Поиск персонала: цена вопроса

Как подобрать нужный персонал, какие способы поиска и подбора персонала должны быть задействованы для нахождения кандидатов на соответствующие вакантные должности? И сколько это будет стоить компании?

Расчет стоимости подбора персонала – из разряда расходов, которые трудно поддаются бюджетированию. Тем не менее, приблизительно оценивать стоимость покупки сотрудников все же необходимо. Cтоимость подбора сотрудника составляет 30-50% от его годового оклада, в зависимости от сложности позиции. В эти расходы войдут: расходы на объявления в средствах массовой информации, зарплата сотрудников, занятых отбором кандидатов, оплата услуг работы рекрутинговых агентств, телефонные переговоры, замещение сотрудника на время подбора, медосмотр и т.д. Если сотрудник не проходит испытательный срок, это ведет к тому, что возрастает стоимость закрытия этой позиции.

Самостоятельный поиск

Организационные расходы на самостоятельный поиск персонала распределены во времени и не заметны. Чем дольше ведется поиск – тем дороже он обходится. Подсчеты самих работодателей показывают, что в среднем стоимость самостоятельного подбора обходится в 2-3 месячных зарплаты специалиста среднего уровня.

Многие компании часто рассматривают претендентов на вакантное место из числа своих сотрудников, а также их друзей, знакомых и родственников. Последний вариант достаточно распространен, но будьте осторожны. Конечно, бывают случаи, когда люди, пришедшие в компанию таким образом, достаточно неплохо себя проявляют. Но чаще всего, и практика это убедительно доказывает, такие работники плохо управляемы. Они позиционируют себя как особых и неприкосновенных, неадекватно воспринимают критику. Да и самому руководителю зачастую непросто сделать замечание лучшей подруге любимой тещи или сыну армейского друга. Искать хорошего специалиста через знакомых — самый рискованный вид поиска. Как не специалист по подбору сможет оценить того, кто нужен и чем он будет отвечать в случае неудачи, когда выяснится, что рекомендуемый не справляется с работой, а средства уже потрачены? Обычно, при таких обращениях, пытаются пристроить своего родственника или знакомого, которому нужна работа, независимо от квалификации, которая требуется. Когда же кандидат оказывается неподходящим, отрицательной нагрузке подвергаются отношения со знакомыми.

Многие обращаются в центры занятости. Эти службы могут помочь найти не слишком квалифицированный персонал для простой, рутинной работы. Практика показала, что хорошие специалисты не ищут работу через службу занятости. Туда, в основном, обращаются лица, которым нужно пособие по безработице, а не работа.

Достаточно популярен самостоятельный поиск через СМИ. Однако, спрос на персонал, возросший вместе с подъемом рынков, привел к тому, что возросли расходы на рекламу вакансий. Выросли цены на печатную рекламу. Дорогая реклама и в интернете. Но и СМИ, и интернет-базы соискателей давно уже недостаточные средства привлечения кандидатов. Работодатели все чаще устраивают рекламные кампании в метро, а также размещают рекламу на остановках. Но и здесь не до экономии - цены на наружную рекламу традиционно высокие, и делать скидки для специфической рекламы вакансий никто не собирается. К примеру, одна крупная российская ресторанная сеть на рекламу вакансий закладывает пятьсот тысяч долларов в год!
Размещение информации об открывшихся вакансиях в некоторых источниках бесплатное. Но какова эффективность этого способа? Как выбрать из огромной массы соискателей неслучайных кандидатов? Исследования показывают, что работодатели получают все больше резюме с недостоверной информацией. На объявления в СМИ откликаются только те кандидаты, которые в этот момент активно ищут новую работу, это только 10-20% регионального рынка таких специалистов. Высок элемент случайности. Более 50 % звонков поступает от заведомо неподходящих кандидатов. Опыт показывает, что более 60% резюме содержат недостоверные и неполные данные.

Можно искать кандидатов через Интернет на специализированных сайтах. В Интернете, фирмы могут бесплатно «вывешивать» свою вакансию и так же бесплатно просматривать резюме кандидатов. Достоинства выше перечисленных методов поиска — в относительной дешевизне. Недостатки же принципиальные и состоят в том, что во–первых, хорошие работники работу имеют, и объявления с вакансиями читают 1 раз в 2-3 года — это среднее время работы в организации хорошего специалиста. Во-вторых, остается задача качественного первичного отбора. Легко может случиться, что в ворохе анкет будет потеряно резюме того специалиста, который мог бы плодотворно работать именно здесь. Наши проверки показали, что до 90% лучших кандидатов отсеиваются на стадии анализа резюме. И, кроме того, не каждый успешный специалист пожелает «светиться» в сети.

Многие организации вводят у себя должность рекрутера. Но для небольших организаций, с численностью работающих до 50 человек это дополнительные затраты. С другой стороны, если трудно найти хорошего специалиста, то еще труднее найти хорошего рекрутера. Рекрутеры сегодня, пожалуй, единственная достаточно распространенная специальность, по которой нигде не готовят. Внутренний рекрутер выгоден, когда компания стремительно расширяется и/или когда ей постоянно нужен низовой персонал. Если компания не такая, то содержание собственного рекрутера будет экономически не оправдано. Постоянного подбора, а значит, и возможности совершенствоваться у рекрутера не будет. Его загрузят другими обязанностями, связанными с персоналом и он рискует не справиться. Штатный менеджер по персоналу в небольшой фирме должен быть "специалистом по сбору и анализу информации". Он должен на основе анализа внутрифирменной и рыночной информации предлагать руководителю фирмы обоснованные решения по найму, аттестации, оценке, адаптации, мотивации и учебе персонала: делать это самостоятельно или приглашать специалистов.

Если в компании нет кадровой службы, то собеседование, скорее всего, ведет топ-менеджер. Одним из серьезных недостатков руководителей, самостоятельно ищущих сотрудников, является отсутствие у них навыков работы с соискателями. Ведь во время собеседования важно выяснить не только профессиональные знания кандидата, также необходимо оценить его с точки зрения психологической совместимости с коллективом и мотивацию в отношении вакансии. Многие руководители утверждают: «Мне достаточно нескольких минут разговора с кандидатом, чтобы понять подходит он нам или нет». Действительно, часто чтобы определить профессиональную непригодность соискателя, достаточно и пятиминутной беседы, но для того, чтобы сделать вывод об успешной работе будущего сотрудника, необходимо провести более долгую и трудоемкую работу.

При самостоятельном поиске существует также еще одна опасность. Как правило, открытый поиск специалистов опасен тем, что информация о компании может стать известна не только соискателям, но и конкурентам. И можно сделать вывод о том, какое направление развивает организация, а в каком испытывает затруднения. Более того, самостоятельный открытый поиск может спровоцировать уход сотрудника, который пока еще работает на этой позиции. В данном случае лучше обратиться в рекрутинговое агентство.

Высококлассного специалиста сегодня самостоятельно найти практически не возможно — слишком высокая конкуренция за кадры. Они очень придирчиво выбирают место работы и нужны специальные процедуры по их мотивации для работы в российских не брендовых компаниях. Поэтому, для гарантии получения хорошего кандидата следует обращаться к посредникам, работающим на рынке труда.

Поиск через рекрутинговые агентства

По нашему мнению, наличие в штате организации специалистов по поиску кадров не должно исключать или ограничивать возможности признания затрат на другие способы подбора кадров (включая услуги специализированных организаций). Возможности, которые имеются у рекрутингровых агентств, явно превосходят возможности собственного кадрового менеджмента.

Основная задача рекрутинговых агентств - удовлетворение потребностей клиентов (работодателей) в квалифицированном персонале. Рекрутинговые агентства выполняют роль посредников между работодателями и соискателями. Отбирая кандидатов, которые соответствуют ранее задекларированным требованиям работодателей, рекрутинговые агентства помогают предприятиям решать их кадровые вопросы. Параллельно с этим рекрутинговые агентства помогают найти работу соискателям, хотя это и не является их основной задачей.

Часто компаниям финансово не выгодно содержать менеджера по персоналу (если численность персонала компании 5-20 человек) и они используют сотрудника рекрутингового агентства как внештатного менеджера по персоналу. Есть вакансии, закрывать которые следует преимущественно с помощью рекрутинговых компаний. Здесь экономия может привести к последующим потерям за счет некачественного или несвоевременного подбора. Это касается горящего поиска руководителей высшего звена, редких специалистов.

Преимущества привлечения к поиску персонала рекрутинговых агентств состоит в том, что специалисты данных агентств:

  • Обладают большой базой необходимых кандидатов (за исключением редких случаев).
  • Могут использовать больший арсенал методов поиска и подбора кандидатов (executive search, head hunting).
  • В большинстве случаев используют передовые технологии при отборе персонала.
  • Обладают большей информацией о разном персонале многих компаний, требованиях и условиях найма и т.п.

Возможно, на первый взгляд может показаться, что самостоятельный поиск обойдется дешевле, поскольку траты распределены во времени и не столь очевидны, как единовременная оплата услуг агентства. Однако детальная калькуляция стоимости подбора нового сотрудника нередко говорит об обратном. Зар-плата сотрудника, непосредственно осуществляющего первичный отбор кандидатов, и соответственно налоги на дополнительную штатную единицу, аренда площади помещения, в котором проводят собеседование с соискателями, телефонные линии, выделенные для нужд агентства, оборудование рабочего места кадровика, расходные материалы и другие затраты реально составляют стоимость процесса. Также важно отметить, что вышеперечисленные расходы являются постоянными, следовательно, чем дольше ведут поиск соискателей, тем дороже они обходятся, в то время как практически со всеми агентствами финансовые расчеты производят после выполнения заказа независимо от затраченного времени.

Работа с агентством позволяет предприятию значительно сократить организационные расходы на процесс поиска, отбора кадров. К тому же, это серьезно облегчает работу HR-менеджеров компании и позволяет сэкономить немотивированные затраты.
Этот способ подбора дает возможность планировать и контролировать свой бюджет на подбор персонала, большую часть которого зачастую составляют необоснованные затраты на дополнительную рекламу для привлечения потенциальных сотрудников. Так же высвобождается достаточный временной ресурс, который менеджер по персоналу вполне может потратить на внедрение новых технологий мотивации и адаптации персонала, с целью стабилизации коллектива и снижения текучести кадров.

Кроме того, по мере формирования цивилизованного рынка HR-услуг, все легче вести переговоры о скидках. Чтобы сократить расходы, можно заключить в начале года при утверждении нового штатного расписания комплексный договор с кадровым агентством, с условием загруженности менеджеров агентства на год, предварительно указав сроки введения той или иной вакансии.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг