Развитие мышления для понимания сложных систем в "Школе решения проблем"

Развитие мышления для понимания сложных систем в "Школе решения проблем"

Для чего развивать мышление? Что является продуктом его развития? Как его развивать? С чего начинать?

В последние годы, в связи с лавинообразным нарастанием сложности, возникла острая необходимость понимать и структурировать хаос, управлять в условиях высокой неопределенности, демонстрировать эффективность в условиях динамичной и быстроразвивающейся среды. С нашей точки зрения, проблему возрастания сложности необходимо решать через развитие мышления, продуктом которого является приращение понимания. В "Школе решения проблем" применяется ряд принципов, методологий, позволяющих практически решать задачу приращения понимания через развитие мышления. Эти принципы активно используются нами в консультировании руководителей бизнеса, управляющими сложными и развивающими системами, а также в консультировании людей, решающих задачи собственного развития.   В данном контексте, мы понимаем понимание, как продукт мыследеятельности человека. А критерием развития мышления, мы считаем приращение понимания. То есть, усложнение мышления без приростов понимания нами не рассматриваются. Процессы мышления, а тем более познавательного мышления, должны закончиться понимаемым. Здесь мы можем говорить об эффективности мышления в зависимости от качества понятого.   При этом, хотелось бы отметить несколько существенных моментов, характерных для "Школы решенияя проблем", влияющих на развитие мышления и понимания:

1. Консультанты Школы обладают уникальным восприятием, мышлением и пониманием, которые позволяют определять ограничения в живых системах, блокирующие развитие мышления. Эта особенность наиболее ярко реализована на стадии "Диагностики".

2. Использование "проблемного подхода", задающего направление процессам познания и последующую актуальность полученным пониманиям.

3. Точное следование технологии при освоении процессов мышления, направленных на приращение понимания. Данная особенность реализована на "Воркшопах" - занятиях по освоению процессов эффективного мышления.

4. Рефлексия собственного мышления и процессов познания, при приращении пониманий. Реализуется на базовом тренинге - семинаре "Прояснение понятий, как технология понимания".

5. Способность к саморегуляции воспрятия, мышления и эмоционального состояния. Рассматрмвается на базовом тренинге - семинаре "Технология Соло - самостоятельная работа с восприятием, мышлением, сознанием".

6. Концентрическое, "ядерное" мышление позволяет двигаться в процессах познания к основам, основаниям, истокам, тем самым наполняя понятия и категории более глубоким смыслом. Это дает возможность при понимании сложных систем задать соответствующую широту охвата и глубину проникновения. Схематически это отражено на сайте Школы в разделах "Модель" и "Основы".

7. Использование вертикальной, уровневой обратной связи в процессах обмена информацией и знаниями.

8. "Целостный подход " при освоениии процессов мыщления, ведущих к приращению понимания.   На последнем пункте хотелось бы остановится подробнее. Мышление, а тем более его развитие, мы не рассматриваем отдельно от таких функций психического, как восприятие, память, принятие решений и других.

Особенно важным фактором,оказывающим влияние на процессы мышления и его развитие, является структура сознания конкретного человека. Именно здесь, в структуре сознания конкретного человека находятся ограничители, блокирующие развитие мышления и понимание конкретной области деятельности или конкретного явления.   В классическом понимании мышление - это "способность человека связывать образы, понятия, определять возможности их изменения, обосновывать выводы, регулирующие поведение, общение, дальнейшее движение самой мысли". (Совр. философский словарь под ред. Кемерова В.Е.). В понимании "Школы решения проблем" - любой образ в сознании человека несет смысл. И вот здесь начинается самое интересное ! Какой смысл несут образы в сознании человека? Как их читать? Какой смысл они несут в сознании конкретного человека? Как перевести эту символьную информацию на доступный язык? Как чтение образов в сознании конкретного человека помогает решать его проблемы? Как эти образы отражают развитие мышления и понимания человека?   Речь идет не об извлечении образов из сознания человека вообще, - это достаточно несложная процедура для обычного человека. А мы говорим об извлечении образа, являющемся ограничителем в сознании человека для решения конкретной проблемы. И здесь речь идет уже о достаточно глубоких структурах сознания, таких как: качества личности, базовые личностные установки, культуральные установки, родовая память и другое.   Извлечение образа из сознания человека или социальных групп, являющихся ограничителем в их мышлении и понимании, могут осуществить люди, обладающие принципиально иными возможностями восприятия. Люди cтроящие свое мышление и понимание на принципах весьма далеких от классической логики (при этом понимая ее). Существенным моментом является извлечение смысла из образа в виде понятий, принципов, механизмов, моделей, что позволяет приступить к осмыслению, либо обычными средствами системного анализа, либо использовать технологии переосмысления, используемые в "Школе решения проблем". Тем самым мы приращиваем понимание, которое позволяет решать проблемы в сложных системах: таких как организация,- прежде всего за счет повышения эффективности лица принимающего решения. Или дает возможность решать проблемы такой сложно-динамичной целостности, как сам человек.   Развитие мышления как приращение понимания, мы рассматриваем как извлечение существенного в сложных системах: факторов, ограничителей, непроявленных причинно-следственных связей, тенденций. Это позволяет значительно повысить эффективность управления, особенно на таких сложных этапах, как развитие.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток