9 принципов для преодоления любых конфликтов

В своем бестселлере «Спасите заложника. Как разрешать конфликты и влиять на людей» Джордж Колризер, психолог, специалист по ведению переговоров об освобождении заложников, описывает принципы, которые помогут преодолеть любые столкновения интересов.

1. «Положите рыбу на стол»

В конфликтных ситуациях люди отказываются замечать разногласия и надеются, что всё разрешится само собой. Однако если прятать рыбу (конфликт), она протухнет и станет пахнуть всё хуже! «Положить рыбу на стол» — значит встречать конфликт лицом к лицу и не бояться правды, которая позволит прийти к решению проблем.

2. Не персонифицируйте конфликт

Люди склонны персонифицировать конфликты, то есть отождествлять их с конкретной личностью (оппонентом). Поэтому возникает иллюзия, что стоит избавиться от определенного человека и конфликтная ситуация будет разрешена. На самом деле, человек никогда не является проблемой: дело в интересах, которые он представляет. Чтобы уладить проблему, сосредоточьтесь не на персоне, а на задачах, которые необходимо решить.

3. Установите эмоциональный контакт

Работа с конфликтами начинается с установления эмоционального контакта. Важно понять интересы, желания и нужды оппонента, реагировать на его «боль» и воспринимать его как друга. Если придавать своим желания чрезмерное значение и отказываться от сотрудничества, легко стать заложником своих эмоций.

4. Думайте о человеке и решении его проблемы

Думать о своих интересах и желаниях - самое простое и естественное. Однако думая только о себе вы конфликт не разрешите. Чтобы укрепить эмоциональный контакт, интересуйтесь проблемами оппонента: почему ему важно сделать так, а не иначе. Это не значит, что следует соглашаться с каждым словом оппонента. Важно соблюдать баланс: проявлять интерес к людям и при этом говорить им «нет», чтобы не наступать на горло собственной песне.

5. Контролируйте свои эмоции

Конфликтные ситуации выводят людей из себя. Необдуманное слово, обидный тон, надменная поза — всё это влияет на усугубление проблемы и подливает масла в огонь. Контролируйте эмоции. Стоит ли руководствоваться сиюминутным желанием сказать то, о чём потом придётся пожалеть? Будьте терпеливы и настойчивы, продумывайте каждую фразу, которую произносите. Если эмоции все же начинают захлестывать, постарайтесь сфокусироваться на вашей цели и не поддаваться на провокацию. Дышите ;)

6. Ведите диалог

Диалог позволяет понять истинные мысли и потребности собеседника. Это самый сложный, но в то же время благодарный вид взаимодействия. При этом важно отличать диалог от спора. В споре всё внимание направлено на доказательства истинности своей точки зрения, а в диалоге важна связь с собеседником и поиск точек соприкосновения.

7. Находите возможности и идите на уступки

Участники конфликта часто не могут прийти к решению, потому что живут по принципу «выигрыш-проигрыш» (если один выигрывает, то другой непременно должен проиграть). Эта установка искажает действительность и настраивает собеседников против друг друга. Вместо этого используйте другой принцип: «выигрыш-выигрыш». Скажите оппоненту: «Я хочу помочь достичь вам желаемого — давайте сотрудничать».

8. Убеждайте, а не принуждайте

Желание решить проблему быстро и с выгодой для себя побуждает участников конфликта применять агрессивные методы. Поэтому оппоненты в качестве аргументов используют угрозы, морально продавливают или даже применяют физическую силу. Однако чем жестче тактика, тем дальше положительное решение конфликта. Не жалейте времени на убеждения: исторически именно этот принцип лежал в основе идеологии переговоров.

9. Не бойтесь конфликтов

Конфликты неизбежны. Они происходят везде и повсюду. Помимо негатива, конфликт несет возможности для выхода на другой уровень взаимодействия, имеет богатую созидательную основу. Благодаря ему вы обретаете силы для решения проблем, учитесь вести диалог и преодолевать разногласия, находить союзников, создавать общие цели и задачи. Не позволяйте страху и агрессии завладеть вашими эмоциями. Чем быстрее вы выскажете сомнения и претензии, тем скорее придете к верному решению.  


Если вам приходится часто взаимодействовать в конфликтной среде, навык разрешения конфликтов совершенно необходим. Вы можете освоить его на специально разработанных мной тренингах или выстроить собственную стратегию разрешения текущего конфликта в индивидуальной работе со мной.

Чтобы научиться эффективно взаимодействовать в конфликтной среде, не разрушаться и при этом достигать своих целей, регистрируйтесь на тренинги по конфликтам ЗДЕСЬ


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Саморозвиток