Как не стать заложником собственного бизнеса: 7 дельных рекомендаций из Методологии Адизеса

Как не стать заложником собственного бизнеса: 7 дельных рекомендаций   из Методологии Адизеса

Точно также, как ребенку дают жизнь его родители, компания появляется на свет благодаря ее основателю. Это происходит только потому, что он переполнен энтузиазмом, безудержной преданностью своей мечте и несокрушимой верой в будущее своего творения.

Следующий шаг в развитии организация делает при условии, что ее создатель взваливает на свои плечи все мыслимые и немыслимые риски. В какой-то мере он напоминает одержимого сумасбродными идеями фанатика, который любой ценой намерен осуществить задуманное.

Стремясь воплотить в жизнь свои планы, он дни и ночи проводит в офисе, решает миллион проблем, одну за другой выполняет, казалось бы, непосильные задачи. Основатель всю свою энергию отдает любимому детищу. Радостные эмоции от первых побед делают его бодрым и придают ему сил, что помогает не ощущать усталости. Ради будущего благосостояния компании он даже жертвует общением с близкими. На семью, родственников и друзей почти не остается времени, ведь он весь поглощен работой. Только такой подход к ведению бизнеса на ранних этапах становления компании позволяет ей не пойти на дно.

Такая политика руководителя помогает организации успешно развиваться на этапе Младенчества, но по мере того, как она взрослеет, прежние методы ведения бизнеса становятся неэффективными и могут привести к печальным последствиям.

Организации на этапах Младенчества и Давай-Давай, как правило, почти не имеют работающей политики, четких норм, правил, упорядоченной системы принятия и реализации решений. Если хоть одно из вышеперечисленного существует, то только формально. Рабочий процесс происходит хаотично. Организационная структура, системы контроля и вознаграждения фактически отсутствуют. По сути власть находится в одних руках – в руках основателя, и даже самые незначительные попытки посягательства на нее (советы, рекомендации, уговоры, предостережения от ошибочных решений) приводят его в бешенство. Ведь только благодаря ему организация стала успешной и теперь день за днем наращивает все больше прибыли. В то же время, встав одним прекрасным утром «с той ноги», он может внезапно премировать или повысить зарплату. При этом вознаграждение будет носить спонтанный характер и не зависеть от вклада сотрудника в проделанную работу.

На более поздних этапах бизнес меняет масштаб и по-прежнему эффективно работать уже не получается. Вместе с ростом компании растет и количество проблем, решения которых не терпят отлагательства. За что в первую очередь браться? Можно не есть и не спать, но даже 24 часов не хватит, чтобы переделать все дела. Лидер перестает успевать контролировать все и всех, потому что он физически не способен это делать. В поисках выхода из затруднительной ситуации, скрепя зубами, он делает попытку делегировать свои полномочия. В большинстве случаев у него ничего не получается, потому что в этой мучительной борьбе с самим собой выигрывает неудержимое желание полного контроля над происходящим. Через некоторое время он теряет терпение и забирает назад все якобы переданные полномочия. А тот, кто отважился ему противоречить, получает серьезный нагоняй.

Такое краткосрочное делегирование повторяется регулярно. Стремясь упорядочить дела и  немного себя разгрузить, СЕО снова и снова возвращается к децентрализации. Но все люди – живые существа, и к тому времени, как босс опять решает «наградить» кого-то полномочиями, у всех сотрудников уже есть выработанный рефлекс к самосохранению. Они не сомневаются в том, что, чтобы они не предпринимали, все равно все будет не так. Большая ответственность, множество обязанностей и недостаток реальных полномочий - все это приводит к тому, что у людей полностью пропадает желание что-либо делать. Из-за вечной неопределенности, противоречий, метаний взад-вперед они находятся в постоянном стрессе и напряжении. В конце концов они начинают бояться своего начальника. Но, не смотря на то, что за его спиной они называют его деспотом, они не перестают его уважать.

Руководитель тем временем постоянно на иголках. Теперь те дни, когда он доволен работой топ-менеджмента, становятся необычайно редкими. То их идеи не настолько креативны, как его, то они не выкладываются на полную, как он, и т.д. И неважно, что финансовые показатели работы организации неплохие. С каждой секундой основатель становится все более несдержанным, нервным, подавленным и недовольным – он потихонечку выгорает. Выходит, руководитель становится заложником ситуации, созданной своими же руками – он попадает в Ловушку основателя. Сам того не подозревая, он и никто другой является источником конфликтов, сеет хаос и неразбериху в работу организации. И этот беспорядок будет сохраняться до того момента, пока он сам не решит измениться и не осуществит интеграцию. Если он ничего не предпримет, компанию ждет медленное падение в бездну.

Для того, чтобы не очутиться в Ловушке основателя и безболезненно преодолеть очередной период развития, воспользуйтесь следующими подсказками.

1. Верно расставляйте приоритеты

Когда компания еще слишком молода и зелена, многие руководители так восторгаются своей гениальностью, что уверены, что им все нипочем. Сегодня они с головой бросаются воплотить в жизнь одну задумку, а завтра на горизонте вырисовывается что-то новенькое. Сегодня организация выпускает продукцию, завтра продает недвижимость, а через месяц открывает рестораны. Стоит ли кидаться из стороны в сторону? Придет время, и такая самонадеянность выйдет боком. Риски настолько велики, что результаты таких экспериментов могут быть совсем не желаемыми: прибыль поползет вниз, а расходы увеличатся в разы. Вот почему целесообразнее расставить приоритеты и идти в одном направлении, а не завоевывать весь мир.

2. Своевременно адаптируйте миссию и оргструктуру к потребностям рынка

В то время, как вы только начинали свой бизнес, организационная структура компании была выстроена вокруг людей. Теперь интенсивно растущая компания имеет совсем другие задачи, чем на старте. И чтобы быстро и эффективно их реализовывать, надо проводить изменения. Нужно откорректировать видение, пересмотреть миссию и, конечно, оргструктуру.
Организационная структура вокруг задач, а не вокруг людей – вот ваша цель.

3. Не бойтесь делегировать

Организация достигнет Расцвета только в том случае, когда руководитель искоренит ручной, авторитарный стиль управления и будет делегировать свои полномочия. Это не значит, что ему придется всецело отстраниться от управления, что слишком болезненно.

Нужно построить бизнес-процессы так, чтобы каждый топ-менеджер, несущий ответственность за работу своего отдела, четко понимал круг своих обязанностей и был наделен реальными полномочиями. Только тогда все станет на свои места, и компания станет работать как часы. В коллективе наладится дисциплина и появится самоконтроль. Теперь никто не сможет сказать, что «я здесь ни при чем». Каждый будет отвечать за свои действия. Теперь будет ясно, кто несет ответственность за получение прибыли или понесенные убытки. Как сказал доктор Ицхак Адизес: «Не только руководитель не должен не спать ночами…».

4. Пересмотрите свою систему вознаграждения

Перестаньте без причины раздавать бонусы и премии. Не поощряйте людей только потому, что у вас сегодня хорошее настроение. Сотрудники, в первую очередь, ценят честность и прозрачность. Они должны ясно понимать, за что их вознаграждают. В противном случае (когда одним достается кусок пирога, а другим, проделавшим ту же работу, нет) у людей пропадает мотивация.

5. Трезво оценивайте время, необходимое для решения задач

Если на реализацию задачи необходимо, грубо говоря, возьмем, к примеру, три дня, а вы
стучите кулаком по столу и требуете выполнить задачу сию минуту, то, само собой разумеется, такая категоричность выбьет из колеи любого. Дезинтеграция – вот чего вы этим добьетесь. Больше ничего. Вы наверняка будете считать, что ваши «лентяи» пошли на саботаж, но на деле они совестно выполняют работу. А еще они физически не могут выполнить поручение в настолько сжатые сроки.

6. Сбалансируйте витамины

Почти все основатели компаний – типичные Предприниматели. Витамина Е у них хоть отбавляй, а с А (с Администрированием) – то и дело проблемы. Чтобы немного сбавить обороты, стабилизировать ситуацию и укрепить тылы, нужно подыскать того, кто компенсирует недостающие витамины.
Одна из характерных ошибок первых лиц – они выбирают себе заместителей, которые
имеют полностью похожие взгляды и соблюдают те же принципы. С одной стороны, с такими замами легко находить взаимопонимание и проще решать проблемы. Но с другой – если человек мыслит также, как и собственник, то он просто не нужен. На самом деле, идеальный заместитель – тот, кто будет гармонично дополнять руководителя, тот, кто обладает способностями делать хорошо те вещи, которые у владельца компании выходят не наилучшим образом.

7. Подпитывайте атмосферу взаимного уважения и доверия

Если люди не доверяют друг другу, не уважают друг друга, то о работе в команде не может
идти речь. Разногласия, внутренние распри и конфликты совсем не сближают, а очень сильно отдаляют людей друг от друга. Рано или поздно это приводит к краху компании. Поэтому никогда не забывайте про культуру взаимного уважения и доверия, ведь именно она - залог успешного развития компании независимо от того, на каком этапе жизненного цикла она находится. Как говорится, согласного стада и волк не берет.
Если все же так произошло, что вы оказались в западне, срочно принимайте спасательные
меры. Какие?

«Для того чтобы компания смогла сохранить заработанное тяжелым трудом богатство, она должна перейти от управления на основе интуиции и от управления на основе занимаемого положения к более профессиональному менеджменту», – говорит доктор Адизес.
Первое, что нужно предпринять – оградите себя от интеграционного процесса. Попытки самостоятельно решить проблемы уже были, и, как видно, они ни к чему хорошему не привели.
Здесь явно отслеживается аналогия с тем, как мы иногда занимаемся самолечением. Вместо того, чтобы сразу идти к врачу за помощью, мы долго оттягиваем этот момент и настырно пытаемся лечится сами. В результате мы все-равно обращаемся к доктору. Если этого не сделать, мы сильно рискуем не только своим здоровьем, но и жизнью. То же самое случается с компанией. Если не привлечь консультанта извне, считайте, дни жизни вашего бизнеса сочтены. Осмельтесь попросить помощи, обратитесь к специалисту. Найдите того, кому вы доверяете, и тогда процесс выздоровления пойдет намного быстрее.

Из материалов сайта: http://adizes.me/


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI