Вспомнить все

Любовь к электронным устройствам разрушает мыслительные способности людей.

Телефоны и ноутбуки, органайзеры и планшеты, компьютеры и электронные записные книжки – у каждого из нас сегодня под рукой обязательно имеется гаджет, а то и не один, который хранит всю нужную нам информацию, от важных телефонов и дат до списка неотложных дел. В результате, мы все реже и реже обращаемся к собственной памяти, доверяя хранение данных гаджетам. А, как известно, органы, которыми не пользуются – атрофируются. В результате, по всему миру наблюдается рост таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, Паркинсона, всевозможного вида деменции и другие заболевание головного мозга. Многие специалисты склоняются к мысли, что это результат того, что мы все реже используем возможности мозга, что и приводит к общему ухудшению его состояния.

 Почему важно постоянно тренировать свою память, как можно это сделать и каких успехов можно достичь в искусстве запоминания читателям АН рассказал преподавательинститута повышения квалификации кадров промышленности Украины и руководитель центра развития «Memory» Валентин КИМ.

 Валентин Владимирович КИМ ведетспециально разработанный им курс психологической подготовки для телохранителей. А также занимается разработкой тренинговых программ и методик, позволяющих улучшить память и внимание человека. Помимо этого он разрабатывает и ведет специализированные курсы, позволяющие освоить технику запоминания иностранных слов, точной информации, например телефонов, имен, адресов, а также лица и внешний вид человека. Последний курс, кстати, пользуется спросом у сотрудников спецслужб.

 - Валентин Владимирович, действительно ли доверяя важную информацию электронным устройствам мы теряем способность запоминать?

 - Таковы тенденции. Еще 20-30 лет назад каждый человек помнил важные для него номера телефонов, даты рождений, адреса и почтовые индексы. У каждого были какие-то записные книжки, но даже без напоминаний люди могли оказавшись где-то в гостях пользуясь случаем позвонить со стационарного телефона и поздравить близких например, с днем рождения. Сегодня многие не могут запомнить даже свой собственный номер телефона. При встрече, обмениваясь номерами, люди часто говорят – продиктуй свой номер телефона, я тебе перезвоню и ты зафиксируешь мой номер. Так говорят  просто потому что свой номер они не помнят. Мы все больше любую информацию сохраняем на носители и теряем способность ее запоминать, ведь память, если ей не пользоваться, уменьшается, атрофируется. Причем, хуже становится не только память, но и все мыслительные процессы. Согласно многим исследованиям современный человек обладает худшей реакцией и памятью чем была у людей 100-150 лет назад.

 - Действительно ли ухудшение памяти ведет к раннему старению мозга?

 - Серьезных академических исследований, которые бы подтвердили или опровергли эту теорию – нет. Но многие эксперты считают, что в наш электронный век когда мы перестаем напрягать свою память она ухудшается и это влияет в целом на процессы мозга. Прямая аналогия - человек который ведет малоподвижный образ жизни начинает страдать заболеваниями причем связанными не только с состоянием мышц, но и с функционированием внутренних органов. Организм человека система замкнутая и один процесс зависит от другого. Поэтому улучшение какого-то одного процесса, одной из функций, влияет положительно на другие в том числе. А мы действительно в последнее время меньше стали уделять внимание тому чтобы поддерживать себя в тонусе. В том числе и поддерживать в тонусе свои познавательные процессы. Память, внимание, мышление, развитие творческого потенциала. Развитие памяти улучшает общее состояние человека – я считаю.

 - Вы читаете лекции для сотрудников спецслужб, для телохранителей. Что учатся запоминать люди таких профессий?

 - Для служб безопасности и сотрудников органов внутренних дел мной была разработана программа по запоминанию лиц. Я учу слушателей запоминать внешность по ключевым признакам, которые не меняются с возрастом, и которые нельзя изменить с помощью маскировки. Я показываю слушателям курса фотографии людей в детском возрасте, в отрочестве, в зрелом возрасте и старости и обращаю внимание на те признаки, которые не меняются с возрастом, и те, которые изменяются постоянно. Например, у людей всю жизнь растут уши и нос. А размер глаз не меняется. Поэтому детский взгляд такой притягательный, пропорционально детские глаза занимают больше места на лице. Непосредственно на курсе я учу телохранителей обращать внимание на разрез глаз, строение формы черепа, форму лица. Прослушавшие мой курс получают способность цепко запоминать внешний облик человека и узнавать людей независимо от того отрастили они бороду или одели очки.

 - Поделитесь с читателями некоторыми техниками запоминания информации?

- Когда я провожу мастер-классы, то обычно всегда рассказываю о Методе Цецерона. Это базовая техника, с которой и начинается знакомство с искусством запоминания. Считается, что этот метод разработан самим Цецероном. В США же эта методика называется «дворец памяти». Суть этого способа запоминания состоит в том, что для запоминания ключевой информации, человек создает ключевые локации, иными словами – каталог, систему хранения данных. Если представить себе нашу память, память обычного человека, то это просто чулан куда свалено все подряд и как попало. Поэтому чтобы достать какую-то информацию, владелец чулана вынужден перерыть всю эту кучу. Человек, который владеет определенными техниками запоминания, как будто бы создает удобные полочки и ящички куда складывает все нужные вещи. И поэтому ему удобно и быстро все это доставать - и воспроизводить нужную информацию. Согласно методу Цицерона мы должны представить нашу комнату, где мы хорошо знаем расположение вещей. Например, справа от входа у вас стоит тумбочка, затем шкаф, потом стул и так далее. Затем, вы берете список слов, которые нужно запомнить и мысленно расставляете эти слова на предметы в своей комнате. Например, если вам нужно запомнить слово чайник, вы представляете чайник, который стоит у вас на тумбочке. Дальше идет слово кран – вы мысленно кладете кран в шкаф и так далее. В итоге, когда человеку нужно воспроизвести запоминаемые слова он просто представляет себя в своей комнате и просто собирает образы запомненных им слов с локаций, в которых они расположены. Обычный человек без тренировки может запомнить список в12-16 слов. Метод же Цицерона позволяет запоминать цепочки из 20-40 и более слов. Практическое значение метода состоит, конечно же, не в умении запоминать никому не нужные слова. Данный метод можно использовать для запоминания списка дел – представив каждый пункт списка в виде образа, и разместив эти образы по локациям, вы ничего не забудете. Используют этот метод для запоминания списка покупок. Это очень удобно. Также этот метод прекрасно подходит для запоминания выступлений, когда вам нужно выучить например, речь. Просто разбейте выступление по абзацам, а для каждого абзаца придумайте образ, а затем разместите образы по локациям. Цицерон, кстати, и прославился именно тем, что мог запоминать очень длинные речи и никогда не забывал на чем он остановился, если его прерывали.

Преимущество данного метода в том, что его достаточно легко освоить и после нескольких тренировок человек начинает пользоваться им автоматически.

 - расскажите о методиках запоминания иностранных слов?

 - Для изучения иностранных слов есть метод фонетических ассоциаций, когда мы запоминаем иностранные слова по созвучности. Например, нам нужно запомнить английское слово lesson – урок. Мы себе представляем, что может означать это слово именно по звучанию. Разбиваем его на два слова – это лес и сон. Затем представляем сон в лесу и связываем его непосредственно со значением этого слова – уроком. Можно представить себе, что в лесу стоят парты и ученики на них спят. И услышав, слово lesson мы сразу видим эту картину. Так мы начинаем думать на иностранном языке без необходимости сначала переводить слово на русский. Это значительно упрощает запоминание слов.

Этот же способ прекрасно подходит и для запоминания фамилий. Например, вам нужно запомнить фамилию Михельсон. Методом фонетических ассоциаций подберите образы и привяжите их к этому человеку. Например фамилию Михельсон можно разбить на несколько слов – мих – ель – сон. Михаил спит на ели, или под елью. Представьте этого человека спящего под елкой, или стоящего под елкой на которой спит медведь. Это звучит смешно, но это работает. Чем интересней и необычней сама ассоциация, тем лучше она запоминается.

 - Существуют ли простые способы, воспользовавшись которыми человек мог бы улучшить свою память?

 - Есть ряд упражнений, которые позволят держать память «в тонусе». Их нужно делать каждый день, чтобы поддерживать «работоспособность» памяти. Например, я советую всем перед сном вспоминать прожитый день, причем вспоминать не в общем, а подробно, каждые полчаса прошедшего дня. Например, вы проснулись в 7 утра, в половину восьмого вы завтракали яичницей, в 8 утра выходили из дома и забыли ключи от машины, пришлось возвращаться,.. и так весь день. Это упражнение учит человека не только все запоминать, но и извлекать информацию из памяти, а заодно и делает нас более внимательными ко всему происходящему вокруг нас, повышает осознанность наших действий.

Также я рекомендую отказаться от калькулятора и делать все простейшие математические операции в уме. Также полезно ходить в магазин без списка покупок – это, конечно «экстремальный» метод тренировки памяти, но если сжать волю в кулак, рано или поздно вы перестанете забывать о необходимых покупках и делать ненужные приобретения.

Есть ещё один способ. Если Вы услышали новое слово, узнали о интересном событии – постарайтесь изучить его досконально, со всех сторон. Найдите новую информацию, связанные данные. Таким образом Вы изучите его со всех сторон, свяжете с уже известными Вам явлениями и фактами и более прочно закрепите его в памяти. Наша память запоминает не только факты, но и связи между ними.

 - Эти упражнения подходят для любого возраста?

 - Пользуясь этими методами каждый человек может улучшить свою память. Недавно я в качестве эксперта присутствовал на регистрации украинского рекорда Гинесса. Пенсионер Ворон Николай Николаевич в течении 6 часов декламировал на память стихи. Этому человеку 71 год. Я общался с ним, он рассказал, что однажды прочел в газете, что наш политик Тигипко в молодости знал наизусть всего «Евгения Онегина». Ну, в молодости выучить поэму гораздо проще, чем в старости, и Николай Николаевич решил превзойти министра. Он каждый день заучивал какой-то фрагмент стихотворения и таким образом выучил и всего «Евгения Онегина», и «Энеиду» Котляревского и еще массу стихотворений. Человек в пожилом возрасте сумел развить память в значительно увеличить ее объем. При этом, по его словам, он получил еще и ряд приятных бонусов – у него улучшилось общее самочувствие, внимание, проще стало запоминать какую-либо информацию и, что удивительно, улучшился общий фон настроения.

Автор - Светлана Радич.

Издание - газета "Аргументы недели".


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток