Развод глазами детей

Развод глазами детей

Как и все в мире, отношения между людьми имеют начало, развитие и окончание. Когда человеческие взаимоотношения не поддерживаются, не развиваются, не укрепляются, они приходят в упадок и распадаются.

Как и все в мире, отношения между людьми имеют начало, развитие и окончание. Когда человеческие взаимоотношения не поддерживаются, не развиваются, не укрепляются, они приходят в упадок и распадаются. И надо подойти к такому периоду жизни ответственно и с пониманием интересов всех участвующих сторон в бракорозводном процессе.

Для того, чтобы лучше понять, что ребенок ожидает от своих родителей, как папа и мама влияют на последующую его жизнь, надо узнать какие особенности материнской и отцовской любви и чем они отличаюся.

Зная природу и особенности материнской и отцовской любви, нам легче будет понять чувства и мысли ребенка при розводе или других критических моментах семейной жизни.

Решение принято! Развод неизбежен. Как быть?
Часто разочарованные супруги чувствуют, что к ним приближается жизненный крах, ставят точку на своей жизни и полностью переключаются на жизнь ребенка. Когда человек чувствует, что он не в состоянии придать смысл своей собственной жизни, он старается обрести этот смысл в ребенке. Но так можно ввергнуть в беду как самого себя, так и своего ребенка. Себя потому, что проблема существования может быть разрешена каждым человеком только внутри самого себя, а не при помощи посередника - ребенка.

Дети служат проективным целям и тогда, когда встает вопрос только начинает подыматься о расторжении несчастливого брака. Главный аргумент родителей в такой ситуации тот, что они не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка благодеяний единой семьи.

Всякое тщательное изучение показало бы, однако, что атмосфера напряженности и несчастливости внутри «единой семьи» более вредна для ребенка, чем открытый разрыв – который по крайней мере учит, что человек в состоянии посредством смелого решения изменить непереносимую ситуацию.

Когда уже все попытки по налаживанию отношений исчерпали себя, примирение невозможно, то единственным выходом из сложившийся ситуации - это развод, который становиться реальностью. Решая вопросы этого периода жизни, надо учитывать интересы и чувства всех членов семьи.

Многие родители имеют большую надежду, что дети не сильно переживают по поводу развода. Развод всегда вызывает в родителей чувство вины. Надеждой на то, что можно развестись, не причинив детям боли, родители широко открывают двери таким механизмам защиты, как отрицание и вытеснение. Это мешает вовремя и чувствительно пережить развод и детям и взрослым.

Принимая желаемое за действительное, родители не замечают, как их дети страдают из-за развода. Поглощены своими страстями и обидами, они не желают принимать всерьез те знаки, которыми дети сигнализируют о своих несчастиях и страхах. Нередко и дети при этом как бы играют за одно с родителями. Потому что, находясь в подобной же тяжелой ситуации, они не желают смотреть в глаза своим переживаниям, что заставляет их отрицать свои проблемы. Это часто встречающаяся ситуация.

Научная литература утверждает, что развод относиться к тем событиям в жизни ребенка, которые часто всего ведут к образованию невротических симптомов (ночное недержание, трудности в школе, агрессивность, депрессивные настроения, регрессии, психосоматические заболевания). Только очень малая часть детей открыто проявляют свои реакции на развод.

Часто ни дети, ни родители не желают принимать действительное значение развода. Спрятать свои переживания хочется и детям и взрослым, но проявление открытой боли, тем не менее, – это единственный способ ее преодоления. В ином случае она не может быть «переработана», и тогда в детской душе навсегда остаются глубокие шрамы.

Фактом является то, что развод приносит детям боль. Если в детей были хорошие отношения с обоими родителями, то боль намного сильнее. Развод или уход одного из родителей вызывает в них целый ряд страхов, чувств и мыслей.

Чувства ребенка в этот период
Страх больше никогда не увидеть папу. Для ребенка это означает навсегда потерять человека, которого ты любишь больше всех. Для многих детей потеря папы может создать впечатления, что любовь имеет свой конец. Раз папа уходит, значит он перестал любить и оставляет меня.

В этот период дети узнают, что любовь имеет конец.
Мысли ребенка: «Если любовь тоже кончается ( как сейчас между мамой и папой), кто знает, не кончиться ли однажды мамина и папина любовь ко мне»

В ходе развода дети начинают всерьез опасаться, что могут быть в какой-то день они окажутся покинутыми родителями. У многих детей развод вызывает частичную потерю своей идентификации.

Мысли ребенка: «Я совершенно не понимаю, кто я такой \ такая». Любая разлука приносит в жизнь разочарование, печаль, своеобразные страхи с потерей себя.

Это связано с тем, что любые любовные отношения изменяют нас, мы «принимаем в себя» часть любимого человека. Уход человека, которого любишь, забирает часть личности. Это и происходит во время развода. Воздействие разлуки на детей протекает итого драматичнее, потому что огромная часть развития их собственной личности основывается на идентификации с аспектами личностей родителей в том виде, в каком они их воспринимают.

Таким образом, разлука не просто делает ребенка одиноким, она его буквально «ополовинивает». Часто дети теряют именно «мужественные» части своей личности (чувство силы и независимость).

В определенном возрасте идентификация ребенка с отцом непременно относиться к восприятию собственного «Я».

Развод родителей вызывает у детей и другие чувства. Например, агрессивность. Она появляется от того, что ребенок чувствует себя покинутым, преданным, он чувствует, что его желания не вызывают уважения. Большей частью дети направляют свою агрессивность против того родителя, которого считают виновным в разводе. Порой она оборачивается против обоих.

Важно заметить то обстоятельство, что многие дети винят в разводе самих себя. И чем дети младше, тем чувствуют себя виноватыми. Честно сказать, все дети берут часть вины за развод на себя. Многие дети становятся посредниками между родителями. Пытаются их примирить, и если такое не удается, то для ребенка это означает провал его стараний. И когда родители ссорятся из-за ребенка, ничего удивительного в том нет, что ребенок чувствует себя причиной разногласий.

Вот это чувство вины и является главной причинно агрессивности детей, подростков в семьях, где произошел развод.

Однако, жизнь есть жизнь, он продолжается не смотря ни на какие кризисы и катаклизмы.

Развод – это кризис, который вызывает различные аффекты и чувства. Здоровый, нормальный ребенок просто обязан реагировать на такой кризис. Надежда, что ребенок может на него не реагировать стоит на шатком фундаменте. Только тот ребенок не станет реагировать на такое событие, отношение которого к родителям уже давно и окончательно разрушено. В таких случаях развод приносит ребенку облегчение.

Итак, каждый психически здоровый ребенок должен реагировать на развод, и его внешнее спокойствие или кажущаяся безучастность еще ничего не говорят о его внутреннем состоянии. Понимание всего этого является первым шагом к преодолению кризиса.

Как могут родители помочь детям в этот сложный период для всей семьи?

Как писалось выше, у детей обостряется страх быть покинутыми своими родителями. Для ребенка конец любви между мамой и папой означает, что однажды их любовь может прекратиться и к нему. Страхи могут проявляться в разнообразных симптомах. Родители, и прежде всего тот из них, с кем остается жить ребенок (чаще всего это мать) должны проявлять в это время необыкновенно много внимания и терпения к проявлению симптомов страха.

Могут быть следующие симптомы страха:

  • усиление зависимости от родителя, с которым ребенок живет;
  • появляется потребность контролировать родителя (чаще всего мать);
  • усиливается склонность к слезам и капризам;
  • может появиться ночное недержание, приступы ярости…


Сразу после развода эти симптомы не являются «невротическими». Они проходят, как реактивное приспособление к изменившейся жизненной ситуации. Их еще можно назвать реакции переживаний. Эти симптомы, если приспособление проходит тихо и спокойно, будут преодолены и удаляться сами собой.

Детям надо создать условия, чтобы эти симптомы были репрессированы или прожиты. Родителям надо это понимать и немного изменить свои ожидания от детей. Этим самим они дадут им возможность восстановить то доверие, которое в ходе развода оказалось потерянным.

Это далеко не значить, что все надо пустить на самотек и отменить воспитание. Обычное «нет» должно и дальше и присутствовать без упрека. Все что требуется от матери - это смягчить свое раздражение и облегчать ребенку примирение, которое следует за ссорой.

Мать должна позаботиться, чтобы воспитатели в детсаду или учителя в школе также узнали о произошедшем разрыве отношений в семье и попросила понимания педагогов. Не надо прекращать разговоры на тему: «Почему вы не вместе дольше? Объясни мне это еще раз!..» Терпеливо и с любовью надо снова и снова давать ответы на поставленные вопросы ребенка.

Главное донести мысль до сына или дочери, что он любим и ни в чем не виноват в разводе. Многие дети вообще не задают вопросы.

Задача родителя в этот период самому подымать эту тему разговора, особенно если заметил, что ребенок чем-то удручен и озабочен.

Посмотрим правде в глаза!

Как тяжело проявить такие материнские чувства, когда мама сама в полном разрушении и упадке?! Чаще всего психически мать не готова поставить руку поддержки ребенку. Для этого и существует служба психологической помощи.

Психологи после развода рекомендуют проходить психотерапию и провести восстановительный период. Для матери развод может означать снижение материального уровня, потерю социальных отношений, потерю дружественных контактов плюс острые переживания за не сложившиеся отношения и несчастную любовь. Также добавляются напряженные отношения с разведенным мужем, квартирный вопрос. Часто известие о новой женитьбе бывшего супруга разрушает мир в душе полностью.

Некоторые матери после развода вынуждены переехать к своим родителям. Таким образом, очень много шансов впасть в зависимость от них. Для детей это может означать, что мать медленно превращается в старшую сестру, а бабушка и дедушка занимают место родителей. И воспитание уже идет в другом направлении.

И тут! Что ожидает мать в послеразводный период от ребенка?

  • абсолютное послушание;
  • большую самостоятельность ребенка;
  • нетребовательность во внимании;
  • не «испытывать мамино терпение».


А что ожидает ребенок?

  • самоотверженной матери;
  • терпеливой невспыльчивой матери;
  • особенно заботливой, даже более, чем до сих пор была.


В этом парадоксе и заключается то, что у детей отнимается возможность преодоления изначальных и весьма драматических переживаний после развода.

Но все таки! Кто старше? У кого больше жизненного опыта? Кто должен более мудро вести себя? Мать!

Но мать мене всего способна на проявление материнских чувств. Круг ее общения разрушен, она сама нуждается в профессиональной помощи психолога. А для ребенка это значит, что кроме потери папы, он еще и теряет частичку мамы, которая полностью поглощена своим состоянием. Ребенок теряет именно ту часть матери, которая всегда ему говорила, что «я люблю тебя не смотря ни на что.»

Первые недели и месяцы после развода – это время, когда многому еще можно помочь. Как жизнь показывает, именно в этот период страхи у детей непрерывно возрастают. Эти месяцы в дальнейшем развитии ребенка очень важны. Если в это время страхи и конфликты непомерно возрастают, то дело может дойти до полного или частичного срыва системы защиты – это психическое равновесие, которое мы бессознательно создаем на протяжении всей нашей жизни, чтобы быть в состоянии преодолевать свои внутри-психические конфликты.

Когда наше жизненное равновесие разрушается, старые конфликты ( для ребенка это конфликты, которые были пережиты до развода), могут снова приобрети актуальность. Это все станет причиной страха, которые часто переходит в панику. На уровне психики происходит прорыв старых внутрипсихических конфликтов, которые были вытеснены раньше. Это становиться причиной формирование огромной НЕУВЕРЕННОСТИ в себе.

Очень важно в данный период оказать ребенку квалифицированную психологическую помощь.

Можно ли оправдать развод с педагогической точки зрения!?
Как любой вид человеческого поведения, как любое событие, развод подлежит общественной оценке. Эта оценка противоречива. С одной стороны развод уже давно стал обычным явлением. Развод являет собой однозначно признанную обществом возможность освобождения от неудачного супружества, с ним связана надежда на независимость и самореализацию.

С другой стороны также однозначно считается, что для детей развод – истинная катастрофа. Очень часто в устах педагогов или психологов звучит своего рода психопатологическая оценка - «ребенок разведенных родителей». Подобные социальные оценки могут послужить родителям показателем собственной несостоятельности.

У большинства матерей и отцов конфликт между личными потребностями и родительской ответственностью вызывают тяжелое чувство вины и непоправимой жизненной неудачи.

Исследования, которые изучали последствия развода, доказывают, что с педагогической точки зрения развод кажется делом абсолютно безответственным. Так ли это? Правомерны ли подобные выводы? Конечно, нет!

Развод, хоть и заставляет ребенка страдать, но это не означает, что его будущая жизнь окончательно разрушена. Когда у родителей возникает мысль о разводе, каждый честно должен задать себе вопрос «Следует ли мне развестись или продолжать жить в этих невыносимых условиях и постоянных скандалах?».

Если родитель соглашается на развод, дети попадают в категорию «дети разведенных родителей». Если же ради блага детей родители продолжают совместно существовать, то их дети попадают в категорию - «дети, растущие в конфликтных семьях».

Заботясь о душевном состоянии ребенка, родитель самостоятельно решает, что лучше для него. Чаще всего процесс развода длится месяцы и годы, полные напряжения и конфликтов.

Есть данные, которые подтверждают, что дети больше страдают от семейных конфликтов, чем от процесса развода. Часто родители стоят перед выбором: «Мое счастье или счастье ребенка!?»

Каждый из нас по желанию может понять и посочувствовать близкому человеку, но это удается только тогда, когда ты сам чувствуешь себя уравновешенным, удовлетворенным. Только в хорошем расположении духа у человека возрастает желание передать благополучие другому – другу, родителям, знакомым…

Если в семейной жизни один из родителей постоянно испытывает неудовлетворенность, упадок сил и агрессивное напряжение, то у него может исчезнуть способность чувствовать своего ребенка. И как тогда успешное воспитание? Невозможно!

Только счастливые родители могут воспитать счастливых детей!
Отец и мать для ребенка - это модель становления его как личности, становления его собственной жизни. Все самые важные жизненные навыки ребенок приобретает в условиях семьи. Дети полностью идентифицируют себя с родителями и на основе своих впечатлений о них создают образы (сознательные или бессознательные), которые становятся моделью собственного «Я».

Дети усваивают представления матери и отца о моральных ценностях и нормах, некоторые типичные образцы поведения.

Вопрос. Как отразиться на душевном развитии ребенка ориентация на постоянно недовольных собой и миром людей?

Долг каждого родителя перед самим собой и детьми - позаботиться о том, чтобы у детей были счастливые папа и мама, которые умеют радоваться жизни. Тема: "Развод и дети"

Развод – это конец отношениям меду мужчиной и женщиной.
Развод – это не конец родительских отношений.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити