Сказкотерапия

Сказка – один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.

Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Но всё чаще педагоги и психологи используют термины “эмоциональная неадекватность”, “эмоциональные нарушения”. За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества и многое другое. Не только детям, но и взрослым непросто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь “задним числом”.

Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков, замкнутости, “заторможенности” и для решения других проблем. Однако это лишь симптомы, верхняя часть айсберга. Основные проблемы возникают от недостаточно сформированной Я-концепции, от бессознательного ощущения внутреннего хаоса, от слабости “Я”.

Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте себе, что внутри нас находиться целая страна, в которой есть король (королева), есть придворные, своя система управления, простые граждане. Если глава страны слаб, то страной управляют слуги. Однако они не обладают мудростью короля, поэтому совершают ошибки.

Теперь становиться понятной истинная причина эмоциональной и поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И, безусловно, король забывший и не исполняющий своих обязанностей.

В этом случае задача педагога, психолога, мудрого родителя заключается в “усилении” короля и “расстановке” придворных по местам, соответствующим их назначению. Здесь нам может помочь “сказкотерапия”.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект