Why They DoIt: привычка нарушать

Why They DoIt: привычка нарушать

В рамках проекта Академии ДТЭК по определению потенциальных нарушителей я ищу ответ на вопрос «Why They DoIt?»: почему люди не заботятся о своем здоровье и даже жизни, нарушая правила охраны труда.

И иногда ответы находят меня сами, в простых жизненных примерах.

Вот одна из таких типичных повседневных ситуаций. Еду я, значит, в маршрутке… – Так начнется эта история.

Без вступлений про теплый летний денек, сразу скажу, что водитель затеял гонку с большим желтым автобусом. Борьба развернулась за количество пассажиров, а соответственно, за заработок. Кто первый приедет на следующую остановку, тот и заберет всех пассажиров. Наша маршрутка на достаточно большой скорости бок о бок шла с автобусом, изо всех сил пытаясь его обогнать, и, периодически лидируя в этой гонке. Водитель порой даже пересекал двойную сплошную. И только одна девушка, пассажир нашей маршрутки, явно злилась и громко сообщила водителю, что, во-первых, «он везет не дрова», а, во-вторых, ему следует ехать по правилам, иначе она позвонит на телефон, указанный как раз для этого случая, и водитель «пулей вылетит с работы». Как вам подводка?

Вдохновленная этим приключением, я провела опрос среди своих друзей в facebook: что по их мнению делали остальные пассажиры:

  • болели за нашу маршрутку в гонке и осадили возмущенную девушку;
  • поддержали ее возмущение и потребовали от водителя ехать согласно правилам.

И какой же был результат?

76% респондентов поддержали первый вариант. И оказались правы!

У людей абсолютно не включился инстинкт самосохранения! Но страшнее другое: вся маршрутка напала на девушку, требующую соблюдать правила.

Ей сообщили, что:

  • "неприлично так ругаться";
  • "она не дает людям спокойно ехать";
  • "она отвлекает водителя";
  • "она не понимает, что всем нужны деньги и водителю ПРИХОДИТСЯ так делать";
  • "она наворачивает и водитель едет хорошо, быстро и прикольно".

А ведь ее чувство гнева было абсолютно адекватно данной ситуации. В зависимости от интенсивности злость может ощущаться как негодование, раздражение, гнев, ярость и т.д. Это чувство дано человеку, чтобы защитить себя, свои границы, свое право на выживание.

В ситуации, когда водитель, нарушая правила ПДД, подвергает угрозе мою жизнь, здоровая реакция – отстоять право на безопасность, а энергию для противостояния дает гнев.

Так почему же только один пассажир реагирует в норме, отстаивая свою жизнь и здоровье?

Гнев – это нехорошо!

Дело в том, что многие люди с детства отучены злиться. Ведь это «неудобные дети», а значит, опцию гнева лучше отключить. Например, сказать:

  • «кричать и злиться – стыдно, люди же смотрят!»;
  • «дядя водитель лучше знает, как нужно делать, а ты ошибаешься, чувствуя то, что ты чувствуешь»;
  • «если ты будешь отстаивать себя, то обидишь другого человека (или лишишь его заработка) и он не будет с тобой дружить/ты плохой»;
  • «злиться и кричать – это некрасиво».

Так гнев становится запрещенным чувством. И в ситуации, когда нужно отстаивать себя, уже взрослый человек чувствует все что угодно, кроме аутентичного гнева. Стесняется сказать таксисту, чтобы тот ехал аккуратнее, боится показаться недружелюбным, делая замечание коллеге и т.д.

Есть ли выход?

Частично я вижу его так: чтобы люди соблюдали правила охраны труда на производстве, они должны уметь распознавать ситуации, которые угрожают их жизни, не обесценивать их и иметь достаточно сил, чтобы защитить себя. Т.е. обладать развитым эмоциональным интеллектом.

Что можно делать уже сейчас самостоятельно?

Шаг 1. Зафиксируйте ситуацию, которая была небезопасной.

Шаг 2. Зафиксируйте, что вы чувствовали в тот момент.

Шаг 3. Зафиксируйте, что вы сделали.

Например:

  • Однажды в своем офисе я обнаружил, что пожарный выход закрыт.
  • Мне стало некомфортно, страшно.
  • Я обсудил эту ситуацию с коллегами. Однако никаких действий, чтобы поменять эту ситуацию не предпринял.

Шаг 4. Спросите себя, а что нужно было сделать в такой ситуации, из позиции, что важно сохранить свою жизнь и здоровье, и нет ничего другого более важного.

  • Нужно было сказать ответственному сотруднику/руководителю, что нужно открыть пожарный выход. Проследить, чтобы это было сделано.

Шаг 5. Спросите себя, почему вы не сделали то, что следует? Что вам помешало? Какие чувства или мысли?

  • Я подумала, что другие сотрудники подумают, что я паникер. Т.е. остановить опасное действие или бездействие другого мне мешает чувство стыда.

Шаг 6. Спросите себя:

  • Что важнее мое жизнь и здоровье или то, что про меня подумают другие?
  • Почему я решил, что они так обо мне подумают? Возможно, они обрадуются, что я забочусь про них. Нужно проверить, как это будет в реальности, а не в моих фантазиях!

Регулярно выполняя это упражнение, вы научитесь лучше осознавать опасные ситуации, свои реакции и со временем начнете делать верные выборы в поведении!


Залишити коментар

Будь ласка, введіть Ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Саморозвиток