Конфликт - это возможность

Зная свою стратегию поведения в конфликтной ситуации, свои привычки и особенности восприятия, вы получаете инструмент владения собой и ситуацией.

“Задача нападающего – выбрать уязвимое место и подобрать к нему нужное слово.

После точного попадания мишень уходит.

Дома у неё развивается «эффект тропического леса».

Это человек с благодатным климатом.

Попадая на чувствительную почву, обидное слово поливается болезненным самолюбием, фантазией и  дает дружные всходы. 

Достаточно половины дня, чтобы все стало зеленым. Но обиженному этого кажется мало. Его фантазия работает полным ходом. А чтобы ей было удобнее, он ложится и досказывает за нападающего оставшийся текст».

Так описал конфликтную ситуацию М.Жванецкий

От реальности она мало чем отличается. Все происходит именно по такой схеме: невысказанное недовольство, неразъясненная позиция, неделикатное отношение друг к другу приводит к недопониманию и еще большему внутреннему и внешнему напряжению.

Причинами  конфликта могут быть разные и очень даже весомые ситуации и состояния, воспринимать которые мы тоже можем по-разному. Однако все вышеперечисленное не обязательно должно привести к конфликту.

Так что же является ключевым фактором в конфликте? Что заставляет людей ссориться, враждовать и обижаться?

Превосходство.  Причина забывается быстро, и главной становится задача – «заклеймить», подавить, запугать, оговорить, высмеять, придумать другую причину.

Конфликт возникает тогда, когда мы начинаем возвеличивать себя, и унижать при этом другого, самоутверждаться за счет критических замечаний, пренебрежительных реплик, жестов, взглядов.

Как сказал, все тот же Жванецкий: «Разность высот увеличивает поток конфликтной энергии». Эта повышенная активность происходит при слабом самоконтроле, нарушении восприятия, искажении действий и слов партнера, и является способом ухода от проблемы. Процесс становится неуправляемым и близок к тому, чтобы стать необратимым. 

Какой же есть выход?

Управление конфликтом начинается с управления собой!

Зная свою стратегию поведения в конфликтной ситуации, свои привычки и особенности восприятия, вы получаете инструмент владения собой и ситуацией.

Пожалуй, наиболее популярный подход к разрешению конфликта – это использование силы и  власти. Кто сильнее физически или психологически, имеет выше статус –  тот и прав. Между тем, применение авторитарного стиля управления и жесткой системы демотивации приводит к конфликтной ситуации, создавая только видимость подавления конфликта. 

С другой стороны, урегулирование конфликтной ситуации происходит в соответствии с традициями, правилами и нормами поведения, принятыми в организации, без учета интересов сторон, их желаний и потребностей.

Подавление недовольства или игнорирование интересов другого только усиливает напряжение и накаляет обстановку. Поэтому решать проблемы все-таки лучше с помощью других средств.

Наиболее эффективный способ улаживания конфликта – это выявление интересов сторон. В первую очередь нужно обозначить противоборствующие стороны, если они не явно просматриваются; дальше определить – за что конкретно идет борьба; и, наконец, постараться уладить, т.е. удовлетворить потребности сторон.

Это называется стратегией сотрудничества – не самый легкий и быстрый способ, который не терпит суеты и спешки, зато помогает урегулировать отношения так, что не остается места пренебрежению и недовольству, соперничеству и враждебности.

Умение прислушиваться к своим чувствам и чувствам другого, способность слушать и слышать, искренний интерес к потребностям людей, с которыми общаешься каждый день, – это и есть наиболее важные и необходимые качества при управлении конфликтом.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток