Никогда не сдавайся

Пословица «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен», сегодня может быть перефразирована как «Не дай Вам Бог жить в эпоху кризиса». Но мы живем в это время, и поэтому хочется говорить не о том, «как все плохо», а о том, что и как делать в такой ситуации.

Вспомнилась картинка, которую часто видел во многих офисах – лягушка, зажимающая горло цапле, которая пытается ее проглотить и подпись «Никогда не сдавайся». На мой взгляд, именно этот слоган должен стать сегодня основным. Главное запомнить одну очень простую, но очень важную мысль: « Выход есть всегда, главное вовремя воспользоваться им».

Маркетинг постоянно обвиняли во всех смертных грехах – в отсутствии прозрачности, неэффективности, называли «затратным» подразделением. И с этим можно согласиться, так как по данным исследования проведенного Украинским маркетинг клубом совместно с Международной маркетинговой группой в более чем 80% украинских компаний можно поставить знак равенства между отделом маркетинга и отделом рекламы и только в некоторых украинских компаниях маркетинг выполняет свою реальную функцию – функцию стратегического управления.

На одном из Заседаний Клуба в Киеве, задачей которого было прояснить позицию владельца бизнеса и Директора по маркетингу, присутствовали владелец и Директор по маркетингу из крупной торговой компании. И из уст владельца прозвучала мысль о том, что, несмотря на иногда возникающие споры и разногласия он не представляет себе успешную работу всей компании без той работы, которую выполняет отдел маркетинга. И при этом, несмотря на то, что Директора по маркетингу несколько раз пытались переманить конкуренты – он остался работать в компании, потому что ему создали условия для работы самое главное – у него есть полномочия и, соответственно возможности работать максимально эффективно для компании в целом. Так вот мое глубокое убеждение что кризис действительно страшен для тех, кто вместо маркетинга занимался в компании рекламой, и как результат никогда не мог доказать эффективность своей работы. Именно таким «маркетологам» придется очень тяжело, так как урезание рекламного бюджета автоматически приводит к сокращению «за ненадобностью». В то же время роль реального отдела маркетинга в компании резко усилится в этот период, так как информация, быстрота и скорость реакции, качественные прогнозы могут сделать в этот момент из компании-аутсайдера – лидера рынка и наоборот могут похоронить компанию из-за неправильной стратегии развития.

Украинский маркетинг клуб MarketingJazzz в 2009 году уже в третий раз проведет конкурс эффективных маркетинговых коммуникаций «Золотая пчела». Заметьте – мы начали проводить этот конкурс в 2007 году, когда ни о каком кризисе никто даже не думал, но уже тогда было понятно – маркетинг не может жить по-старому, маркетинг должен становиться эффективным инструментом управления компанией или по меткому выражению Серджо Займана происходил «конец маркетинга, каким мы его знали». А основной темой Фестиваля маркетинга, который пройдет уже в пятый раз летом 2009 года в Одессе станет тема применения инновационных маркетинговых инструментов. И именно эти все составляющие становятся во главу угла в новых экономических условиях – инновационность и эффективность. И если Ваш отдел маркетинга станет внутренним «драйвером» в компании, который будет постоянно генерировать и что немаловажно воплощать в жизнь новые идеи, в тоже время будет отвечать за результат своей деятельности – Вашей компании не страшен никакой кризис.

Учитывая эту ситуацию в 2009 году можно прогнозировать перераспределение рекламных бюджетов в сторону рекламных каналов, эффективность которых может быть измерена. И при этом рекламодатель сможет получить максимальный эффект за минимальные деньги. Очень надеюсь, что в такой ситуации на первый план выйдет не количество размещений, а их качество и содержание. И качественный креатив в рекламе наконец-то займет достойное место.

Центральной задачей для маркетологов станет удержание существующих клиентов, в связи с этим можно прогнозировать рост интереса к базам данных, директ маркетингу. Самым ценным достоянием маркетолога будет знание, знание и понимание нужд и потребностей потребителя. Без этих знаний невозможно будет решать задачу удержания клиентов. Несомненно, новый виток развития ожидает Интернет–маркетинг и различные технологии мобильного маркетинга. Скорость передачи информации приобретает решающее значение и поэтому Интернет как рекламная площадка позволяющая измерить эффективность вложенных средств войдет в арсенал еще большего количества компаний. Ну а наличие мобильного телефона у каждого позволяет использовать мобильную связь не только как средство коммуникации, но и как мультимедийный канал общения с потребителем, позволяющий доносить большие объемы аудио и видео информации о Ваших продуктах и услугах непосредственно к Вашему покупателю.

Вся деятельность маркетинга будет сосредоточена на стимулировании продаж – все остальное потеряет свое значение, том числе упадет и роль брендинга, так как потребитель, в данной ситуации, будет склонен, больше ориентироваться на цену товара или услуги и удобство использования, а не на наличие известного лейбла. Традиционные рекламные каналы, конечно же, не потеряют своего значения, но теперь всем участникам рекламнокоммуникационного рынка придется поднапрячь свои извилины, чтобы не только освоить бюджет, но еще и продемонстрировать своему клиенту реальный результат рекламной кампании.
Что же касается вопроса – что делать самим маркетологам, особенно тем, кто попал под сокращение – остается только одно – не теряя времени УЧИТЬСЯ, потому что именно сейчас во главу угла станут профессионализм и знания. А самые ценные и надежные инвестиции – это инвестиции в себя. Именно поэтому важно будет принимать участие в различных обучающих программах, при этом уже ориентируясь на свои потребности и, соответственно свои возможности.
Я бы рекомендовал составить на весь 2009 год план обучения и выбрать наиболее интересные для Вас программы. Ведь кризис закончится – а потребность в специалистах никуда не исчезнет.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть Ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Маркетинг, реклама, PR Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток