Трансформация физиогномики лица

Трансформация физиогномики лица

Человечество с древних времен пыталось разгадать загадки внешности и систематизировать эти знания. Что же из этого вышло?

Учение физиогномики лица говорит нам о том, что по внешности можно определить черты характера человека, темперамент, талант к определенной профессии, состояние здоровья и даже рассказать о прошлом. Человечество с древних времен пыталось разгадать загадки внешности и систематизировать эти знания. Что же из этого вышло?

В античном мире физиогномика была уважаемой. Философы и математики того времени систематизировали пропорции лица и тела, классифицировали мимику, жесты, осанки и позы. Гиппократ использовал это в своем учении о темпераментах личности, о связи телесного и психического склада человека и народа. По мнению Гераклита (которое разделяли Демокрит и Платон), нравственность человека – это его судьба, с которой он рождается, а проявление нрава выражается не только в словах и поступках, но и во внешности.

Такие выводы оказали влияние на многие культуры. Например, бедуины почитали кийяфу – тайное родовое искусство чтения характера по облику, которое передавалось по мужской линии. Они верили, что если человек напоминает по внешности льва, то он отважен, горд, милосерден и терпелив. Если человек похож на леопарда, то хвастлив, вероломен и злопамятен.

Швейцарец И.К. Лафатер (1741-1801) считается самым известным физиогномистом. Устанавливая зависимость между чертами лица и духовным обликом человека, он создал 4 тома «Физиогномистических фрагментов для поощрения человеческих знаний и любви». Он утверждал, что лица можно читать настолько свободно и легко, как книги, разница лишь в том, что они меньше обманывают нас.

Но у Лафатера появился критик – профессор физики Гёттингенского университета Г.К.Лихтенберг (1742-1799), известный также своими сатирическими произведениями, в частности, и памфлетами, высмеивающими Лафатера. Профессор писал, что физиологические измышления пастора напоминают ему теорию в физике, которая объясняет свет северного сияния «блеском чешуи селёдки».

Спустя многие века безуспешных попыток найти научное обоснование физиогномики лица, она так и не сумела вписаться в новые критерии науки и осталась лишь в области житейской практики (и шарлатаны это используют). Но ряд ее идей впоследствии был подхвачен антропологией, вернувшейся к корням физиогномики – преданиям и мифам. Проанализировав накопленные за историю человечества учения в этой области, и использовав в построениях антропометрии, а потом «поделившись» ими с психологией.

Физиогномика лица 19-20 вв.

Итальянский антрополог Ч.Ломброзо (1836-1909) проанализировал физиономические черты почти 600 преступников, проведя их систематизацию. Правда, несмотря на всю тщательность обследования, догадки основывались лишь на статистических данных. Поэтому его теория об умственных отклонениях, о которых можно узнать по лицу, не подтвердилась научно.

Но попытки продолжались. В начале XX века Клод Сиго и Луи Корман на основе исследований связи между характером и лицом человека создали морфопсихологию. В ее основе со знаниями биологии присутствуют непосредственные наблюдения, т.е метод экспериментальный, использующий аналогию в качестве главного инструмента. Да и в современной морфопсихологии специалисты детально изучают человеческий темперамент, принимая в расчет все факторы, которые могут повлиять на поведение и характер.

Новая Физиогномика лица – Фенотипология

На смену древней околонаучной теории сегодня пришла технология идентификации личности по внешности – Фенотипология. Она объясняет с научной точки зрения влияние физических данных и внешности – фенотипа человека на восприятие, формирование привычек и характера.

Но не спешите делать выводы по поводу круглого носа или узкого подбородка. Есть понятие антропологических черт, которые присущи тому или иному народу. Если народ в принципе круглолицый, то показательным может быть лишь большее или меньшее проявление этого признака: отклонение от популяционной нормы. Нормы, признаки, показатели – их не стоит абсолютизировать. Внешность человека – это симфония, но она лишь составляющая цельности натуры личности, на которую могут влиять внешние факторы.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами Саморозвиток