Процессно - ориентированное бюдженирование: от общей известной идеи к конкретной методике системного внедрения

В статье представлена разработанная авторами методика внедрения попроцессного бюджетирования на основе ЯМТ - технологии синтеза бизнес-процессных систем управления предприятиями.

Исходным условием внедрения процессно-структурированного бюджетирования является наличие в составе предприятия центра (специалистов) организационного развития, выполнившего работу по выделению, композиции и описанию системы управленческих и технологических бизнес-процессов согласно пирамиде процессного менеджмента данного предприятия [15]. При этом используемая нотация описания бизнес-процессов должна отвечать ряду требований, обеспечивающих возможность установления однозначного соответствия между сущностями «функция», «исполнитель», «ценность», «ресурс», «время исполнения операции» с максимальной степенью подробности - «одно должностное лицо - одна функция» [12]. Из данного утверждения следует, что для реализации на практике известной идеи попроцессного бюджетирования предприятию необходимо обладать соответствующей методикой бизнес - процессного моделирования.
Предлагаемая авторами статьи методика внедрения процессно-структурированного бюджетирования основана на концептуальной модели синтеза системы процессного
управления предприятием, представленной на рис.3, и содержит следующую последовательность шагов ее реализации:

ШАГ 1. Разрабатывается BSC - карта предприятия на предстоящий период стратегического развития.

ШАГ 2. Производится выбор-обоснование варианта BSC – графа [16] согласно дереву целей разработанной BSC - карты.

ШАГ 3. Разрабатывается PDCA – диаграмма первого руководителя предприятия [16]. Основой разработки является предварительно утвержденная модель годового сетевого планирования предприятия (Регламент бюджетирования). В этом документе должны быть определены порядок согласования бюджетов и их консолидации, формы документов, схемы документооборота, а также сроки рассмотрения и принятия решений по всем уровням сбора бюджетной информации.

ШАГ 4. Определяются бизнес - цели взаимодействия центров ответственности - объектов управления первого руководителя предприятия [16].

ШАГ 5. Разрабатывается модель «КАК НАДО» BSC – графа управления

предприятием [16].

ШАГ 6. На основе BSC – графа осуществляется разработка системы BSC - показателей оценки деятельности предприятия [16].

ШАГ 7. Разрабатывается система связанных между собой PDCA – диаграмм центров ответственности - объектов управления первого руководителя предприятия согласно

BSC – графу «КАК НАДО».

ШАГ 8. Разрабатывается предварительная версия пирамиды процессного менеджмента предприятия [15].

ШАГ 9. Описываются управленческие бизнес - процессы (УБП) [15] согласно предварительной версии пирамиды процессного менеджмента. Описание осуществляется с использованием графической нотации ЯМТ [12].

ШАГ 10. По результату описания системы УБП устанавливается модель «КАК НАДО» пирамиды процессного менеджмента предприятия.

ШАГ 11. Производится взаимнооднозначное отображение пирамиды процессного менеджмента «КАК НАДО» в пирамиду консолидации бюджетной ответственности.

ШАГ 12. Разрабатывается классификатор центров финансово-экономической управленческой ответственности и на его основании устанавливается система бизнес-целей управления и показателей их достижимости для всех владельцев бизнес-процессов (базовая модель системы сбалансированных показателей достижимости бизнес-целей управления предприятием [15]).

ШАГ 13. На основе принципа организации управления «один технологический бизнес – процесс в рамках одного структурного подразделения – один бюджет» определяются соответствия «ФУНКЦИИ – ПРОДУКТЫ - СОТРУДНИКИ» технологических бизнес-процессов и производится их описание с использованием графической нотации ЯМТ [12].

ШАГ 14. Используя графические описания управленческих и технологических бизнес-процессов, осуществляется информационное структурирование – распределение отдельных бюджетных статей по центрам бюджетной ответственности в ранге владельцев технологических бизнес-процессов и выше (модели на рис.8 и 9).

ШАГ 15. Формируются BSC - бюджеты (см. рис. 9).

ШАГ 16. Осуществляется консолидация всех BSC – бюджетов в три сводные традиционные бюджеты предприятия: бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС) и бюджет баланса (ББ).


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI