Что такое 6 сигма?

6 сигма - это подход к управлению производством, который подразумевает применение в деятельности предприятия инструментов управления качеством и статистических методов, с целью сведения к минимуму дефектов продукции и ошибок в процессах.

Большинство предприятий работают таким образом, что среди всех произведенных этими предприятиями изделий, количество изделий с дефектами составляет от 6200 до 67 000 на 1 000 000 изделий. Такое количество дефектных изделий на 1 000 000 соответствует уровню 3-4 сигма.

Если количество дефектных изделий на 1 миллион составляет 3,4 изделия, то можно говорить о том, что бизнес-процессы компании соответствуют уровню 6 сигма.

Одной из методологий, которая применяется для достижения уровня качества бизнес-процессов, равного 6 сигма, является методология DMAIC.

DMAIC – это аббревиатура, состоящая из первых букв английских слов: Define, Measure, Analyze, Improve, Control.

Деятельность, направленную на повышение качества бизнес-процессов компании до уровня 6 сигма целесообразно осуществлять в виде проектов.

Define, Measure, Analyze, Improve, Control -  это этапы проекта по повышению качества бизнес-процессов компании.

Рассмотрим подробно каждый из этих этапов.

Этап № 1. Define.

На этапе Define формируются цели и план проекта по повышению качества процессов предприятия и достижению уровня 6 сигма.

Источниками информации, необходимой для определения целей по улучшению могут быть клиенты, акционеры, поставщики и сотрудники компании.

На этапе Define необходимо использовать следующие инструменты:

  • Инструменты проектного менеджмента;  
  • Voice of the Customer. Инструменты сбора  пожеланий и предпочтений потребителей,  касающиеся продукции или услуг, которые Вы предлагаете;
  • QFD (Quality function deployment) -  это система для проектирования продукта или услуги на основе требований клиента. Она позволяет перейти от пожеланий и предпочтений клиента к формированию спецификации на товар или услугу.  Кроме того, QFD позволяет перейти от требований клиента к прямому улучшению процессов компании, которые определяют соответствие продукта или услуги к этим требованиям.
  • SIPOC - это инструмент описания деятельности компании, который дает возможность оценить логику бизнес-процессов на высоком уровне.  После описания процесса с помощью инструмента SIPOC Вы сможете получить и систематизировать следующую информацию:
  1. Потребители результатов процесса;
  2. Входы процесса;
  3. Выходы процесса;
  4. Владельцы процесса;
  5. Участники процесса;
  6. Ресурсы процесса;
  7. Шаги процесса, которые создают ценность для потребителя;Описание бизнес процессов компании с использованием инструмента SIPOC является базой для разработки детальных схем каждого бизнес-процесса  компании.
  • Построение детальных карт бизнес процессов Вашей компании;
  • Benchmarking – это процесс сравнения бизнес-процессов вашей компании с бизнес- процессами лучших в своем классе компаний,  и определение методов, с помощью которых  эти компании достигают высокого уровня производительности. Целью бенчмаркинга является поиск лучших практик организации бизнеса и применение этих практик для повышения качества бизнес процессов компании.

Этап № 2. Measure.

На этом этапе необходимо внедрить систему измерения бизнес-процессов.  Измерять текущее качество бизнес-процессов необходимо для того, чтобы понимать, насколько успешно вы двигаетесь на пути к достижению целей проекта по повышению эффективности компании.

На этапе Measure необходимо использовать следующие инструменты:

  • График последовательности;
  • Анализ данных с помощью диаграммы Паретто;

Этап № 3. Analyze.

На этом этапе выполняется анализ бизнес-процессов, для определения способов устранения разрыва между текущим уровнем сигма и целевым значением.

На этапе Analyzeнеобходимо использовать следующие инструменты:

  • Причинно-следственная диаграмма;
  • Мозговой штурм;
  • Построение детальных карт бизнес-процессов компании;

Этап № 4. Improve.

На данном этапе необходимо использовать методы оптимизации бизнес-процессов для того, чтобы сделать их выполнение  менее затратным и свести к минимуму количество ошибок в них.Для внедрения улучшений целесообразно применять  инструменты управления проектами.

Кроме методов оптимизации бизнес-процессов и инструментов проектного менеджмента на данном этапе применяются:

Диаграмма сродства (affinity diagram).  Диаграмма сродства предназначена для группирования и упорядочивания большого количества качественных (не числовых) данных. Группирование происходит по принципу родственности информации, которая связана с определенной темой. Каждая группа данных представляет собой группу, выделенную по некоторому признаку, характерному только для этой группы. 

Древовидные диаграммы. Древовидные диаграммы используются для осуществления декомпозиции идей или проблем, с целью разбиения большой идеи или проблемы на меньшие компоненты. 

Этап № 5. Control.

На этом этапе осуществляется контроль бизнес-процессов после внедрения улучшений.

На этапе Control необходимо использовать следующие инструменты:

  • Система отчетности;
  • FMEA – методология проведения анализа и выявления наиболее критических шагов производственных процессов с целью управления качеством продукции.

В данной статье мы привели только лишь маленькую часть информации о таком комплексном подходе к повышению качества бизнес процессов компании как 6 сигма.На самом деле методология 6 сигма включает в себя широкий набор инструментов и методов, применение которых позволит Вашей компании повысить качество внутренних бизнес процессов, что приведет в конечном итоге к повышению конкурентно способности Вашего бизнеса.

О том, как снизить затраты и повысить эффективность других бизнес процессов компании, Вы можете узнать на нашем онлайн тренинге "Антикризисная оптимизация бизнес процессов и затрат предприятия" Регистрация на тренинг.

О том, как эффективно управлять бизнес процессами, Вы можете узнать на нашем онлайн тренинге "Эффективное управление бизнес процессами". Регистрация на тренинг.

❗Кроме того, консалтинговая компания "Business Adviser" оказывает предприятиям среднего и крупного бизнеса услугу "Повышение операционной эффективности компании", которая включает в себя следующие виды работ:

  • Трансформация операционной модели;
  • Оптимизация затрат;
  • Оптимизация бизнес-процессов;
  • Реинжиниринг бизнес-процессов;
  • Определение процессов для автоматизации;
  • Разработка ключевых показателей эффективности бизнес-процессов;
  • Оптимизация организационной структуры;
  • Внедрение инструментов бережливого производства (Lean Six Sigma);
  • Совершенствование процесса управления инвестициями;

Для получения подробной информации об услуге "Повышение операционной эффективности компании" переходите по ссылке:https://www.bizadviser.com.ua/usluga-povyshenie-operatsionnoj-effektianosti-kompanii/
Консалтинговая компанияBusiness Adviser


Залишити коментар

Будь ласка, введіть Ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Бізнес освіта, MBA Менеджмент, керування, KPI