Кто такой консультант? Портрет жизни европейского бизнес - консультанта

Об истории консультаций, об европейских консультантах. Что делает консультант? О корпоративной культуре в консалтинговых фирмах о клиентах

В Европе, в ведущих консалтинговых фирмах работают очень специфические люди — это очень умные и трудолюбивые консультанты.

Они не понимают, как можно делать свою работу плохо. Несмотря на ум и продуктивность, чаще всего консультанты не самые интересные люди.

Консультанты любят стабильность.  У них стабильный карьерный рост, стабильный доход (стабильно большой, да ещё и в евро — зарплата у большинства в этой валюте) и стабильная личная жизнь. Большая часть консультантов женаты или замужем. В обычной компании, когда рядовой консультант устраивается на работу, ему никто не обещает рост. В консалтинге очень продуманная система оценки работы сотрудников. Если ты будешь работать хорошо, в среднем через полтора года тебя повысят и дальше будут повышать раз в два-три года.

Через 10−20 лет ты станешь партнёром. Партнёры — относительно богатые люди, зарабатывающие около миллиона евро в год. Любимый вид досуга консультантов –поесть, попить, погулять и заняться каким-то видом спорта. Почти все консультанты очень подтянутые, они любят ходить в спортзал. У них дорогие машины, стильные костюмы и правильные манеры. —

Что делает консультант?

В первые 2-4 года работы консультанта, все понимают, что ты не являешься экспертом ни в одной из областей. Тебя ставят на проекты в качестве помощи — например, на проект разработки долгосрочной стратегии какой-нибудь компании. (У крупных компаний является правилом хорошего тона составлять долгосрочную стратегию не полностью самостоятельно, а с помощью сторонних консультантов, не заинтересованных в завышении результатов и успехов.) Внутри международной консалтинговой компании есть база данных всех проектов, которые она когда-либо делала. Заходишь в эту базу и, как в поисковике, ищешь «прогноз чего — то». Находишь десять похожих международных проектов, открываешь их, изучаешь подход, разбираешься в теоретической части сам или звонишь своему коллеге в другой стране, который когда-то этим занимался. Потом месяц своей работы тебе придётся показать на двадцати слайдах так, чтобы это было понятно клиенту. Бывают проекты, когда компании заказывают стратегии выхода на рынок, который не анализировали ни вы, ни они. Тогда вы всей проектной командой садитесь вместе и начинаете мозговой штурм. Обычно средняя проектная команда — четыре человека, но их бывает от одного до 30.

Работа консультанта со стороны может казаться скучной, но в ней есть кое-что интересное — это сами проекты. Большинство из них крайне конфиденциальны.

Запуск стартапов, маркетинг новых продуктов, разработка новых программ спасения мира для международных благотворительных фондов, повышение операционной эффективности на каком-нибудь руднике, прогнозирование всех возможных рынков, от определения стратегии развития самых успешных компаний мира до разработки системы управления и построения бизнес процессов в системе авиа транспорта в отдельном регионе или стране. Были у меня и такие.  Круто, когда ты и твоя команда приходите в развивающуюся страну и строите там какую-то компанию почти с нуля. Потом приятно наблюдать за тем, как она работает и растёт.

Самые психологически сложные проекты — сокращение персонала, реорганизация офисов. Ты собираешь информацию, общаешься с  людьми, а они знают, что ты, сука поганая, хочешь уволить их всех, а как им жить дальше, а дети, а работы больше нет. Решение о сокращении редко принимается консультантами — обычно это задача акционеров или головного офиса.

У них есть цель, например, сократить или ликвидировать, а консультанты только ищут, где и кого. Приходится мириться со своей совестью: это бизнес, капитализм, ты лишь меч в руке лиц, принимающих решения, каждый человек должен работать только там, где он действительно нужен. Сотрудники, которых потенциально сократят, относятся к тебе или со страхом, или с презрением.

О корпоративной культуре.

В консалтинговых компаниях работают десятки тысяч человек по всему миру. В каждой фирме ест чётко разработанная корпоративная культура и плоская структура взаимоотношений. От позиции в компании зависит уровень ответственности, но это не значит, что чьи-то идеи важнее. Здесь нет бюрократических процедур как например в сертификационных органах.

О клиентах.

Наш рынок довольно жёсткий. Крупный проект может стоить до нескольких миллионов евро. Обычно консалтинговый бюджет в компаниях — небольшой процент от выручки. Чтобы компания могла себе его позволить, у неё должен быть годовой оборот в сотни миллионов или в миллиарды евро. Таких компаний в мире не много. Но этим «не много» консалтинговые услуги нужны всегда: они не статичны, у них регулярно появляются новые проблемы.  Из-за небольшого количества клиентов консалтинговых компаний тоже немного. Все они известны — и клиенты знают все компании, и конкуренты знают друг друга, цены друг друга, сотрудников друг друга и даже клиентов друг друга. Постоянно ведётся жёсткая борьба за клиентов

Крупные клиенты могут позволить себе пользоваться услугами многих консалтинговых компаний одновременно. Все основные компании организованы как партнёрства. Когда ты доходишь до определённой позиции, тебе предлагают выкупить долю компании. Поэтому ты лично заинтересован в её росте. Одна из основных задач партнёра — продажа. Эти люди значительную часть своего времени посвящают бизнес-завтракам, бизнес-обедам, бизнес-ужинам. Они должны знать все проблемы всех компаний, иметь невероятное количество знакомых, суметь вдруг на завтраке или конференции, услышав, как какой-нибудь топ-менеджер заикнулся о проблемах своей фирмы, подойти к нему с предложением. Партнёры знают психологические портреты клиентов, знают, как они любят, чтобы им писали, где и когда клиенты обедают, с кем дружат.

Консалтинг (консультирование) — деятельность по консультированию руководителей, управленцев по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельностей.

Цель консалтинга — помочь системе управления в достижении заявленных целей. 

Если определить консалтинг покороче и простыми словами, то — это когда знающие люди объясняют менее знающим людям, почему у них не работает бизнес. Иногда к сожалению это бывает наоборот.

Об этом я расскажу в следующей статье. 

Пару слов об истории консалтинга

Впервые продавать свои знания бизнесу придумал Артур Литл в 1886-м году, основав фактически первую консалтинговую компанию. Артур по образованию был химиком, а консалтинг его компания предоставляла в технической сфере, рассказывая заводам и фабрикам, где нужно подкрутить и что смазать.

Правда, Литл очень не любил использовать полученный опыт и наработки, поэтому для каждого заказчика создавал план с нуля, из-за чего на дверях его конторы вскоре прибили табличку «out of business», а на рынок зашли современные глыбы консалтинга вроде McKinsey.

В 1914-м в США открылась «Служба исследований бизнеса», предоставляющая менеджмент-консалтинг, а по окончанию первой мировой ее аналоги можно было встретить по всей Европе. В 1960-м эти компании образовали FEACO — Европейскую федерацию ассоциаций по менеджмент-консалтингу (как-то так, сами попробуйте перевести European Federation of Management Consulting Associations).

На территории СНГ эта отрасль существенно затормозилась, потому что Маркс с Энгельсом в своих работах ничего об этих ваших консалтингах не писали. Так, в 1986-м на территории СССР насчитывалось порядка 20 структур, занимающихся консультированием, и работали они, ясное дело, под крылом государства и на государство. Частный консалтинг начал развиваться только в начале 90-х.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Бізнес освіта, MBA Менеджмент, керування, KPI