Налоговый кодекс: следуем в пропасть, точно по расписанию

Операция по пропихиванию Налогового кодекса все больше напоминает операцию по захвату Сталинграда Гитлером: в обоих случаях во главу риторики официальных лиц ставятся сроки достижения «победной точки» и умалчиваются текущие потери.

«Жертвуем сливой, чтобы спасти персик» - гласит одна из 36 классических китайских стратагем – стратагема «жертвенного агнца», предписывающая жертвовать малым, чтобы выиграть нечто ценное. В проекте нового Налогового кодекса, который 17 июня этого года был принят в первом чтении в Верховной Раде, таких жертвенных «слив» - положений содержится множество. Авторы проекта предвидели, что в процессе обсуждения и принятия Кодекса придется жертвовать многими частностями в угоду общественности, для того чтобы отстоять суть. А суть проста – всемерное расширение «поля» для проведения налоговых проверок и увеличение полномочий проверяющих органов, превращающих их в самодовлеющую и неподконтрольную силу. Косвенно это подтверждают и слова Президента, заявившего, что Кодекс «будет доработан и замечания будут учтены», вместо того, чтобы отвергнуть в целом этот документ, несовместимый с заявлениями о строительстве демократического и правового государства.
Не секрет, что за каждой копейкой созданной или заработанной на отечественном предприятии активно охотятся десятки контролирующих органов. По их количественному составу мы давно уже «впереди планеты всей»,а в различных рейтингах отражающих привлекательность страны для инвесторов и предпринимателей – в конце. Но наиболее болезненными являются проверки налоговой службы Украины. Представители данного контролирующего органа зачастую настолько «активно» пользуются предоставленными им правами, что своими действиями нередко посягают на права и законные интересы налогоплательщиков.
Так, Павел Ходаковский, партнер адвокатской компании «Arzinger» , советует обратить внимание на то, что проект Налогового кодекса содержит немало нововведений, большая часть из которых направлена отнюдь не на облегчение жизни налогоплательщиков. Например, пункт 44.6 раздела ІІ, в котором сказано: «Періодичність проведення документальних виїзних позапланових перевірок не обмежується». «Данный пункт свидетельствует о желании контролирующих органов снять с себя дополнительные внутренние ограничения по проводимым внеплановым проверкам. Наделение налоговых органов такими правами, как изъятие оригиналов первичных документов, проведение опросов физических лиц, обследование жилья и т.п. требуют адекватного усиления системы контроля за законным их использованием внутри самой налоговой службы, чего в предлагаемом проекте нет». Остается надеяться, что авторы окончательной версии главного налогового закона поймут, что перевод отношений между государством и налогоплательщиками в плоскость противостояния, в конечном счете, не выгоден никому.

«Коронный прием» - внеплановая выездная проверка
Впрочем, юристы советуют не забывать о нормах иных налоговых законов, а также подзаконных актов. Так, допуск должностных лиц органа ГНСУ к проведению проверки на основаниях, предусмотренных п.1,3,5, статьи 11 Закона о Государственной налоговой службе если предпринимателем не был получен запрос, дает ему право на обжалование действий должностных лиц ГНСУ, проводивших проверку. А также – на обжалование решений, принятых по результатам такой проверки (если налогоплательщик докажет, что не был надлежащим образом уведомлен о проверке). Единственным обстоятельством, исключающим возможность недопуска сотрудников ГНСУ к проведению проверки по вышеуказанным основаниям, является личная подпись о том, что данное письмо (запрос) было им получено.
Кроме того, налогоплательщик имеет право допустить к проведению проверки, а сотрудники ГНСУ приступить к ней, только при наличии надлежащих оснований для ее проведения, а также приусловии предоставления налогоплательщику направления на проверку, в котором указывается дата его выдачи, название органа государственной налоговой службы, цель, вид проверки (плановая или внеплановая), основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц органа государственной налоговой службы, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя органа государственной налоговой службы, скрепленного печатью органа государственной налоговой службы (п. 46.1. Налогового кодекса).
При проведении внеплановой проверки - необходима копия приказа руководителя налогового органа, в котором отмечаются основания проведения внеплановой выездной проверки, дата ее начала и дата окончания
Непредоставление указанных документов налогоплательщику или их предоставление с нарушением требований, установленных нормами Закона, является основанием для недопуска должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению плановой или внеплановой выездной проверки.
Также следует отметить, что проведение проверок органами государственной налоговой службы не должно нарушать нормальный режим работы налогоплательщиков.
В том случае, если в результате нарушения работниками органов государственной налоговой службы прав налогоплательщиков, а также требований, установленных этим и другими законами Украины, относительно проведения проверок, налогоплательщику нанесен вред, он имеет право обратиться в суд с заявлением о возмещении такого вреда. При этом субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Возмещение вреда осуществляется в соответствии с законом. Работники органов государственной налоговой службы несут материальную ответственность за вред, нанесенный незаконными действиями или бездеятельностью, в пределах, установленных законом. Конечно, без помощи грамотных юристов выиграть дело у налоговой будет затруднительно.

P.S. Операция по пропихиванию Налогового кодекса все больше напоминает операцию по захвату Сталинграда Гитлером: в обоих случаях во главу риторики официальных лиц ставятся сроки достижения «победной точки» и умалчиваются текущие потери. Остается надеятся, что данная аналогия будет верной и по результату: когда тупик «доработок» станет очевидным, данный проект будет отвергнут в целом, и Кодекс будет написан «с чистого лица» экономистами и предпринимателями.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Фінанси, кредит, банківська справа