Что такое финансовый кризис предприятия и как его преодолеть?

Финансовый кризис предприятия - это состояние, при котором наблюдается острая нехватка финансовых ресурсов, и увеличение задолженности по кредитам. Кроме того, имеет место снижение рентабельности и уменьшение объемов производства.

Для того, чтобы преодолеть финансовый кризис необходимо провести комплексную диагностику деятельности предприятия.

Антикризисная  диагностика включает в себя;

  • исследование внешнего окружения предприятия;
  • аудит стратегии предприятия;
  • аудит внутренних бизнес-процессов предприятия;

Исследование внешнего окружения предприятия.

При проведении исследования внешнего окружения выполняется анализ условий взаимодействия предприятия с поставщиками, собирается информация о текущей активности конкурентов, а также проводится обработка отзывов о качестве продукции, поступивших от клиентов.   

Во время сбора информации о конкурентах необходимо обращать внимание не только на деятельность компаний, которые давно заняли свое место на рынке, но и на деятельность недавно созданных предприятий, которые активно стремятся стать полноправными игроками в вашей отрасли.

Также, при проведении анализа внешнего окружения необходимо провести анализ тенденций на рынке, на котором работает предприятие, анализ уровня спроса на продукцию предприятия и изучение платежеспособности клиентов.

Также, при исследовании внешних условий деятельности предприятия целесообразно провести анализ экономической и политической ситуации в стране функционирования бизнеса.

Аудит стратегии и внутренних бизнес процессов  предприятия.

При проведении диагностики внутренней деятельности предприятия в первую очередь проводится оценка эффективности существующей стратегии предприятия и ее способность обеспечить достижение целей бизнеса.

Анализ стратегии необходимо проводить по всем направлениям деятельности предприятия.

Оценивается производственная стратегия предприятия, стратегия предприятия в области продаж, маркетинга, управления финансами и персоналом.

В процессе антикризисной диагностики предприятия целесообразно провести аудит  внутренних бизнес-процессов предприятия.

Для проведения диагностики бизнес-процессов часто применяется метод SWOT анализа бизнес-процессов, который помогает определить:

1. Сильные стороны внутренних бизнес процессов предприятия — какие-либо особенности, предоставляющие дополнительные возможности для выхода из кризисной ситуации.  Именно сильные стороны внутренних бизнес-процессов являются основой программы по выходу предприятия из кризиса;

2. Слабые стороны процесса, то есть отсутствие каких либо важных факторов необходимых  для функционирования процесса.  Отсутствие этих факторов, возможно, стало причиной возникновения кризиса.  Разработка мероприятий по усилению слабых сторон поможет предприятию преодолеть кризис.

3. Возможности — это благоприятные обстоятельства, которые бизнес может использовать для получения преимущества.

4. Угрозы — события, наступление которых может  усугубить  кризис, оказать убийственное  воздействие на бизнес и привести к необходимости его ликвидации.

Кроме того, для разработки антикризисных мероприятий необходимо провести анализ конкурентоспособности цен и затрат предприятия.

Результаты антикризисной диагностики деятельности предприятия используются:  

  • для определения причин кризиса;
  • для разработки программы действий по выходу предприятия из кризиса;
  • для понимания того, возможно ли преодолеть кризис при помощи существующей организационной структуры предприятия;

Мероприятия по преодолению финансового кризиса предприятия

Для преодоления финансового кризиса предприятие должно выполнить комплекс следующих мер:

  1. Сокращение затрат предприятия;
  2. Погашение долгов;
  3. Использование кардинально новых способов управления;
  4. Поиск денежных средств для предприятия, например, осуществление реализации активов предприятия;
  5. Оптимизация продаж (ценовое регулирование, привлечение новых клиентов, скидки и льготы для клиентов);
  6. Изменение кредитной политики;
  7. Повышение оборачиваемости дебиторской задолженности;
  8. Проведение реструктуризации кредиторской задолженности. В качестве приемов, которые используются в процессе реструктуризации кредиторской задолженности можно выделить следующие:
  • Передача кредитору прав собственности на основные средства, при условии списания кредитором части кредиторской задолженности;
  • Передача кредитору акций компании, в обмен на улучшение условий кредитования;
  • Проведение взаимозачетов;
  • Переоформление кредиторской задолженности. В данном случае речь идет о переоформлении ничем не обеспеченных обязательств в обеспеченные, в обмен на сокращение суммы долга, процентов и (или) увеличение срока погашения долга;

 9. Определение или изменение стратегии дальнейшего развития предприятия;

10. Реорганизация или реструктуризация деятельности предприятия.

О том, как снизить затраты и повысить эффективность бизнес-процессов компании, Вы можете узнать на нашем онлайн тренинге "Антикризисная оптимизация бизнес процессов и затрат предприятия" Регистрация на тренинг.

О том, как эффективно управлять бизнес-процессами, Вы можете узнать на нашем онлайн тренинге "Эффективное управление бизнес процессами". Регистрация на тренинг.

❗Кроме того, консалтинговая компания "Business Adviser" оказывает предприятиям среднего и крупного бизнеса услугу "Повышение операционной эффективности компании", которая включает в себя следующие виды работ:

  • Трансформация операционной модели;
  • Оптимизация затрат;
  • Оптимизация бизнес-процессов;
  • Реинжиниринг бизнес-процессов;
  • Определение процессов для автоматизации;
  • Разработка ключевых показателей эффективности бизнес-процессов;
  • Оптимизация организационной структуры;
  • Внедрение инструментов бережливого производства (Lean Six Sigma);
  • Совершенствование процесса управления инвестициями;

Для получения подробной информации об услуге "Повышение операционной эффективности компании" переходите по ссылке:https://www.bizadviser.com.ua/usluga-povyshenie-operatsionnoj-effektianosti-kompanii/
Консалтинговая компанияBusiness Adviser


Залишити коментар

Будь ласка, введіть Ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Бізнес освіта, MBA Менеджмент, керування, KPI