Английский с пеленок. Нужен ли?

Английский с пеленок. Нужен ли?

Детство - важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Чему ребенка обучать, как и где?

Детство - важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Чему ребенка обучать, как и где?Сегодня давайте поговорим об актуальности обучения малыша иностранному языку. То, что без знания языков невозможно существование в современном мире, начиная от свободного существования на отдыхе за границей и заканчивая получением престижной работы, ни для кого не новость, но вот КОГДА ЖЕ СТОИТ начинать? Споры по поводу раннего приобщения детей к иностранным языкам длятся вот уже почти столетие. Одни советуют подождать, сторонники традиционной методики считают, что самое верное - начинать с 12 лет, как это было раньше, на что сторонники раннего развития отвечают, что в это время начинать учить язык уже поздно и результатов не будет. А перед родителями встает, пожалуй, самая сложная проблема – проблема выбора, а когда речь идет о собственном ребенке, его будущем, сделать выбор еще сложнее.

Вначале предлагаю почитать, что советуют ученые. Физиологи считают, что "существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом". (Пенфильд В., Робертс Л. «Речь и мозговые механизмы».)

Другим великим теоретиком раннего развития был Масару Ибука, основатель фирмы SONY, директор Ассоциации раннего развития и организации "Обучение талантов". Вот цитата из его книги «После трех уже поздно»: «Для ребенка, у которого нет четких, устоявшихся представлений о том, что "трудно" или "легко" - английский или японский языки, музыка Баха или детские песенки, - все должно начинаться одновременно, для него одинаково ново все. То, что дети усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. То, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие.»

Рассмотрим также и наиболее часто встречающиеся мифы об изучении иностранных языков и опровержения, которые дают сторонники развивающих методик:
1. «Изучение иностранных языков приводит к логопедическим проблемам и ухудшает усвоение родного языка, снижает уровень интеллекта». - Многолетние экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ подтвердило "благотворное влияние предмета на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом.». В итоге русские звуки остаются русскими, ставится английское произношение, а артикуляционный аппарат развивается.
2. «Невозможно добиться эффекта погружения в языковую среду занимаясь в течение нескольких часов в неделю».- Практический опыт показывает, что дети узнают оба языка независимо от того, как именно они сталкиваются с ними, если только это происходит постоянно. Занимаясь в семье каждый день, читая слова по карточкам, слушая песенки на иностранном языке, читая сказки и употребляя слова в обиходе, можно добиться значительных результатов, погружение произойдет само по себе.
3 «Дети будут путать языки и станут в итоге полу-язычными.» - Многие двуязычные дети склонны смешивать языки на ранней стадии развития речи, выбирать то слово, которое проще звучит, легче произносится, однако со временем это проходит.
4. «Необходимо изучить сначала один язык, а потом приступать к другому.» - Огромное число людей на земле двуязычно и многоязычно. Достаточно вспомнить Советский союз: из 280 миллионного населения язык был родным только для 38%! На самом деле, дети свободно владеют двумя языками, а знание одного языка, как правило, помогает лучше изучить другой, ребенок сам открывает закономерность того или иного языка.

Интересно, что и от противников раннего обучения иностранным языкам можно услышать, что изучение иностранных языков это такой же прекрасный способ развития мозга, как и другие способы. Так почему же они против? А все потому, что профессионалы хотят напомнить, что главный принцип педагогики «не навреди!» должен соблюдаться всегда.
Методик сейчас предлагается очень много. Как понять, получит ли ваш ребенок на занятиях действительно полезные знания или вы просто потратите время и средства за бесполезные новомодные веяния? Педагоги и психологи предлагают обратить внимание на следующие моменты:

  • Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте –игра, главное для малышей –движение, важно, чтобы занятие ни в коем случае не превращалось в урок –это противоречит психологии детей дошкольного возраста.
  • У дошкольников наглядно-образное мышление. Поэтому занятие должно иметь зрительную опору –предметные сюжеты, картинки, игрушки.
  • Детям дошкольного возраста не должны даваться домашние задания, если используемая методика такие подразумевает, то обязательно должна проводиться подробная разъяснительная работа с родителями.
  • Если с первых занятий педагог предлагает детям познакомиться с алфавитом или транскрипцией, то это школьный педагог, который не знаком с психологическими особенностями своих подопечных.
  • Если вы собираетесь отдать ребенка на дополнительные занятия иностранным языком в детском саду (а это обычно происходит в 3-4 года и упор делается на активное обучение) и сомневаетесь в том, хорошо ли поставлено звукопроизношение родного языка, то не лишним будет проконсультироваться с логопедом.
  • Ни в коем случае не заставляйте маленького ребенка говорить, этого не должно быть ни при самостоятельном (домашнем) обучении, ни при обучении в дошкольном учреждении. Ребенок сам придет к этому, когда будет готов, разговаривайте с ним, читайте книжки, смотрите мультфильмы, пусть копится пассивный словарный запас, сначала ребенок начнет понимать вас, а позже и заговорит. Ребенок должен обучаться в обстановке любви и отзывчивости, в напряженной обстановке от занятий не будет толку.
  • В младшем возрасте ребенка нужно обучать через разговорную речь. Детские рифмованные четверостишья, в которых все слова русские, и лишь одно английское, на мой взгляд, тренируют память, но языку не учат.
  • Нужно учитывать и то, что в любой деятельности ребенок руководствуется прежде всего практической ценностью, поэтому в дошкольном возрасте к обучению иностранному языку лучше подходить, как к специфическому разделу ознакомления с окружающим миром, то есть нужно подготовить ребенка к обучению, мотивировать его. Познакомьте ребенка со страной, с традициями, найдите страну изучаемого языка на карте, расскажите о том, какие там живут люди, чем они занимаются, как одеваются, чем отличаются от нас, на каком языке говорят...


Что ж, на вопрос, вынесенный в названии статьи – каждый родитель ищет для себя сам. Где и когда, стоит ли вообще начинать обучение, решать только Вам, ведь только Вы можете лучше всех понять, что нужно Вашему ребенку.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити