Лидер будущего

Лидер будущего

Мы живем в неспокойные времена.Текущую ситуацию в бизнес-среде можно охарактеризовать акронимом, который поначалу был придуман военными США для обозначения хаоса в современном разрушенном войной ландшафте: VUCA.

Volatility (изменчивость), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность), ambiguit (неоднозначность). Именно с таким ландшафтом мы имеем дело сейчас в бизнес-среде. И для того, чтобы оставаться в нем успешным, нужно применять новые принципы лидерства и организационного развития.

Изменчивость, которая усиливается за счет ускорения изменений, приводит нас в мир, где развитие во всех сферах происходит за более короткие промежутки времени. В такой ситуации недостаточно просто знать о тенденциях и обладать информацией. Здравомыслящие лидеры понимают, что сейчас необходимо быть впереди кривых роста. Уметь прорываться вперед и создавать будущее.

Мы наделены врожденным стремлением уменьшать степень неопределенности. И это стремление мешает инновациям. Вместо того, чтобы решать проблемы, связанные с неопределенностью, теперешние лидеры должны быть более маневренными и активно задействовать неопределенность.

Сложность современного мира растет. Новые технологические достижения порождают новые вызовы. И что более важно – новые возможности. В будущем выживать и процветать будут только те организации, которые смогут распознавать новые модели и развивать устойчивые стратегии.

Если неопределенность – это когда переменные ясны, но их значение неизвестно (как у катящихся игральных костей), то неоднозначность – это когда даже переменные непонятны (а у вас вообще есть игральные кости?). Компании, которые сосредоточенны только на неопределенности, обманывают себя, полагая, что держат все под контролем. Теперешние переменные не будут такими же уже в ближайшей перспективе.

Очевидно, что ведущие организации в ландшафте VUCA нуждаются в новых подходах и новом видении. Им нужен инструмент для создания устойчивости, адаптивности, и новых возможностей через распознание новых моделей. Таким инструментом является стратегический форсайт.

Что такое стратегический форсайт?

Стратегический форсайт – это дисциплина, которая позволяет предвидеть альтернативные варианты будущего. Благодаря ей организации лучше подготовлены к потенциальным угрозам и способны извлечь выгоду из скрытых возможностей. Форсайт дает возможность улавливать тренды и применять эти инсайты для создания карты будущего пейзажа. Эти карты позволяют проверить нашу текущую стратегию, разработать прорывные инновации, а также проводить преобразующие изменения.

Сила форсайта – не в его инструментах и методах, но в его способности изменять перспективы. Поэтому он полезен не только в рамках стратегического планирования, но также дает новую оптику, позволяющую переосмыслить устаревшие процессы индустриальной эпохи, которые больше не эффективны в нашей VUCA среде.
Это своего рода философия. Это не очередное приложение к процессам организации, а скорее новая операционная система.

Результат его применения – лидирующие на рынке инновации, успешное развитие возможностей и способность получать прибыль в будущем.

Тяни-толкай будущего

Размышляя о будущем, мы инстинктивно думаем о «главных тенденциях». Для большинства тренд стал синонимом будущего. Но это не так. Тренды видны, потому что появляются сегодня. Они привязывают нас к тому, что происходит вокруг нас в данный момент, но мешают нам увидеть, что меняется, что приходит на смену и какие возможности открываются.

Анализ трендов – лишь один из аспектов стратегического планирования. Будущее существует между «тяни» и «толкай». Большинство организаций думают о нем исключительно как о «толкай». Этот полюс и представлен трендами, которые толкают нас в будущее, независимо от наших действий. На противоположном полюсе будущего находится «тяни». Он реализуется нашей способностью намеренно распознавать и создавать желаемое будущее.

Хорошая аналогия – использование якоря на парусных судах при отсутствии ветра. Часть моряков берут якорь и на шлюпке плывут в нужном направлении, затем закрепляют его на определенном расстоянии. Затем команда судна тянет канат с якорем на себя, передвигаясь к цели. Тренд в этой аналогии означал бы ветер.

Будущее – это не то, что просто случается с нами, но то, что мы создаем каждый день, через решения, которые мы принимаем.

Стратегический форсайт на практике

Стратегический форсайт дает нам возможность управлять неопределенным будущим и помогать бизнесу в ряде направлений: разработке стратегии, прорывных инновациях и трансформации культуры. Он предоставляет инструменты для преобразования наших существующих процессов и образа мышления, чтобы стать адаптивными и устойчивыми во времена неопределенности.

Стратегический форсайт позволяет нам понять смысл возникающего пейзажа, развивать желательные варианты будущего и создавать подробные дорожные карты для их достижения.

Важность форсайта в стратегии

Стратегический форсайт отличается от стратегического планирования, которое опирается на модели, основанные на электронных таблицах, и экстраполирует историческое прошлое в линейный план будущего.

Поскольку такое традиционное планирование неспособно точно прогнозировать будущее, оно опасно, когда объявляет некое «официальное будущее». Оно ослепляет лидеров, не позволяя видеть возможные угрозы и скрытые возможности.

Стратегия должна выходить далеко за рамки формального анализа и точных данных. Форсайт помогает нам взглянуть за пределы нашей отрасли, расширить наше представление о внешних проблемах и разработать надежные, гибкие и творческие видения организационного направления.

Стратегическое планирование сценариев – это своего рода иммунная система
организации, оно позволяет нам создавать многоаспектные стратегии, которые являются эффективными, независимо от того, какое будущее нас ждет.

Важность форсайта в инновациях

Сейчас эффективные инновации невозможны без развития долгосрочного мышления и раскрытия альтернативных возможностей будущего.

Большинство популярных инновационных инструментов и концепций, которые используются сегодня, создавались, когда все было проще, и компании могли придерживаться линейного мышления. Сегодня мир гораздо сложнее и движется в будущее более быстрыми темпами, поэтому традиционные инструменты сейчас устарели и не работают.

Прошли те дни, когда можно было внедрять инновации просто для того, чтобы укрепить компетенции или получить стратегическое преимущество на переполненном рынке.
Здравомыслящие лидеры осознают, что произошел фундаментальный сдвиг в парадигме инноваций.

Важность форсайта в Культуре и Изменениях

Усилия по управлению изменениями часто терпят неудачу, потому что они сосредоточены на вопросах, которые «пузырятся» на поверхности организации. В результате принимаются решения косметического свойства, которые не затрагивают культуры и основных нарративов организации.

Для достижения долгоиграющих изменений, мы должны видеть, что скрывается под очевидным – чтобы понять, почему тот или иной вопрос стоит в организации на первом месте. Форсайт раскрывает динамику нашей нынешней истории, в то же время, создает пути для достижения предпочтительных результатов.

В мире VUCA, изменение – это постоянный и неизбежный фактор. И если организационная культура не являются открытой, устойчивой, ориентированной на будущее, ей придется приложить массу усилий, чтобы выжить, не говоря уже о том, чтобы процветать.

Для этого недостаточно просто оставаться в курсе последних тенденций или внедрять новейшие организационные фишки. Неопределенность теперешней ситуации сводит на «нет» эффективность старых практик по приспосабливанию новых трендов к книгам по истории. Только те организации, которые сегодня активно инвестируют в развитие трансформационной культуры, будут иметь успех завтра. Создание культуры мышления будущего поможет каждому члену вашей организации быть проактивным и мыслить целостно.

Структура естественного форсайта: как стать лидером будущего

В течение последних нескольких десятилетий, стратегический форсайт боролся с чрезмерно академическими и теоретическими подходами, которые не давали результатов в реальном мире. Потом предприятия столкнулись с очень сложным ландшафтом, и линейные решения стали приносить все меньше пользы организациям.

Структура естественного форсайта (Natural Foresight framework), разработанная компанией Kedge, может быть применена в обоих случаях, так как обеспечивает непрерывный процесс трансформации и необходимые для этого практические инструменты.

Все фазы в структуре естественного форсайта (открыть, исследовать, начертить карту, и создать) могут быть использованы как комплексно, так и независимо друг от друга в любом порядке, в зависимости от потребностей бизнеса.

Открыть: исследование старых способов мышления

У всех нас есть естественный фильтр для информации. Он оберегает нас от постоянной бомбардировки данными из внешнего мира, тем самым спасая от безумия. Но этот же фильтр является причиной того, что мы не видим множество возможностей вокруг нас.

Форсайт помогает нам преодолеть привычку интерпретировать новую информацию с точки зрения старых представлений. Когда мы избавляемся от предвзятости, мы способны воспринимать мир различными альтернативными способами.

Многие поддаются искушению пропустить эту фазу, чтобы сразу перейти к изучению трендов и возможностей. И это опасный шаг. Печальный пример – компания Kodak, которая изобрела цифровую фотографию, но так и не инвестировала деньги в ее развитие – поскольку мыслила традиционно, а потому просто не сумела разглядеть новых возможностей.

Это типичный случай «бесполезного знания», когда ты так хорошо знаешь то, с чем имеешь дело, что это знание просто мешает тебе узнать новое. Форсайт освобождает от ограничений «бесполезного знания».

Есть несколько способов бросить вызов своим старым воззрениям в фазе открытия:

Спросите почему?

Если вам кажется, что новая идея является дурацкой, спросите себя: почему. Она может показаться дурацкой по сравнению с тем, что вам уже известно. Попробуйте посмотреть на предмет с других точек зрения – и это может привести к совершенно иным выводам. Вам не нужно менять свое мировоззрение. Простой паузы и простого вопроса достаточно, чтобы выйти за пределы «бесполезного знания».

Учитесь, разучивайтесь и снова учитесь

Чтобы избавится от «бесполезного знания», нам нужно последовательно отречься от всех тех истин, которые накопились у нас за все время обучения и работы. Никаких священных коров! Исследуйте новые сферы и науки, постарайтесь использовать новые знания в своей сфере компетенции. Могут ли новые открытия в нейротехнологии повлиять на объединения организаций? Будет ли популярность цифровой валюты влиять на организационные структуры? Открытие того, как отдаленные, но аналогичные сферы могут изменить вашу – отличный способ разучиться.

Думайте, как инопланетянин

Все знают, что разнообразие порождает креатив. Но оно также способно бросить вызов нашему мировоззрению. Когда вы анализируете тот или иной процесс или убеждение, представьте, как существо с другой планеты может воспринять его? Что инопланетянин подумает о нашей образовательной системе, которая зародилась в сельскохозяйственной эре (то есть три экономических эпохи назад)? Будет ли житель с другой планеты в состоянии понять ее, с учетом технологических и социальных достижений в любом другом секторе? Наверное, нет.

Для свежих идей вы можете также проконсультироваться с человеком извне, например, интерном, подростком или знакомым из других отраслей.

Руководитель T&D университета NRG: Андрей Станченко Google


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI