Бизнес-тренер – профессия практиков. Интервью с Павлом Ермоленко

Бизнес-тренер – профессия практиков. Интервью с Павлом Ермоленко

Тренинговая компания «Технология Успеха» установила сотрудничество с Павлом Ермоленко, экспертом в области антикризисного управления, планирует совместные тренинги и презентации, и поэтому предлагает Вашему вниманию интервью с ним.

Павел Александрович, расскажите, когда и как Вы начали работать в качестве бизнес-тренера и антикризисного управляющего? 

Свой собственный путь в бизнесе я начал в 1999 году. И продолжаю заниматься им до сих пор, но уже в качестве тренера. Свою деятельность в «большом спорте» я не оставил, сохранив определённые интересы в нескольких предприятиях. Первые семинары я стал проводить ещё в 1997 году, в рамках работы клуба прикладной психологии. Я тогда очень увлекался этой наукой. Работал в то время ведущим на радио. Было очень интересно, но не прибыльно. Зато навыки коммуникаций, публичных выступлений и работы с аудиторией приобрёл именно тогда. Но одних этих навыков мало для работы бизнес-тренера. И до 2008 года я вообще не проводил открытых мероприятий. Собственно, и времени на это у меня не было, так как я целиком и полностью был занят оперативным управлением своей производственно-строительной компании. Мы выпускали химические добавки для строительных растворов и бетонную продукцию. По образованию я инженер-механик и мне было близко то, что мы делали. Мировой финансовый кризис качественно изменил ситуацию. Резкое повышение степени конкуренции практически во всех сегментах рынка обнажило проблему низкого качества менеджмента в большинстве украинских компаний, в том числе и моей. Было принято решение диверсифицировать бизнес наряду с его реструктуризацией. По-сути, это и стало своеобразным «первым заказом» на антикризисное управление. 

Вами создан учебно-тренинговый центр «Ваш Бизнес», в котором Вы проводите семинары, тренинги и обучение предпринимателей. Скажите, это вызвано потребностью руководителей в системном бизнес-образовании? 

Дело в том, что бизнес сейчас очень сильно видоизменился. Особенно в странах бывшего СНГ. Выросла конкуренция, рынок труда и ценности поменялись. Произошёл раскол социальных слоёв. Мы стали жить в эпоху не капитализма, а глобализма. Бизнесу необходимо либо развиваться и систематизироваться, либо оптимизироваться до уровня частной индивидуальной деятельности. Те методы, которые давали когда-то неплохие результаты – сейчас перестают срабатывать. Без знания современных технологий ведения бизнеса – у компании практически нет шансов «выжить» на рынке. Необходимо осваивать прогрессивные технологии и подход к управлению. Большинство руководителей в силу разных обстоятельств, в том числе, дефицита времени, и необходимости добывать «хлеб насущный» не смогли получить качественное бизнес–образование, а реальное управление своим бизнесом продолжали осуществлять на основе сформированных навыков и привычек, которые у нас принято называть «деловой хваткой». И многие из них оказались не готовы к тому, что в новых условиях старые методы управления не работают. В условиях жесткой конкуренции уже нужны оптимальные решения, которые требуют знаний современных методов анализа. Наверное, просто пришло время научного подхода к «проектированию» бизнеса. 

Что Вас вдохновляет в работе бизнес-консультанта? 

Когда работаю для широкой аудитории на открытом семинаре, большое значение имеет обратная связь с залом. От неё во многом зависит качество моей работы, но прежде всего, результат для самих слушателей. Поэтому очень важна их заинтересованность и активное участие. Это чем-то похоже на выступление артиста, для которого аплодисменты – это восполнение отданной энергии. Но больше всего меня вдохновляют благодарные заказчики. Я получаю огромное удовольствие, когда вижу, что мой опыт пригодился клиенту, а поставленные задачи выполнены. Происходит понимание, что не просто выполнил свою работу, а сыграл определённую роль в успехе этой компании или клиента. Очень приятное ощущение! Возникает ощущение миссии. 

Павел Александрович, назовите отличительную особенность, характерную именно для Вас? Почему из огромного количества бизнес-тренеров, заказчик должен выбрать именно Вас? 

Я не берусь за любой заказ! Работаю только в том направлении, которое хорошо знаю. В том, где у меня есть опыт и наработки. Иногда я сам отказываюсь от некоторых предложений и могу порекомендовать кого-нибудь из моих коллег, который лучше справится с заданной темой. Большое количество тренеров допускают одну распространенную ошибку. Желая получить заказ, они приходят к заказчику и спрашивают: «Что Вам нужно?» Заказчик говорит, тренер это делает. Это путь наименьшего сопротивления. Тренеры боятся потерять заказ и занимают соглашательскую позицию. В этом случае ответственность за результат, а чаще отсутствие такового, остается на заказчике. А тренер просто отрабатывает программу. Причём, не всегда по своей специализации. Да и сами заказчики часто думают, что тренинг – это универсальный продукт, чудесным образом решающий практически любые проблемы. После взаимодействия по такой схеме возникает вопрос: «Где результат?» Никакой тренинг не заменит умения руководителя мотивировать и не компенсирует недостатки действующих в компании систем мотивирования и стимулирования. Да и эмоциональный эффект от тренинга имеет обыкновения рассасываться, в лучшем случае, через месяц. Есть и другой подход, когда тренер спрашивает, что хочет заказчик, получает ответ и задает еще важные дополнительные вопросы. Потом делает диагностику, и уже на основании этого предлагает руководителю решение. Всё это занимает много времени, проведённого в компании заказчика. Такую работу нельзя провести в рамках тренингового центра. Это работа в качестве профильного эксперта. В таком подходе, пожалуй, и есть моя отличительная особенность. 

Как руководитель может оценить квалификацию тренера, кроме как по рекомендациям? 

Для начала, руководителю необходимо чётко понимать задачи, которые он собирается решить с помощью тренинга. Нужно отнестись к этому так, как к выбору объекта для личных инвестиций. После этого выбирать тренера исходя из его личного практического опыта и специализации. Сделать это можно также при личном общении с тренером. Нужно, чтобы он рассказал и показал, каким образом он собирается решать поставленные задачи. Как говорят испанцы, дьявол кроется в деталях – именно на них обращайте внимание. Пусть тренер расскажет о своем опыте решения подобных задач в прошлом, о том, как он тренирует навыки и почему именно таким образом. Насколько он будет привязываться к вашему ассортименту (если будет что-то демонстрировать на других группах товаров, то с какой целью), как он работает с мотивацией и сопротивлением участников, каким образом можно будет проконтролировать результативность обучения в конце тренинга, особенно степень владения навыками, а не знаниями. Не довольствуетесь эмоциональными оценками типа «понравилось – не понравилось», задавайте конкретизирующие вопросы – как отрабатывались навыки, был ли привязан к ассортименту, насколько эффективно управлял группой. 

Из вашего опыта вы можете выделить ошибки-«грабли», на которые систематически наступают руководители в своей деятельности? 

Количество ошибок напрямую связано с умением руководить. Это не приходит само. Руководители должны этому учиться. Многие из них считают, что учиться и меняться должны все, кроме них. Особенно те, кто достиг определённых результатов в бизнесе. При этом часто, не зная принципов, по которым работают те или иные методы, многие делают неправильные выводы из полученного личного опыта, утверждая, что на практике всё по-другому. Хуже всего бывает, когда случайный и неожиданный успех остаётся непроанализированным. Есть большой риск, что «завтра» так же случайно и неожиданно случиться противоположная ситуация. Грабли бьют только тех, кто не знает где они лежат! Только гений делает всё правильно, при этом, не понимая, почему же именно! Профессионал же работает всем набором современных инструментов. Но, только владея им полностью, можно делать осознанный выбор: применять тот или иной. Невозможно построить дом при помощи только одного молотка! Пора задуматься о повышении собственных компетенций в управлении – отказаться от уже устаревших подходов к управлению и освоить современные технологии и инструменты, которые будут адекватны рыночной ситуации. 

Не каждый бизнесмен приходит к успеху в бизнесе, как Вы думаете, почему? 

Смотря, что вкладывать в понятие «успех». Сумму ежегодного денежного оборота? Количество часов в сутках, свободного от оперативного управления своим бизнесом? Или, например, число людей, считающих тебя успешным? Всегда найдётся кто-то с большим числовым значением этих параметров. Любой критерий измеряем. А всё то, что нельзя измерить – нельзя и сравнить! Богатство и успех – это состояние души, индивидуальная внутренняя гармония и качество жизни. Главный показатель успешности, как мне кажется, это не только способность не сдаваться перед неудачами, но ещё и способность не останавливаться на достигнутом. Помните сказку про лягушку, которая попала в молоко? Чтобы выбраться она била лапами, но когда она взбила сметану – она остановилась! То же самое часто происходит с людьми, достигшими уровня комфорта. Многие просто сбавляют темп и их обгоняют более настойчивые. Бизнес – это постоянный марафон с бесконечно длинной дистанцией. Те, кто привык бегать на короткие расстояния - сходят с дистанции проигравшими. 

Кому, на ваш взгляд, необходимо прийти на ваш мастер-класс? 

На свои открытые семинары и мастер-классы я приглашаю всех, кто считает это посещение для себя целесообразным. Однажды один клиент мне сказал: «Я стремлюсь стать лучше!» Я помню, что тогда поправил его, сказав, что «лучше» можно стать только для кого-то персонально, поскольку это очень субъективно. Для всех невозможно стать «лучше»! Став лучше для одного, обязательно будешь хуже для другого. Стать можно профессиональнее!! И то, только в чём-то конкретном. На моих семинарах можно приобрести вполне конкретные знания и «инструменты», разработанные и лично проверенные методики. Дальше всё зависит от человека. Применение их ведёт к профессионализму и результатам, а хранение в голове – к ожиданию чуда и разочарованию. Поэтому, при выборе консультанта, обязательно нужно определить для себя чёткие цели, а определив, ориентироваться на его практический опыт и специализацию. Никто не является экспертом во всём! 

А на чём специализируетесь именно Вы? 

Моя специализация – организация управления в компаниях, систематизация бизнеса как единого механизма получения прибыли, внедрение системы регулярного менеджмента, построение модели продаж, антикризисное управление. По сути, это работа эксперта, провести которую для отдельно взятой компании в рамках одного семинара – практически невозможно. Обычно я заключаю договор на определённый срок и периодичность своей работы в данной компании, в качестве постоянного консультанта. В этом случае, мы совместно с руководством, определяем задачи и ключевые параметры требуемых результатов. После чего я провожу работу в этой организации, которая включает взаимодействие с её отдельными подразделениями, участие в разработке внутренних бизнес-процессов, методик оценки и анализа, системы планирования и бюджетирования, внутренних нормативных документов, а также проведение целевых семинаров для тех или иных групп работников этой компании. 

Какой результат в идеале должен получить участник-«отличник», прошедший ваш тренинг? 

Результат достигается значительно позже и не всегда. Я ведь не раздаю на тренинге «волшебных таблеток» и никогда не гарантирую результат, связанный с последующей работой этого участника. На тренинге они получают не «таблетки», а «инструменты» и инструктаж по их применению. А ведь результатов можно добиться только мастерски используя инструменты. Для этого человек должен сначала выработать у себя навыки пользоваться ими, а затем на практике совершенствовать свой профессионализм. Ни один тренинг не заставит человека делать что-то, пока он сам этим не проникнется и не начнёт формировать у себя правильные привычки. И далеко не каждый человек способен заставить себя делать это регулярно. Ведь приходится себя в чём-то ограничивать, что-то заставлять. А ведь то, что является «полезным» не всегда бывает «вкусным». Другими словами, обучение не всегда должно нравиться! Безусловно, на тренинге я помогаю понять то, что для достижения результата необходимо «вытолкнуть» себя из «зоны комфорта», но к сожалению, свойства человека таковы, что спустя время, он «расслабляется». Особенно, если нет сильного «внутреннего мотиватора». Для многих нужен некий постоянный внешний источник «энергетизации». В этом собственно и заключается одна из ролей тренера, которую должен уметь выполнять и руководитель для своих подчинённых. Если наряду с объяснением принципов, по которым работают те или иные «инструменты», я ещё нахожу и «включаю» в человеке такой мотиватор, то для меня это идеальный результат проведённой работы. 

Скажите, каким Вы видите будущее украинского бизнеса и Вашей деятельности как бизнес-консультанта и бизнес-тренера? 

На мой взгляд, бизнес в Украине будет требовать от руководителей больше знаний и профессионализма, а также совершенствования своих управленческих компетенций. Естественно, консультант должен соответствовать этим требованиям. Для этого необходимо, во-первых, постоянно совершенствоваться самому, а во-вторых, постоянно на практике анализировать эффективность тех или иных внедрений. В этом-то и заключается наша профессия. 

Спасибо Вам за интересный и содержательный разговор!

Тренинг "Технология управления бизнесом" с Павлом Ермоленко состоится в Днепропетровске 22-23 августа 2013 года. По вопросам участия оставляйте заявки через сайт http://www.uspehtrening.com.ua/.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Менеджмент, керування, KPI Тренінги для тренерів