О роли HRa в повышении эффективности предприятия

Слово эффективность стало очень популярным. Мы часто употребляем его в своих разговорах и выступлениях. Всегда ли мы при этом помним, что эффективность - это достижение целей оптимальным образом, т.е с минимальным количеством затрачиваемых ресурсов?
Слово эффективность стало очень популярным. Мы часто употребляем его в своих разговорах и выступлениях. Всегда ли мы при этом помним, что эффективность - это достижение целей оптимальным образом, т.е с минимальным количеством затрачиваемых ресурсов? И, поскольку, человеческий ресурс – это один из самых дорогих ресурсов, то роль HR-а в повышении эффективности работы всей компании очевидна.
С точки зрения управления эффективностью, можно выделить четыре основных направления внимания HR:
- В развитии структуры и КК предприятия - повышение эффективности работы компании за счет повышения эффективности взаимодействий и процессов, развития корпоративной культуры.
- В формировании кадрового потенциала - повышение эффективности персонала за счет правильного подбора
- В мотивации кадрового потенциала - повышение эффективности персонала с помощью современных, но эффективных(!) методик мотивации
- В развитии кадрового потенциала - повышение эффективности персонала во время оценки, составления и осуществления программ развития
Давайте поговорим о каждом из них, сохраняя в фокусе внимания влияние на эффективность компании.
1. Развитие структуры и Корпоративной Культуры предприятия.
Я неспроста поставила этот пункт первым – упорядочивание структуры и процессов может оказать самое большое влияние на эффективность вcего предприятия. Конечно, это вопрос не только HR - это вопрос всего ТОП-менеджмента, и у директора по персоналу есть свои зоны ответственности, где он может проявить инициативу и предложить мероприятия по улучшению внутренних процессов в компании.
В последнее кризисное и посткризисное время происходит постоянная "оптимизация" - предприятия постоянно ищут возможность сокращения расходов. Но в процессе резких сокращений и совмещений должностей мы получили многофукциональных и маломотивированных сотрудников.
Много задач, стоящих перед одним человеком, не дают возможность сконцентрироваться и качественно выполнить хотя бы одну. А если учесть, что задачи разных людей очень часто пересекаются, поэтому им необходимы постоянные коммуникации, что приводит к частым прерываниям в работе, то как результат мы имеем не больше 10% производительности у среднего менеджера. Занят – не означает успешен, многостаночность приводит к снижению производительности. По некоторым исследованиям - до 92% времени менеджеров тратится на деятельность не имеющую ничего общего с поставленными перед организацией целями.
Можно говорить, что задача повышения концентрации сотрудников – это первоочередная задача линейных руководителей и HR-менеджеров.
Что мы можем делать, что бы улучшить оргструктуру и процессы:
- Прописать основные процессы и распределить ответственности за их участки (что поможет избежать множества межфункциональных конфликтов). Внедрять ТОС (теорию ограничений системы)
- Проводить стратегические сессии, на которых использовать инструменты ССП и KPI (четко обозначать критерии выполнения задач, сроки и ответственных)
- Разделить функциональные обязанности: определить цели каждой должности и структурировать задачи работника по зонам ответственности.
- Согласовывать оргструктуру, прописанные процессы и должностные инструкции (ДИ). В ДИ отображать зоны ответственности и KPI сотрудника
- Проводить регулярный анализ работы подразделений
- Составлять фотографии дня работников и определять нормы производительности
Не все задачи HR должен выполнять сам, его задача только инициировать процессы, вовлечь в них ТОПов и стандартизировать формы отчетности.
Еще более сложный процесс – процесс управление корпоративной культурой, потому, что это самый сложноизмеряемый элемент системы "Организация". И при этом – это очень интересный и точный инструмент повышения эффективности. Тогда, когда все процессы HR согласованы со стратегией компании – корпоративная культура также будет формироваться в согласии со стратегией.
Инструменты развития корпоративной культуры и улучшения взаимодействия
- Работающие должностные инструкции с прописанными в них требованиями к сотруднику.
- Внутренние стандарты и правила, корпоративный кодекс или философия компании
- Использовать процедуры оценки для укрепления корпоративной культуры (оценивать в том числе выполнение внутренних норм и стандартов компании)
- Прозрачность: однозначные правила продвижения и возможности получения льгот от компании
- Командообразующие мероприятия с целью повышения культуры общения, мотивации к достижению целей компании и другими целями, согласованными со стратегией компании
- Наладка процессов обратной связи как между сотрудниками, так и между подразделениями с целью отладки процессов и повышения производительности
- Выработка правил взаимодействия и механизмов их поддержки.
- Имеем ли мы в нашей команде налаженные взаимоотношения, коммуникации и уровень надежности, чтобы выполнить данные обещания?
- Как мы можем организовать эффективные коммуникации?
- Согласны ли мы как команда поддерживать друг друга в выполнении этого обещания?
Укрепление Корпоративной Культуры достаточно длительный процесс, требующий значительных усилии, но, дающий (при грамотном его проведении) в результате значительное повышение конкурентоспособности и эффективности предприятия. Как цемент связывает между собой кирпичи и делает прочными стены дома, так выстроенная осознанно Корпоративная Культура свяжет подразделения и людей компании и сделает прочной и долгоживущей вашу организацию.
2. Формирование кадрового потенциала.
Естественно, что имея набор Должностных Инструкций, соответствующий структуре и стратегии компании возможно осуществить "правильный" подбор персонала – людей, которые будут соответствовать требованиям должности и корпоративной культуре компании. И у сотрудника такой службы персонала, ответственного за рекрутинг, соответственно процедуры подбора также выстроены: есть точный "портрет кандидата", есть каналы поиска, есть необходимые вопросы и тесты, помогающие выявить требуемые компетенции и ценности кандидата.
Такой менеджер постоянно анализирует успешность процессов подбора и оптимизирует их, отслеживая новые методики.
Есть смысл отдельно сказать о процедуре введения в должность– очень мало внимания уделяется этой процедуре. Но именно в первые дни работы в компании у сотрудника происходит "запечатление" норм и правил работы в этом коллективе, что, в том числе, поддерживает и корпоративную культуру. Если сотрудник был подобран согласно требованиям и его введение прошло в соответствии со стандартом компании – то можно прогнозировать высокую лояльность сотрудника.
Итак, сотрудник службы персонала, ответственный за подбор:
- Постоянно развивает каналы поиска кандидатов
- Осваивает новые методики подбора (каналы поиска, лингвистические приемы в объявлениях, инструменты для интервью и проверки компетенций…)
- Стремится внести улучшения на каждом этапе
- Собирает обратную связь от вновь принятых сотрудников
- Отслеживает выполнение процедур ввода
- Анализирует эффективность и оптимизирует процессы побора и ввода
3. Мотивация персонала
Подавляющее большинство людей, живущих в больших городах, потеряли связь между своей работой и тем, что действительно значимо в их жизни. Мы живем в социально обусловленном обществе и подчиняемся его законам. Но нарушение естественного баланса личной и общественной жизни демотивирует людей и снижает уровень их работоспособности. Наверное, именно поэтому появились такие направления как нейроменеджмент (Чарльз С. Джейкобз) и управление по ценностям (MBV). Думаю, что в вопросах повышения мотивации сотрудников HR, может принести очень ощутимый эффект своей компании.
Именно он, умеющий слышать ценности и мотивационные критерии сотрудников, может однажды задать им вопросы:
Так чего же мы хотим? Почему нам это важно? Что тогда будет по-другому для нас?
В этих вопросах заключена огромная энергия и мотивация! Подарите своим сотрудникам смысл их деятельности, покажите им связи между личными и рабочими целями! Напомните сотрудникам, что компания заботится о них, ведь каждое рабочее место – это забота о сотруднике, который может реализовывать себя через общественно полезную деятельность!
Для создания действительно высокой мотивации:
- Согласуйте систему материальной и нематериальной мотивации со стратегическими целями компании - покажите сотрудникам, где они будут в компании через год, через несколько лет
- Создайте прозрачность в целях и, критериях и системах оценки,
- Проявите внимание к персоналу, направьте мотивационные мероприятия к ценностям и потребностям людей – покажите людям, что они важны для компании
- Помните, что все люди разные и потребности у них тоже разные, поэтому для разных категорий работников, возможно, потребуются разные мероприятия или разные обоснования этих мероприятий – используйте знания о метапрограммах или другой типологии людей в мотивации
- Ориентируйтесь на использование сильных сторон своих сотрудников, не надо стремиться сделать всех одинаково успешными – пусть они будут успешны по разному?
- Обязательно проводите пиар сделанного – людям свойственно забывать и даже не замечать то, что улучшает их жизнь.
4. Развитие персонала
Развитие сотрудников в компании также должно подчиняться стратегическим целям компании. Перед тем, как выстроить систему обучения в компании HR обязан задать себе вопросы: Зачем, для какой цели я хочу развивать сотрудников? Какие результаты я хочу получить от выполнения Программы развития? А только потом искать методы обучения и учителей.
Очень часто мы сталкиваемся с тем, что менеджеры по обучению слово "обучение" трактуют как "внешнее обучение" - конференции, тренинги, семинары и .т.д. Но ведь основное развитие сотрудника приходится на долю внутреннего обучения – новые задачи, опытные коллеги, работа в проектных группах, участие в мозговых штурмах и т.д. Если сам специалист по развитию не видит эти процессы, как составляющую цикла обучения, то, как сотрудник компании может увидеть и адекватно оценить вклад компании в его рост?
Перед тем, как начинать обучение сотрудников необходимо провести анализ потребностей в обучении и определиться в:
- Целях обучения: зачем учить, кого учить (уровень участников)
- Ожидаемых результатах: чему научатся участники к концу программы обучения (знания, навыки, установки), что изменится в их поведении на рабочем месте
- Критериях эффективности обучения: что и как будем контролировать в процессе проведения программ обучения.
Затем только выбрать способы обучения и составить программу развития.
Немаловажным фактором развития сотрудников является правильно проведенная оценка персонала. Проводить оценку потому, что "все проводят", или "что бы навести порядок в кадровом составе" - это потерять огромный ресурс этой процедуры. Любой HR-процесс должен проводиться со смыслом! Важно понимать, как то, что мы делаем, помогает достигать основных целей компании. Если у нас сейчас задача – повышение эффективности компании, то может процедура оценки, как раз и не будет способствовать этому. Но если HR уверен, что во время прохождения оценки, у сотрудников появится понимание, какого поведения ждет от них компания, или в том, что процедура оценки поможет привлечь внимание к выполнению стандартов внутренних и внешних коммуникаций, то тогда процесс оценки надо выстраивать под эту цель.
Итак, что бы влиять на эффективность компании через оценку персонала HRу важно:
- Помнить о стратегических целях компании
- Создать модель компетенций и ориентироваться на нее
- Проводить оценку в том случае, если она помогает достигать цели компании
- Создать Программу Развития и способствовать ее выполнению
- Проводить обучение и оценивать его эффективность, соответственно выбранным критериям (достижение поставленных перед обучением целей).
То, что написано на этих нескольких страницах - достаточно большой объем работы. И далеко не весь перечень мероприятий возможно выполнить в рамках одной компании. Целью моей статьи было расширить представление о возможностях службы по персоналу. Буду рада, если эти строчки вдохновят вас на размышления на тему "а что я могу сделать для того, что бы результаты моей компании стали радовать нас больше?", и возможно вы воспользуетесь подсказками, а возможно, увидите свои уникальные способы для повышения результативности своего персонала.
Коментарі
Залишити коментар
При заповненні форми була допущена помилка
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Дякуємо!
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI Тренінги для тренерів