Миссия коллектора и культура выполнения договорных обязательств

Деятельность коллекторов в общественном сознании, в следствие распространения различных "мифов", представлена совершенно не адекватно той функции в обществе, которую они выполняют В чем же заключается миссия профессионального коллектора?

Если спросить среднестатистического гражданина, что он думает о коллекторах, то быстро понимаешь, что очень мало хорошего. Более того, те, у кого в памяти еще свежи бурные девяностые или соответствующий кинематографический фольклор, зачастую попросту ассоциируют их с криминальными элементами. Соответственно, мало кто из наших сограждан в реальности задаётся вопросом, а кто же такие коллекторы и какую полезную функцию в обществе они выполняют.

Вследствие, наличия таких ярлыков в массовом сознании, профессиональная деятельность коллекторов осложняется не только факторами сопротивления должников, но и культурным давлением, которое находит свое отображение, как в социальном неприятии образа коллектора, так и во внутреннем дискомфорте специалиста. Цель настоящей статьи показать профессию коллектора с несколько других позиций, которые представляются мне очень важными для существования общества и которые, в большинстве случаев, полностью игнорируются должниками. В особенности, если они встали на путь нарушения договорных обязательств.

Именно с договорных обязательств мы и начнем рассмотрение этой темы. Известно, что общество обязано своим существованием наличием определенных договоренностей принятых между его участниками. Благодаря этим «договорам» закреплённым, как в общественной морали, так и законах, мы можем рассчитывать на то, что наши человеческие права (как минимум право на жизнь и право на собственность) будут хоть немного, но защищены от экспансивной и часто откровенно жестокой природы самого опасного хищника в природе - человека. Пусть это определение наших собратьев не сильно пугает читателя, те, кто в этом не убедился на своём опыте, могут заглянуть в историю, что бы понять, как мало еще в человеке человеческого и как мала та часть истории людей, которая прошла под вывеской гуманистических ценностей.

Таким образом, «человека общественного» делает его способность принимать и жить в соответствии с теми общественными договоренностями, которыми живет социум. Безусловно, часто эти общественные договоренности не только создают благо конкретному человеку, но с личной позиции конкретного гражданина могут ограничивать его стремление к получению различных благ. Например, если взять систему налогообложения, то вряд ли найдешь идеологических фанатов процесса отстёгивания своих "кровных" в казну, даже в тех странах, где эта система налогообложения очень лояльна к плательщикам.

В то же время, очевидно, что государство и общество которое оно представляет, не могут существовать без соответствующих поступлений от его членов. В этой борьбе противоположностей всегда есть место разумному компромиссу, который выражается в том, что стороны вырабатывают общественный договор и обязуются выполнять его условия. Для гарантирования выполнения условий они создают систему контроля над выполнением обязательств.

Любое высокоразвитое общество потому и высокоразвитое, что у его участников высокая культура выполнения договорных обязательств и все общественные и частные институты могут активно и запланировано развиваться во всех отношениях. Даже беглое знакомство с деловой культурой Швейцарии, Германии и других развитых стран показывает, насколько серьезно люди ставятся к взятым обязательствам в деловой сфере. Если Вы заключили с немецкими подрядчиками договор о постройке забора до конкретной даты, то можете быть уверены, что забор будет там стоять вовремя. Те, кто хоть раз строил что- либо у нас, тот знает, что без построения жесткой системы обеспечения выполнения обязательств, забора к указанной дате просто не будет или, в лучшем случае, будет только половина. Если же контролирующей системы нет, и Вы поспешили сделать предоплату, то Вы не увидите ни забора, ни строителей, ни денег.

В целом, к такому раскладу наши сограждане, в принципе, привыкли, и в этом, давно никто не видит ничего удивительного. Поэтому и объем работ, которые выполняют наши коллекторы, несмотря на схожесть процессов с их западными коллегами существенно отличается. Если в развитых странах, коллекторы выполняют в большей степени функцию напоминания о выполнении обязательств, то в случае с нашими соотечественниками я считаю, речь идет ещё и о привитии культуры выполнения договорных обязательств различными методами. Знакомясь с практикой работы коллекторов, удивляет не столько правовая и финансовая безграмотность (которая впрочем, иногда может быть и «грамотностью») проблемных заёмщиков, а сколько отсутствие минимального уважения к законному праву требования кредитора и постоянный перенос ответственности за проблемную ситуацию на третьих лиц. К группе «третьих лиц» часто относятся и экономический кризис, и погодные факторы, а также виновное всегда и во всём правительство. Видимо ни славное «купеческое слово», ни «долговые ямы» Руси, похоже, практически не оказали позитивного влияния на культуру поведения наших сограждан в бизнесе, с которой, сталкиваются кредиторы и их представители.

К сожалению, двойная мораль, которая царит в нашем обществе последние десятилетия и недостаток жестких мер по обеспечению выполнения обязательств в социуме на протяжении столетий, привели к тому, что большинство наших соотечественников не знают такого понятия, как «ответственность в бизнесе». Более того, несмотря на все попытки придать бизнесу социально ответственное лицо, у многих бизнес всё ещё ассоциируется с «кидаловом» или сверхзаработками на «бедных и несчастных». Таким образом, наш соотечественник, когда видит пункт договора «Обязанности сторон», сначала задаёт себе вопрос: «Что случится, если я это не сделаю?». Если ответственность, прописанная в договоре, не кажется ему достаточно стимулирующей к выполнению обязательств, то следующим вопросом становится: «Что выгоднее: выполнять или не выполнять?». Как правило, если ответы на первый вопрос звучали как: «Ничего», «Пусть подают в суд, а там разберемся, все равно у меня забирать нечего», «Ну будут надоедать звонками и письмами» и т.п., то реакция здесь будет не в пользу выполнения своих обязательств. В особенности, если они осложнены шестизначными цифрами.

В противовес расшатанной моральной устойчивости в деловом аспекте свойственной нашему коллективному сознанию, в соседней западной Европе, начиная со средних веков, процесс формирования «человека-ответственного» шёл несколько иным, более эффективным, но в тоже время очень жестоким путем. Стоит только заглянуть в средневековое немецкое право и артефактам представленных, например, в музее криминальной истории средневековья в немецком городе Ротенбург об дер Таубер, то сразу становится ясно, почему в странах западной Европы ответственное отношение к взятым обязательствам. (набрав в любом поисковике Das Kriminalmuseum и посмотрев какие «инструменты» применялись для того, чтобы прививать ответственность Вы получите исчерпывающее подтверждение моим словам)

Очень, по -философски, красочно описывает процесс становления ответственности в сознании немецкого народа великий немецкий философ Фридрих Ницше в своей работе «К генеалогии морали» (Zur Genealogie der Moral, 1887)

Ниже приведены несколько отрывков из этой работы, которые очень хорошо иллюстрируют тот дух, в котором формировались ответственность и уважение немцев к закону.

«Выдрессировать животное, смеющее обещать, - не есть ли это как раз та парадоксальная задача, которую поставила себе природа относительно человека? не есть ли это собственно проблема человека?..»
«"Как сотворить человеку-зверю память? Как вытиснить в этой частично тупой, частично вздорной мимолетной мыслительной способности, в этой воплощенной забывчивости нечто таким образом, чтобы оно оставалось?"... Эта древнейшая проблема, надо полагать, решалась отнюдь не нежными ответами и средствами; может быть, во всей предыстории человека и не было ничего более страшного и более жуткого, чем его мнемотехника. »
«"Вжигать, дабы осталось в памяти: лишь то, что не перестает причинять боль, остается в памяти" - таков основной тезис наидревнейшей (к сожалению, и продолжительнейшей) психологии на земле. "»
«Чем хуже обстояло "с памятью" человечества, тем страшнее выглядели всегда его обычаи; суровость карающих законов, в частности, является масштабом того, сколько понадобилось усилий, чтобы одержать верх над забывчивостью и сохранить в памяти этих мимолетных рабов аффекта и вожделения несколько примитивных требований социального сожительства. Мы, немцы, явно не считаем себя особенно жестоким и бессердечным народом и уж тем более особенно ветреным и беспечным; но пусть только взглянут на наши старые уложения о наказаниях, чтобы понять, каких усилий на земле стоит выдрессировать "народ мыслителей"»
«С помощью подобных зрелищ и процедур сохраняют, наконец, в памяти пять-шесть "не хочу", относительно которых и давали обещание, чтобы жить, пользуясь общественными выгодами, - и в самом деле! с помощью этого рода памяти приходили, в конце концов "к уму-разуму"! - Ах, разум, серьезность, обуздание аффектов, вся эта мрачная затея, называемая размышлением, все эти привилегии и щеголяния человека: как дорого пришлось за них расплачиваться! сколько крови и ужаса заложено в основе всех "хороших вещей"!..»

С деталями описания «зрелищ и процедур» Вы можете ознакомиться в первоисточнике. Скажу лишь, что было бы лучше, если бы люди могли обходиться без них. Но жизнь показывает, что те народы, которые не прошли через это так и не научились, «по -хорошему», жить дружно, уважая права друг друга.

По тем или иным причинам нашему народу или мало выпало того о чем пишет Ницше или «память» у нас очень плохая, но факт остается фактом: пройдет еще ни одно десятилетие прежде чем поменяется общественная ментальность и мы увидим ответственных людей вокруг. Ответственных за себя, за свои решения, за семью и страну.

Полагаю, что общественная миссия профессионального коллектора в современном мире заключается в том что бы проводить титаническую и неоценимую по важности работу по привитию культуры выполнения договорных обязательств и формированию «человека-ответственного» в обществе. Именно с этого заканчивается «разруха в головах и начинается чистота в клозетах» - перефразируя классика. Что бы развеять страшные мифы о коллекторах скажу, по секрету, что более чем в половине случаев эту работу делают милые прекрасные создания женского пола. Поэтому, уважаемые должники, уважайте хотя бы женщин.

Автор: Станислав Каменецкий - бизнес-тренер, практический психолог, руководитель «Центра Обучения Коллекторов» г. Киев, Украина. Связаться с автором Вы можете по адресу:[відкрити контакти][email protected].

Некоммерческое использование этого материала возможно с активной ссылкой на www.collectori.com.ua, как на источник первой публикации.

Copyright 2011 © Cтанислав Каменецкий


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Право, юриспруденція Фінанси, кредит, банківська справа