Все про хэдхантинг

Любой работодатель заинтересован иметь на ключевых позициях лучших специалистов. Именно поэтому в последнее время активно развивается такой инструмент поиска персонала, как хэдхантинг.

Хэдхантинг ("охота за головами", переманивание), с каждым днем набирающий популярность инструмент рекрутменга, подразумевает гонку за ценными сотрудниками. Главные задачи хэдхантинга - установить контакт с успешным менеджером, выяснить, при каких условиях он мог бы перейти в компанию заказчика, и переманить его. Сделать это зачастую не так-то просто: если сотрудник представляет ценность для компании, его берегут от чужих глаз.
Многие компании сейчас активно привлекают профессиональных хантеров. Хэдхантерами называют людей, осуществляющих поиск руководителей - executive search. Кадровые агентства в открытую предлагают своим клиентам такую услугу.

Как работают хантеры?

Чтобы "подобраться" к потенциальному кандидату поближе, хэдхантер довольно часто придумывает свою легенду. Отечественные компании, предоставляющие услуги executive search, в основном сосредоточены в Москве. Всего таких компаний около пятнадцати, больше половины из них - зарубежные, имеющие представительства в нашей стране. Но и в других городах России спрос на услуги "охотников за головами" растет.
Executive search всегда сопряжен с предварительной диагностикой. Заказчик обращается к компании, предоставляющей услуги, с целью подбора руководителя или ключевого сотрудника. Этот сотрудник должен быть одним из лучших на рынке и вывести компанию заказчика в лидеры.
Хэдхантеру (он может быть и из обычного кадрового агентства) обычно предоставляется список компаний, из которых заказчик хотел бы привлечь персонал. Задача хантера - выйти на контакт с успешным менеджером, выяснить, при каких условиях он согласится сменить место работы; оценить, насколько потенциальный кандидат управляем, безопасен и совместим с корпоративной культурой клиента, а затем переманить - "схантить".
Как показывает практика, чаще всего хантеры "охотятся" за директорами и руководителями функциональных подразделений, проявившие себя с лучшей стороны в компаниях-лидерах, успешные и известные. Об их достижениях пишут в газетах и журналах, о них говорят как о людях, которые влияют на рынок или отрасль.
Услуга executive search осуществляется в несколько этапов:

  • предварительные консультации;
  • исследование рынка;
  • отбор кандидатов;
  • оценка;
  • заключение контракта;
  • гарантийное сопровождение.

Стоимость такого рода услуг составляет обычно 30-40% от ожидаемого годового заработка работника.
Запретов на хэдхантинг пока никто не вводил. Да и сделать это очень сложно: сам факт переманивания не закрепляется на бумаге, поэтому при грамотной работе хэдхантера работодатель может узнать об обстоятельствах ухода своего ключевого менеджера спустя многие месяцы. Или не узнать вообще.

Как защититься от "охотника"?

Люди не являются собственностью компании, они уходят туда, где для них созданы лучшие условия для работы. Хэдхантер идет от компании, в которой условия лучше, к компаниям, где они по каким-то причинам хуже.
Единственный способ обезопасить себя от оттока классных специалистов - предложить им такие финансовые и деловые условия, которые будут для них наилучшими или же продумать такую систему вознаграждения ключевых менеджеров, при которой, покидая компанию, они теряли бы очень многое. В качестве такого вознаграждения могут быть использованы участие в прибыли или, например, выплата вознаграждения по результатам работы за год.
Если бы не было хантинга, то менеджеры никогда не смогли бы получить полноценный объем прав, их зарплаты бы не росли, возможности не увеличивались. Именно хантинг вынуждает собственника создавать для менеджеров комфортные условия. Хантинг, буквально, вынуждает фирмы становиться более конкурентоспособными. Часто крупные конкуренты договариваются не переманивать друг у друга специалистов.
Если вы решили прибегнуть к услугам хантеров, то при выборе обращайте внимание на следующие моменты:
1. Получив несколько коммерческих предложений вы сможете найти оптимальное соотношение цена - качество - сроки.
2. Составьте представление о выбранной компании (возраст, опыт работы на вашем рынке, реализация проектов, подобных вашему, гарантийный срок, который представляет компания).
3. Соберите мнения о компании бывших клиентов и бывших кандидатов.
4. Оцените (при личной встрече) консультанта компании, который будет непосредственно работать с вами.

Как бороться с "утечкой мозгов" из фирмы?

1. Периодически проводите мониторинг рынка труда.
2. Проводите своевременные коррективы "пакета" сотрудника, его статуса. Важно создать такой позитивный психологический климат, ценность которого для сотрудника предотвратит его уход с фирмы.
Если в компании создана оптимальная система работы с персоналом, то, как правило, хэдхантинг по отношению к такой организации малоэффективен. Хэдхантинг страшен тому, кто не может ему противостоять.
Ни один высококлассный менеджер, удовлетворенный своей работой, положением, оценкой и перспективами, не будет общаться с хэдхантерами, разве лишь из любопытства - что предложат, и если вопрос только в финансовой стороне дела - обсудит его со своим собственным работодателем.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть Ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг