И еще немного о коучинге

И еще немного о коучинге

Автор публикации - Марина Таран, Управляющий партнер Группы компаний "Golden Staff", бизнес-тренер, сертифицированный коуч, автор тренингов для руководителей.

ОБЩАЯ СХЕМА КОУЧИНГА

Общая схема коучинга (всех сессий работы по запросу):

1) запрос и прояснение запроса. Результат – конкретные измеримые (а не размытые) параметры того, чего клиент хочет получить в конце каждой сессии и всех сессий. Последняя сессия обязательно посвящается резюмированию результатов, самого важного и планам по реализации на 1 месяц и 6 месяцев. Все это фиксируется письменно.

Рекомендуется завести тетрадь, где клиент в конце (или по ходу) каждой сессии будет фиксировать выводы и самые важные открытия. Туда же рекомендуем уже в ходе сессий вписывать задачи на неделю до следующей коуч-сессии (то, что направлено на решение запроса и изменение поведения клиента) и достижения (полученные результаты).

Это подвергается самоконтролю и контролю со стороны коуча. Очень хорошо помогает вырабатывать именно коучинговое отношение к работе. Коучинг строг в плане результативности (в отличии от других методов психологического консультирования, где результатом будет процесс, н-р, психотерапия).

2) коуч выбирает подход, который будет самым эффективным для работы по данному запросу. Ниже мы приведем список тематик запросов и рекомендованные подходы коучинга. В зависимости от выбранного подхода – пошаговая работа в нем (см.ниже по каждому подходу).

3) разработка новой стратегии - в каждом подходе обязательно клиент с помощью коуча разрабатывает новую стратегию или часть прошлой стратегии. В этом и есть смысл коучинга – осознание неуспешной стратегии и смена на успешную.

4) перепроверка решения на экологию – насколько решение гармонично и реально впишется в жизнь клиента. Здесь важно отслеживать, нет ли у клиента желания отделаться от проблемы. Это может привести к нереальным «красивым» решениям, лишь бы не брать на себя ответственность на случай, если решение не удастся реализовать.

5) планы на будущее – новые цели, новые зоны развития, новые ценности, новые качества, которые становятся возможным при данном решении.

6) в конце всех сессий – резюме «что было самым важным» и планы на будущее «что и как теперь буду делать». Это – обязательно письменно с указанием конкретных действий с результатами и сроков.

СХЕМА КАЖДОЙ КОУЧ-СЕССИИ

Схема каждой сессии коучинга:

Схема предложена из расчета стандартного коучинг-запроса – 15 встреч по 60 минут.

1) проверка достижений за неделю (контроль по записям). См.п.5.

Время на данный этап – 5-7 минут.

Обратите внимание, что этот этап лучше не делать вообще, чем делать формально. В полном виде вы просите клиента открыть свои записи за неделю (они могут быть очень краткими, такими, о которых вы договариваетесь на первой сессии) и озвучить их с добавлением комментариев более глубокого характера «получалось ли?», «нравилось ли?», «какие сопровождали мысли, сомнения, ощущения?».

Краткий вариант проведения этого этапа коуч-сессии: «Доволен ли ты тем, как ты выполнял свои задачи?».

Если в ответ от клиента слышите «Нет, не совсем», тогда нужно обязательно уделить время тому, что мешало выполнять запланированные задачи в течение недели. Это важно сделать в рамках отдельной сессии с дополнительным запросом на это (т.е. вполне возможно обсудить дополнительный запрос на 60 минут).

Если вы проигнорируете это, то укрепите в клиенте подсознательную стратегию того, что запланированное можно не выполнять, перекладывать, что существует риск невыполнения и за это не наступает никаких последствий.

Абсолютно нормальным считается взять на отдельную сессию опыт неуспешного выполнения запланированных на неделю задач.

Когда вы заключаете устный рамочный контракт (т.е. запрос и результаты на все сессии), вам нужно оговорить в каких случаях вы сможете вносить дополнительные запросы.

Например, обязательным считается внесения дополнительного запроса на случай невыполнения или сложностей выполнения заданий на неделю. Сложностями могут считаться как реальные поведенческие сложности применения новой стратегии (нового подхода, нового поведения, нового самоощущения), так и сложности в оценке этой стратегии или самоощущения во время выполнения задач. В любом из этих случаев нужно уделить внимание тому, что и как делает клиент, что при этом он думает, что чувствует (классический треугольник: чувства-мысли-поведение). Задача: выявить на каком из этих аспектов возникает наибольшее затруднение.

2) запрос на эту сессию, критерии решения:

Время на данный этап –7-10 минут.

Проверка, насколько запрос интегрируется в общий рамочный запрос на 10-15 сессий. Если запрос выходит из общей рамки запроса либо же работа по нему и его результат не приблизит клиента к запланированным результатам рамочного запроса, коуч имеет права попросить о вынесении этого запроса в отдельную сессию.

Обратите внимание, чтобы критерии результата на эту сессию были озвучены и записаны клиентом очень четко. Например «В конце этой сессии я хочу записать для себя 2-3 задания на неделю, разработать критерии наблюдения за собой в конкретных ситуациях, разработать бланк, в который я буду записывать свои наблюдения».

Обязательно уточняйте личное участие и ответственность: что клиент лично от себя готов внести от себя для достижения этих запланированных им результатов. Это нужно делать на каждой сессии, таким образом мы приучаем клиента продумывать эти важнейшие критерии (личное участие и ответственность) перед началом любого дела.

В начальной стадии работы вы можете также предложить и свое участие (обычно клиенты сами об этом просят). Но с уже опытным в коучинге клиентом старайтесь избегать этого. Задача коуча – быть рядом, а не «помогать». Каждый клиент в состоянии помочь себе лучше, чем целая армия коучей. И дать клиенту поверить в это – огромное достижение для клиента и для коуча.

3) работа в выбранном для этой сессии (или в рамочном – для всех сессий) подходе:

Время на данный этап – 15-20 минут.

  • сбор информации по ситуации;
  • анализ (может быть опущено, если работаем не в аналитическом подходе);
  • выбор альтернатив решения (обычно не более 3 вариантов, если запросом не было «развить вариативность мышления»);
  • для каждого решения описываем:

-необходимые ресурсы;
-имеющиеся ресурсы + как подключить те ресурсы, которых нет;
-возможные сложности + возможные выходы;
-к каким перспективам и возможностям приведет каждое решение;

  • разработка одного из решения, разработка новой стратегии поведения: что это даст, в чем это сложно, что для этого нужно.


4) проверка решения, стратегии:

Время на данный этап – 7-10 минут.

  • интеграция решения или стратегии в жизнь клиента;
  • планы на будущее исходя из нового решения, новой стратегии.


5) запись задач на ближайшую неделю:

Время на данный этап – 5-7 минут.

Задачи записываются с конкретными результатами, которых клиент будет добиваться.

Эти записи являются обязательным объектом обоюдного контроля для продвижения. Работа с записями усиливает коучинг по запросу дополнительным эффектом – повышение личного деятельного (проактивного) подхода и личной ответственности за достигнутое или недостигнутое.

Опасность для коуча – не скатиться в жесткий контроль. Иначе мы добьемся прямо противоположного неэффективного и неполезного для клиента результата: перекладывания ответственности на «взрослого» коуча. И далее уже без помощи и проверки со стороны коуча клиент не сможет работать и отвечать за свои достижения.

Обязательно запрашивайте клиента о возможных сложностях и путях выхода из этих сложностей. Мы демонстрируем клиенту, что запросы и их решения – это не идеальный мир, а реальный. В нем могут возникать сложности. Но мозг направлен на поиск решений, а не проблем.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг