору «дают на реализацию» крышки, устанавливая непомерно высокую цену за штуку. Табор ропщет. И тогда барон говорит: «Сейчас Белла скажет слово «крышка» и она сразу будет стоить 12 копеек».

Можно смело заявить, что эффективность рекламы полностью зависит от степени доверия к ней. Для поддержания доверия к рекламе, бывалые рекламисты используют различные «фишки»: лестные факты, отзывы, иллюстрации, доводы, «спекуляции» на образах, тех или иных людей, на проблеме, на ценностях.

Первоначально доверие основано на веровании (во что-то), а потом с приобретением опыта и положительного результата приходит вера. То есть, ваше убеждения по поводу того кому можно доверять, а кому нет, основано на вашем прошлом опыте, как позитивном, так и на негативном.

Допустим, вашему школьному учителю и по совместительству кумиру юности, который неспешно шепелявил в разговоре, вы доверяли и верили безусловно. Значит всем, кто имеет такую же привычку говорить, вы сразу выдаете кредит доверия. Или из вашего прошлого опыта: у всех у кого зеленые глаза, слова совпадали с реальностью, они были «людьми слова». Значит, для вас уже неосознанно и новый человек, у которого зеленый цвет глаз, достоин доверия.

А на что опирается ваше доверие?

Мировая статистика говорит о том, что в среднем в любой стране мира есть не более 8 — 10 % людей способных думать о совместном процветании, о других, искреннее интересуясь ими. А все остальные только собой…

Как-то я была в гостях: прекрасно обставленная квартира с дорогим ремонтом и мебелью. А лифт и подъезд — ужасный. Я спрашиваю хозяев: «Видно, что в вашу обстановку вложены немалые деньги. Может как-то и подъезд с лифтом облагородить?». Они удивляются и говорят: «А зачем нам это надо? У нас тут красиво. Лифт можно за три минуты проскочить, зато домой пришли — а тут красиво». Но больше всего меня поразило другое: их же ребенок в лифте рисует и портит его!

P. S. Снимаю «шляпу» перед всеми теми, кто умело и талантливо, зарабатывает на понятии «коучинг», бойко продавая форму, как «горячие пирожки» в рабочий полдень, потому что мне остаётся зарабатывать только на коучинговом взаимодействии, как таковом. Ни плохо, ни хорошо, как есть.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток