Для каких целей существует консалтинг

Для каких целей существует консалтинг

Консалтинг – один из наиболее быстро развивающихся видов бизнеса в последнее десятилетие. В Украине этот вид деятельности представлен сетевыми мультинациональными консалтинговыми компаниями, пришедшими в страну вслед за мультинациональными брендами

Консалтинг – один из наиболее быстро развивающихся видов бизнеса в последнее десятилетие. В своем докладе The Global Consulting Marketplace: Key Data Forecasts and Trends, Kennedy Information, лидирующий ресурс в области управленческого консультирования, утверждает, что среднемировые темпы роста услуг управленческого консалтинга составляют около 16% в год, что говорит о признании эффективности сотрудничества внутренних структур предприятий, организаций и отдельных лиц с внешними Консультантами. В Украине этот вид деятельности представлен в основном сетевыми мультинациональными консалтинговыми компаниями, пришедшими в страну вслед за мультинациональными брендами и, соответственно, их и обслуживающими.

Организация, которой требуется консультационная поддержка, обычно называется «Клиент». Этот термин может относиться как к организации в целом, отдельному структурному ее подразделению, так и к лицу, которое сделало запрос.

Консалтинг – это процесс, в ходе которого отдельное лицо или фирма «Консультант» помогает Клиенту достигнуть желаемого им результата.
Во-первых, Консультант, используя методы стратегического и конкурентного анализа, аудита, диагностики, Центров оценки и пр., может оценить оптимальный путь, риски и дополнительные возможности в достижении результата Клиентом.

Во-вторых, в Украинской действительности – наиболее частый вариант, когда Консультант необходим как эксперт для оценки сегодняшнего состояния бизнеса относительно отрасли, рынка, ближайшего окружения и определения путей дальнейшего развития, разработки стратегий.

И наконец, помощь может выражаться в форме информации, рекомендаций или практического содействия в работе, что является стандартным форматом сотрудничества для мультинациональных компаний, имеющих собственные отделы стратегического планирования, развития, информационно-аналитические, службы HR, соответственно не нуждающиеся (или декларирующие это) в услугах внешних Консультантов для оценки «отправной точки» и направления развития.

Консультантом является специалист (группа специалистов) в некоторой профессиональной сфере деятельности, выполняющий работу, содействующую достижению Клиентом желаемых результатов.

Причем, Консультант – это не узкий специалист, имеющий глубокие познания только в какой-то определенной области. В отличие от врача или бухгалтера высококвалифицированный Консультант должен исходить в своей деятельности из очень многих областей знаний и практических действий, что обеспечивается профессиональной возможностью одновременно контактировать с различными бизнесами в разных сферах и на разных уровнях развития.

Основными потребностями, удовлетворением которых занимаются консультационные организации являются:

  • Потребность в экспертизе. Знания и навыки, необходимые для обеспечения роста или каких-либо серьезных изменений в деятельности компании, часто не могут быть получены от ее сотрудников (иначе, сотрудники самостоятельно инициировали и реализовывали проекты реинжиниринга и развития). Кроме того, иногда требуется выполнить проект, а рыночная стоимость специалиста, могущего выполнить проект весьма велика и, зачастую, подбор такого специалиста – сам по себе является трудновыполнимым проектом и не имеет смыла на краткосрочную перспективу. Поэтому организация обращается к консультантам для выполнения таких проектов или решения возникающих проблем.
  • Недостаток времени. Даже в тех случаях, когда знания и навыки доступны внутри организации, штатные работники могут просто не иметь времени для выполнения специальных проектов или исследований, а отвлечение ценных специалистов чревато прямыми денежными (или любыми другими) потерями. Консультант может стать частью организации на тот период времени, пока не будет выполнено то, что необходимо.
  • Недостаток опыта. В компании может не хватать некоторых квалифицированных специалистов. Консультанты могут заполнить эти ниши, пока осуществляется обучение штатных работников или наем новых постоянных сотрудников.
  • Гибкость штатной структуры. Консультанты могут быть наняты на короткий период времени для осуществления проекта. Когда работа выполнена, организация может легко и быстро прекратить взаимоотношения с ними.
  • Объективное мнение со стороны. Консультанты обычно привносят свежий взгляд на рассматриваемую проблему. Специалисты со стороны могут предложить новое, непредубежденное мнение о путях решения задачи.
  • Новые идеи. Консультанты приходят со своими идеями, полученными в результате работы в других фирмах и отраслях. Они напитываются идеями, знаниями и образцами успешных решений из многих источников. Штатные же сотрудники могут быть слишком тесно связаны с данной проблемой, чтобы увидеть новое решение.
  • Скорость и эффективность. Привлечение к работе консультанта, имеющего опыт реализации необходимого компании типа проектов в прошлом, может оказаться для нее более быстрым и эффективным способом решения проблемы, чем попытки заставить работать быстрее штатных сотрудников.
  • Объективность оцени ситуации. Консультант может обеспечить проведение объективной оценки ситуации, определить проблему и представить рекомендации по ее разрешению.
  • Независимость. В случае осуществления операций по слиянию или поглощению, другим изменениям организационной структуры внешний консультант может действовать как независимый посредник при разрешении противоречий и разногласий.
  • Проявление доброй воли. Организация может не иметь достаточно времени, а также по ряду других причин не исполнить какие-то законные требования. Нанимая консультанта, она показывает, что прилагает усилия для разрешения данной проблемы.


ВАРИАНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА:

ВАРИАНТ 1. ДИАГНОСТИКА

(ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА)
На первом этапе выясняются деловые проблемы, стоящие перед клиентом, выделяются специфические задачи и цели задания, а также регламент и срочность работ, оцениваются имеющиеся ресурсы, определяется, что должно появиться или состоятся по окончании задания (в каких критериях и количественных показателях оценивается результат), и разрабатывается график выполнения проекта.
Первый этап называется диагностикой, может иметь разную глубину и продолжительность, затрагивать отдельные подразделения, бизнес – направления или всю компанию в целом. Диагностика дает точное описание «отправной точки», в которой находится оцениваемая структура относительно средних тенденций рынка, области деятельности и позволяет сделать общие рекомендации по направлениям необходимых изменений.
При этом Консультантам необходимо выяснить, что хочет Клиент и что ему действительно нужно, так как он в силу своих старых привычек иногда не в состоянии объективно оценивать ситуацию. Порой Клиент настолько озабочен повседневными делами, что не может взглянуть на проблему шире и выделить главное из многочисленных проблем бизнеса. Например, заключается ли проблема клиента в несогласованности информационной технологии с бизнес-стратегией или стратегия просто-напросто отсутствует? Консультанты подходят с определенной долей скептицизма к субъективному восприятию клиентом своей проблемы, не воспринимая его как должное, непреложное. Мы уверены, что умение внимательно слушать, видеть картину в целом, пользоваться своими знаниями и опытом в данной отрасли и бизнесе в целом – решающие факторы успешного выполнения этого этапа.
Результат диагностики – аналитический отчет, прежде всего является основанием для принятия управленческих решений, повышающих эффективность (отдачу на единицу вложений) бизнеса. По завершении этого этапа Клиент принимает решение о необходимости изменений и, если изменения необходимы – о самостоятельном их осуществлении или о полном (частичном) сопровождении внешними Консультантами.


ВАРИАНТ 2. ПРОЦЕССНЫЙ КОНСАЛТИНГ

В этом случае Консультанты входят на постоянной основе (имеется ввиду, что на период абонентского обслуживания Консультант(ты) соответственно рабочему графику Клиента выходят на работу в офис или «поле», работая в непосредственном и постоянном контакте с сотрудниками Клиента) в состав специально создаваемых из специалистов предприятия Рабочих групп по каждой функциональной (специфической) области изменений.
Рабочими группами выполняется сбор первичных и вторичных данных, разрабатываются модели и понятийные структуры, выясняется мнение внутренних специалистов о соответствующих идеях и прогнозах, а также анализируются собранные данные для построения моделей и принятия управленческих решений. Модели – это обработанные данные о реальной деятельности, начиная с количественных показателей финансовых отчетов и заканчивая качественными показателями опросов общественного мнения. Трудность построения эффективных моделей и понятийных структур состоит в том, чтобы найти нужное равновесие абстрактности и сложности, т.е. они должны быть достаточно абстрактными, чтобы охватывать картину в целом, но и достаточно сложными, чтобы быть значимыми. Результатом же анализа всей собранной информации должен стать набор альтернатив, основывающихся на предположениях о том или ином варианте развития событий.
Как только Рабочая группа приходит к единому решению по поводу того или иного направления развития (реинжиниринга), решение презентуется топ менеджменту Клиента и, после согласования, утверждается как внутренний регламентирующий документ (приказ, положение, регламент работ, инструкция и т.п.). Внедрять изменения Клиент может самостоятельно, может привлечь для этого Консультантов, опять же на процессной или экспертной основе.


ВАРИАНТ 3. ЭКСПЕРТНЫЙ КОНСАЛТИНГ

Процедура и результат работы здесь тот же, что и при процессном консалтинге, разница лишь в том, что Консультанты физически отдалены от офиса Клиента и не живут одной жизнью с его сотрудниками. Для обеспечения личного контакта участников Рабочих групп и принятия окончательных решений проводятся заседания Рабочих групп с заранее оговоренной периодичностью или по оговоренным поводам. Такой вид консалтинга применяется в тех случаях, когда основная масса выполняемых работ приходится на анализ массивов данных, обработку результатов аудитов и ревизий, выработку сложных моделей или разработку проектов, систем документооборота и т.п. А также, если план изменений детально разработан и утвержден, сотрудники Клиента приступили к его выполнению и от Консультантов требуется экспертная поддержка управленческих решений, контроль за эффективным внедрением изменений и, в случае необходимости – внесение корректив.

ВАРИАНТ 4. АБОНЕНТСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Этот вариант применяется в случаях, когда изменения затрагивают всю организацию, являются глобальными по своей сути или нацелены на решение долгосрочных или же специфических проблем. Условия абонентского обслуживания – результат договоренностей между Клиентом и Консультантом, обычно абонентское обслуживание предваряется Диагностикой, так как в результате этого формата сотрудничества не только понятен объем и направление сотрудничества, но и совмещаются подходы менеджеров – Консультантов и менеджеров – Клиентов, рождается взаимное доверие и уважение к профессионализму сторон. В ходе абонентского обслуживания, на его период, Консультаны «Академии реализации» становятся еще одним подразделением Клиента, выполняющим согласованную заранее функцию и несущим солидарную ответственность за результат наравне с ответственными сотрудниками Клиента.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити