Как привнести ясность в неразбериху жизненных обстоятельств?

Как привнести ясность в неразбериху жизненных обстоятельств?

Часто в нашей жизни мы боимся не самих изменений, а того, как их начать, того, как решиться привнести в свою обыденность что-то новое, неизведанное.

Часто в нашей жизни мы боимся не самих изменений, а того, как их начать, того, как решиться привнести в свою обыденность что-то новое, неизведанное. Именно для таких случаев, когда Вы не знаете, как лучше поступить, и сомневаетесь, стоит ли Ваша мечта усилий по её воплощению, существует уникальная техника логических уровней, которую можно использовать и при поддержке профессионального коуча, и самостоятельно.

В чем же суть логических уровней и как применять этот удивительный инструмент прояснения целей человека? Рассмотрим на простом жизненном примере. Наверное, среди Ваших знакомых есть люди с подобной судьбой, а, может быть, в чем-то Вы похожи на нашу героиню.

Знакомьтесь: Юлия, 25 лет, домохозяйка. Женщина рано вышла замуж – сразу после школы – за одноклассника, с которым встречалась в выпускном классе. С высшим образованием и трудоустройством не сложилось. Виктор, муж Юлии, один является «добытчиком» денег в семью и Юля чувствует от него зависимость, а также зависимость от его родителей, постоянно указывающих, как нужно жить молодой семье. Тёплые отношения с мужем остыли, но даже подумать о начале самостоятельной жизни женщина не может, так как не имеет ни образования, ни опыта работы, да ещё и с 8-летним ребёнком на руках. Удовлетворение от жизни у Юлии практически на нуле, но в то же самое время ей очень хочется изменений к лучшему. Юлия хочет изучить профессию своей мечты – стать парикмахером-стилистом. Кроме того, ей хочется иметь свободное время и интересное хобби, а также достаточно денег, чтобы свободно тратить их на свои женские потребности, а не отчитываться перед мужем за каждую потраченную копейку.

Ситуация на первый взгляд непростая… Возможно, прочитав о судьбе Юлии, Вы уже мысленно даёте ей советы или наоборот жалеете. Как ни странно, но и душевные, и материальные трудности нашей героини обусловлены исключительно неполадками в её внутреннем мире. Не даром ведь говорят: «Все проблемы – у нас в голове». Просто надо взять и провести генеральную уборку в своей голове: вымести «умствующий хлам» на свалку, обновить информацию и «программное обеспечение» - новые свежие, современные идеи, мысли, взгляды, разложить все мысли и эмоции по полочкам, и подписать их.

А навести такой порядок и понять, чего же действительно Вы хотите, поможет Пирамида Логических Уровней. В пирамиде есть уровни сознания, где каждый верхний «этаж» управляет нижним. Что значит управляет? Это значит, что ваши внутренние конфликты, возникшие на верхнем уровне, обязательно явят себя, как неотвратимая неизбежность и проблема (беда), во внешней жизни на низшем уровне. Всякий раз, когда случаются неполадки наверху пирамиды, разлад опускается вниз и проникает в самые элементарные ситуации нашей жизни. Тогда человек, который совсем недавно прыгал от радости, сидит, обнявши подушку, и не знает, что делать, куда пойти, как быть.

Наверняка вам доводилось слышать фразу о том, что «конфликт не решается на том уровне, на котором он возник». Что для того, чтобы выйти из конфликта и разрешить его наилучшим образом, нужно подняться на уровень выше. Так и в случае с нашим инструментом, когда вы чувствуете раздражение, злость, обиду, негодование или печаль, спросите себя, с чем связана ваша неудовлетворённость? Она связана с тем, что:

вы расстроены отсутствием того, чего вы жаждете, хотите иметь, но у вас этого нет?

столкнувшись со сложной ситуацией, не знаете, что делать, предпринять, как себя вести, и ищите совета у всех знакомых и не очень людей?

вы знаете, что нужно сделать, но не уверены, сомневаетесь и боитесь действовать, потому что не знаете, КАК это сделать, как сделать это без ошибок (наилучшим образом), вы ищите метод, способ как выразить свои способности и совершить необходимые действия?

И смело поднимайтесь на более высокий «этаж», ищите там ответы на вопросы, которые ему соответствуют. К примеру, если вы четко, конкретно и ясно ответили себе на вопрос: что я хочу иметь (в ракурсе материальных благ, отношений (конкретно каких и конкретно с кем?), должности и развития, прав и обязанностей, путешествий и денег, здоровья и реализации) спросите себя о возможном плане, достичь желаемое: «Каким может быть план, перевести своё хочу в своё иметь?», «Что я уже могу предпринять, чтобы получить то, чего хочу?». Если же вы имеете план действий и четкое представления о шагах, но чувствуете себя недостаточно компетентным или боитесь провала и неуспеха, спросите себя о тех сильных сторонах и качествах, на которые вы сможете опереться в осуществлении плана. Спросите себя, кто сможет помочь вам научиться делать это, найдите наставника, и смело осуществляйте задуманное.

Посмотрим на каждый уровень поближе. Самый нижний уровень – контекст (уровень окружения) – это ситуация, в которой здесь и сейчас пребывает человек, это вся ваша внешне видимая реальность: все, в чём вы существуете в настоящий момент времени. В описанном выше примере с Юлей, уровнем её окружения, являются каждодневные заботы по дому и в уходе за ребёнком, и мужем, конфликты с родителями мужа и плохо скрываемое раздражение в их адрес, безысходность и неудовлетворённость своей жизнью, страх неизвестности перед будущим, низкая самооценка и неуверенность в себе, скрываемое за внешней бравадой и желанием «казаться» кем-то. Именно реагирование на все эти внешние раздражители, причина которых находится внутри неё, занимает 99 % времени женщины. Но, вопреки общепринятому мнению, уровень окружения не является определяющим фактором успеха или неудачи, он не причина, он следствие. Следовательно, объяснения типа «мне не повезло с родителями, мужем, страной, образованием», «я родился под несчастливой звездой» абсурдны и ещё больше загоняют человека в ощущение жизненного тупик и бессмысленности жизни, как таковой.

Люди могут влиять на то, где, с кем, с чем они находятся, изменяя свое поведения или предпринимая другие действия, для достижения желаемого. Как говорил Альберт Эйнштейн, нельзя получить другой результат, используя те же методы. Этот принцип работает во всех сферах жизни: нельзя, действуя обычным способом, совершая привычные действия, получить иной результат: если ты хочешь иметь другой результат, сделай другие действия. Невозможно привлекать позитивных успешных друзей депрессивным настроением и отсутствием каких-либо интересов, нельзя иметь богатство, завидуя тем, у кого оно есть или негативно думать о них, в частности, и о деньгах, вообще, невозможно выстроить доверительные интимные искренние отношения, опираясь на свой эгоизм и «гребя» только лишь под себя. Каждодневные действия – это кирпичики, из которых каждый способен построить свою мечту иметь. В свою очередь поведение человека обусловлено его компетенциями, убеждениями и ценностями. Наверху расположен уровень идентичности, который отвечает за роль, которую человек реализует в мире. В нашем примере роли Юлии – это домохозяйка, мать, жена, а мечта женщины – смена роли безправной домохозяйки, домашней прислуги на роль парикмахера-стилиста.

Проблема большинства из нас состоит в том, что любая трудность мгновенно превращается в бесформенный комок переживаний, эмоций, стереотипов, догм и догадок. Можно только представить, как много лишнего держит в голове Юля вместо того, чтобы взять лист бумаги и разложить все по полочкам.

В своей профессиональной практике я использую две методики работы с логическими уровнями: снизу вверх (от уровня иметь к уровню идентичности) и сверху вниз (от ролевой идентичности к уровню иметь). Первый метод использования инструмента будет актуален, когда человек хочет понять своё предназначение и жизненную миссию, устремляется проникнуть в смысл своей жизни, поисследовать различные грани своей личности и не хочет ограничивать себя рамками роли, какой бы интересной и привлекательной она ни была. Когда он хочет увидеть и осознать, то пространство внутренних и внешних возможностей, о котором он даже не подозревает, находясь на уровне контекста (окружения, внешней среды), когда его занимает вопрос: «кто я?», «кто я, как человек?», «для чего я здесь?».

Второй метод полезен в том случае, если человек исполняет роль, в результатах осуществления которой возникла проблема. Если Вы, например, директор фирмы и у вас возникли проблемы, связанные с тем, что ваши подчиненные инертны, пассивны, необязательны, безответственны и ленивы, следует идти сверху вниз: от роли – к окружению. Если ваш муж «косит зелёным глазом» или проявляет мало внимания и заботы к вам, как к женщине, следует также поисследовать ваши роли женщины и жены. Очень важно понимать, что под ролью, в данном контексте, имеется в виду не только должности, которые вы занимаете на службе, но и различные ролевые идентичности, которыми вы живёте. Никто не назначит вас на роль мамы, женщины, дочери, подруги, сестры и жены. Эти роли выбираете вы сами. А вот насколько вы хороши и успешны в этих ролях, напрямую, как лакмусовая бумажка, демонстрирует уровень окружения и ваша удовлетворённость им.

Юлии, как матери и жене, следует наладить сферу личной жизни, а как безработной домохозяйке – обрести профессию своей мечты. Сейчас девушка на уровне контекста – наедине с проблемами. Ей бы перейти на второй уровень и начать действовать, но мешает страх и нерешительность, а также отсутствие плана, понимания с чего начать и что будет потом. В этом случае Юлии надо задать себе серию коучинговых вопросов, исходя их понимания того, что роль парикмахера-стилиста наиболее симпатична ей и именно в ней Юлия видит «свет в конце туннеля»:

Прояснение ценностей: «Почему стать парикмахером – это так важно для меня? Ради чего большего я этого хочу? В чем я вижу ценность такого выбора для себя? В чём я ещё выиграю став парикмахером? Кто ещё выиграет от этого?»

Формирование веры и убеждений: «Во что я сама должна верить, чтобы легко освоить эту профессию, чтобы соответствовать ей? Что я должна демонстрировать окружающим, чтобы они уважали и ценили меня в этой роли? В чём состоит выгода этой роли для меня? Как изменится отношение других ко мне, когда я стану парикмахером?»

Обретение компетенций: «Какие навыки и способности, должны быть, чтобы быть хорошим специалистом? Что я должна уметь, что знать? Каким образом я могу освоить эти навыки и умения? Кто или что может помочь мне в этом?»

Сфера действий/поведения: «Как я вижу мою работу парикмахером? Что я выбираю делать, как парикмахер? Благодаря тому, что я освою роль парикмахера, что ещё я смогу делать, чему ещё смогу научиться, что освоить, что узнать? Каким другим может стать моё поведение благодаря этому? В ответ на это, каким другим станет поведение и отношение ко мне других? От каких действий и дел я смогу отказаться?»

Уровень контекста/окружения: «Как изменится моё окружение, когда я стану профессионалом в сфере парикмахерского искусства? Где, кем, чем я буду окружена? Что я смогу иметь? Что еще у меня появится, как внешние блага? Когда бы я хотела это иметь?»

У Юлии сигналы проблемы поступают из уровня иметь: мало денег, напряжённые отношения в семье. Часто, оказавшись в таких или подобных условиях, мы или бездействуем, или идём просить совет у другого человека. Но, как правило, чужая мудрость редко бывает полезной конкретно для нашей ситуации. Следовательно, на вопрос «Что делать?» нужно находить ответ самому. Чтобы перейти от уныния к действиям Юлии надо понять, какие шаги могут изменить ситуацию к лучшему. Юлия должна понять, какой ей надо быть, чтобы иметь то, чего она хочет?

Описанный метод поможет прояснить способ достижения цели и вместо комка переживаний сформировать чёткое видение ситуации. Легче всего сказать «невозможно», «недостижимо», «нереально» вместо того, чтобы выстроить логический мостик от проблемы к её решению, от нынешнего состояния вещей к будущему своей мечты.

Верьте в себя и себе, верьте, что решение есть всегда, просто сейчас вам трудно его увидеть. Будьте рассудительны и не отдавайте свою жизнь в руки других людей или ненасытных страхов и страстей. Высказывайте смелые идеи, решайтесь на новые начинания. Не кажитесь – будьте, не бойтесь – делайте, не переживайте – обретайте чёткое видение ситуации с помощью удивительного инструмента пирамиды логических уровней.

P. S. Несмотря на то, что работа с логическими уровнями доступна для каждого желающего, эффективнее для продвижения к целям обратиться за профессиональной помощью к коучу. И хотя индивидуальная работа может улучшить вашу ситуацию и даже принести результаты, однако, взаимодействие с опытным коучем, создаст такие качественные и количественные изменения в вашей жизни, о которых вам ранее оставалось только мечтать.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток