“Ходи так, как будто идешь по облаку”

“Ходи так, как будто идешь по облаку”

С этого сегодня начался второй день НЛП-Мастера. Ну… Мы старались. И мы соответствуем, но сначала разбираемся, что это значит! Если желаете разобраться вместе с нами, читайте чудесную статью о конгруэнтности.

Как понять – живет человек в согласии с собой и с окружающим миром или нет?

И зачем нам это знать-понимать?

В детстве и во взрослом возрасте мы постоянно общаемся с людьми, которые так или иначе формируют наше мировоззрение, нашу картину мира.

Значимые для нас люди постоянно предъявляют нам свои куски, фрагменты своего мировосприятия.

И вне зависимости от нашего желания, мы знакомимся с элементами картин мира других людей.

А картины бывают разные – красочные, талантливо написанные, богато и полно вобравшие в себя этот прекрасный мир. И картины блеклые, скучные, уродливо, бесталанно искажающие и обедняющие прелесть мира человеческих отношений.

Какое же мировосприятие хочется для себя? Странный вопрос. Конечно же яркое, гармоничное, объемное, как можно более полно вобравшее красоту чувств и отношений между людьми!

Но наше восприятие формируется под влиянием других людей и их восприятий. Разных. Богатых и скудных, объемно-красивых  и плоско-скучных.

Как разобраться со всем этим?

Если во время общения мы в какой-то момент отвлечемся от содержания, то заметим много интересного – заметим, КАК человек говорит, какой у него тон голоса, жесты, поза, дыхание. Как это всё согласуется, или не согласуется с тем, ЧТО он говорит.

С одним человеком легко говорить, он хорошо знает предмет разговора, отвечает понятными и емкими фразами, обаятелен, харизматичен. И просто приятен!

С другим несколько иначе – он может быть многословен, но говорливость эта пустая, за трескучими фразами сути, смысла мало. Часто такой человек очень неровен в общении, с одной дистанции и формы поведения перескакивает в другую. От смеха к слезам и обратно для него быстрое дело. Или переходить от фамильярности до надменности, поучательства и назад. Демонстрирует смятение и замешательство, переходя из одной формы поведения в другую…

Например, неуверенный в себе человек, который рассказывает о лидерстве. Напряженный, скованный оратор, повествующий о том, как надо «раскрыться навстречу миру и жить радостно и легко» 

Вспоминаю одну лекторшу с темой «Как привлечь деньги». Она была дешево, но вызывающе одета, с несимпатичной прической. Лицо с жирной кожей отражало все страдания небогато живущего человека. И всё это компенсировалось обилием яркой, пластмассовой бижутерии. К кому она обращалась в аудитории? Может, это были советы самой себе?

Другой, тренер личностного роста, очень тучный человек, с тяжелым дыханием, рассказывал, как важно ставить цели, развивающие нас и достигать их. Совсем не верилось, что в ленивом, больном теле живет здоровый дух.

Когда мы встречаем такое несоответствие у пациента, то мы, как консультанты, знаем, что с этим делать. Как сделать такое несоответствие основой личностного развития.

Но когда встречается такое несоответствие у учителя, преподавателя, родителя, тренера, то происходят малоприятные ситуации.

Такая личность во время общения посылает  ОДНОВРЕМЕННО(!)  два противоположных сообщения, т.е. транслирует свой внутренний конфликт. И мы на уровне подсознания оказываемся перед дилеммой – какое сообщение считать верным, на что реагировать?  Если мы опытны и осознаем это, то сможем выбраться из этой непростой ситуации. Ну, а если всё наше внимание на содержании и сознание наше не замечает те кучи противоположностей, что сыплются на нас?

Здесь подстройка и доверительные отношения оказывают нам медвежью услугу. Через короткое время в общении мы начинаем демонстрировать то же поведение, что и наш собеседник!

Наше тело запустило этот конфликт внутрь себя.

Как научиться распознавать такие несоответствия в общении? Как распознать, есть ли в обращенном к нам послании внутренний конфликт или нет? Единственный известный мне путь – развивать в себе способность видеть, слышать и чувствовать. Это гораздо полезнее, чем создавать домыслы и фантазии.

Вот несколько способов настройки своих органов чувств.

Произнесите несколько утвердительных предложений. Послушайте, как они звучат. В конце предложения тон понижается. Проговорите вслух пару вопросительных предложений. Тон в конце таких фраз повышается.. А теперь произнесите те же самые утвердительные предложения, но с вопросительной интонацией. Вы получите почти настоящий опыт несоответствия. Такое ощущение, что предложение не закончено. На слух воспринимается так, как будто за последним словом стоит еще слово «НО».

Поиграйте с кем-то из ваших приятелей, попросите его произносить такие фразы с вопросительной интонацией (с незначительным повышением тона, так обычно переспрашивают). Если вы внимательно отслеживаете интонацию, то впечатление, что предложение не завершено.

Вторая ситуация – когда человек говорит о своих негативных чувствах в трудной ситуации. Например, я недоволен общением с приятелем.

Как встретить такое заявление?

Попробуйте так:  да, а что ты чувствуешь по поводу недовольства общением со своим приятелем?

Человек в ответе вынужден перейти на более высокий логический уровень, дистанцироваться от ситуации, как бы взглянуть на нее со стороны. Но вернемся к этому позже.

Исследования, проведенные физиологами в 20-м веке убедительно доказали, что у правшей речевая функция находится в левом полушарии головного мозга. Левое же полушарие отвечает за правую сторону тела человека. Часто у человека, выдающего сообщения, содержащие внутренний конфликт, можно наблюдать следующее – фразы, которые он произносит, соответствуют проявлениям правой стороны тела. Левая же сторона тела выдает набор сообщений, не соответствующих, как фразам, так и проявлениям правой стороны.

По терминологии Дж. Гриндера и Р. Бэндлера, такой внутренний конфликт проявляется  позой   «удавленника»- слова клиента и сообщения правой стороны тела конгруэнтны, между тем, как левая рука клиента сжимает свое горло, препятствуя свободному прохождению воздуха через него.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток