Кому показана "песочная терапия"

Есть люди, которым неуютно с самими собой, они чувствуют себя подавленными, утомленными, бесчувственными и растерянными, не зная ни вдохновения, ни воодушевления, ни смысла.

Кто обращается за помощью?

Есть люди, которым неуютно с самими собой, они чувствуют себя подавленными, утомленными, бесчувственными и растерянными, не зная ни вдохновения, ни воодушевления, ни смысла. И подобное отчуждение вовсе не редкость, а скорее характерная черта современной эпохи.
Что толкает человека искать помощи психотерапевта? Смутная внутренняя неудовлетворенность или переживаемый кризис? Как бы то ни было, главное, что человек хочет изменить свою жизнь к лучшему, более соответствовать своему идеальному представлению о себе. Большинство клиентов - люди, чувствующие, что внутри них дремлет нечто большее, чем то, что они способны воплотить в жизнь сегодня. Люди, стремятся к гармонии внутреннего мира, которая в дальнейшем отражается во всех проявлениях жизни человека, но дорога к долгожданной гармонии лежит через решение проблем скрытых от нас в подсознании. Надо отметить, что подсознание само стремится «достучаться» до каждого из нас, например, с помощью сновидений. Мы можем пойти ему навстречу сами, по собственной воле. Я хочу познакомить читателей с одним из способов «выйти на контакт», пригласить подсознание к диалогу - с помощью юнгианской песочной терапией.

Как появилась песочная терапия?

Наша память хранит воспоминания об играх с песком. Удивительно то упорство, с которым каждое новое поколение детей строит песочные города. Строят каналы, замки, плотины, подземные ходы. Творят ландшафты неведомых земель. Ведут войны, придумывают истории. Взрослые иногда с увлечением им помогают. Останавливает их только необходимость соответствовать имиджу взрослого, которому негоже играть как детям.

Психологи и психотерапевты еще в начале прошлого века предприняли попытки как-то использовать потенциал игр на песке в лечебных целях. Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начинает работать с песком. Разработанная ею "техника построения мира" приобрела известность. В 1935 году она опубликовала книгу под названием "Игра в детстве".

Эту работу не мог оставить без внимания К. Г. Юнг. Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой М. Ловенфельд. Д. Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 году на английском языке вышла ее книга "Песочная терапия".

Песок продолжает привлекать психологов и психотерапевтов разных направлений. Сегодня его используют в качестве одного из методов работы специалисты во всем мире и в нашей стране - в Москве, Подмосковье, Петербурге, а теперь и у нас в Туле.

Как проводится "песочная терапия"?

Песочная терапия может проводиться с людьми любого возраста, начиная с трехлетних детей.

За десятки лет консультирования учениками Юнга был накоплен большой опыт, и в итоге они пришли к выводу, что существуют некоторые правила, при соблюдении которых лечение проходит наиболее эффективно. К ним относится, например, голубой цвет песочницы, ее размер и высота бортиков. В песочной терапии используются игрушки, которые имеются в кабинете терапевта. Существует перечень необходимых наборов фигурок. Среди них - деревья, фигурки людей, животных и монстров, а также различные постройки, домашняя утварь и природные объекты (камни, семена, ракушки, перья и т.д.). Д. Кальфф использовала также символические, этнические и религиозные объекты, обеспечивающие передачу коллективного бессознательного в игре. Игрушки должны быть разными по материалу, фактуре, цвету - это тоже имеет значение. Рядом с песочницей ставится кувшин с водой. Ребенок может использовать ее для игры, если захочет.

Психолог говорит клиенту: "Постройте свой мир, какой вы хотите, используя песок и фигурки". Он показывает, что на песок можно ставить фигурки, которые находятся в шкафу. Если песок сгребать в кучи, то обнажится дно, выкрашенное голубым цветом, и это похоже на водоем. Психолог не руководит процессом, происходящим в песочнице, он внимательно наблюдает, его задача - создать атмосферу безопасности, благожелательности и доверия во время сеанса. Это необходимо для того, чтобы клиент активизировал воображение, ослабил сознательный контроль и сопрекаснулся с бессознательной частью своей души, в которой хранятся все наши проблемы. Перебирая руками песок, «играя» маленькими фигурками в присутствии внимательного психолога, клиент бережно с помощью символов выносит наружу зашифрованные послания своего внутреннего мира. Стоит заметить, что песочная терапия привлекательна в первую очередь самой возможностью высказаться в тех случаях, когда рациональный язык бессилен.

Психолог может делать определенные выводы для себя о том, что происходит с клиентом, ничего не интерпретируя вслух. Он ведет протокол, в который заносит последовательность обустройства ландшафта, используемые предметы, особенности работы клиента в песочнице - строит ли он мир в глубину песка (отверстия и туннели, закапывает и раскапывает предметы) или работает по его поверхности, использует ли воду, и как использует пространство песочницы.

С точки зрения юнгианской психологии, в течение курса песочной терапии происходит самолечение, самоисцеление клиента. Каждый сеанс длится 40 минут. Когда клиент закончил свою работу, психотерапевт фиксирует построенную картину мира,: фотографирует или зарисовывает песочницу. Созданный ландшафт не сохраняется да следующего занятия. Каждый раз, приходя к психологу, клиент создает мир заново.

В работе с ребенком психолог перед началом курса терапии беседует с родителями, разговаривает с самим ребенком. Психологу нужно заранее уяснить для себя, каков характер взаимоотношений членов семьи. Родители на сеансах песочной терапии не присутствуют.

Чтобы стало более понятно, как ребенок может преодолеть свои проблемы, играя с песком, могу привести пример из собственной практики. Однажды за консультацией обратилась мама, обеспокоенная поведением своего десятилетнего ребенка она утверждала, что ребенок ее не слушается и стал совершенно неуправляемый. На предложение, пройти курс песочной терапии, было получено согласие.

На первом занятии мальчик построил мир на песке разделенный на две части и дал название добро и зло. На половине добра жил маленький мальчик на половине зла королева, которая контролировала всех животных и заставляла их следить за маленьким мальчиком и рассказывать, что он делает, с кем дружит. Мальчик очень боялся, королевы и никогда не заходил на ее половину.

На следующем сеансе он построил все тот же мир, разделенный на добро и зло, но теперь здесь появились новые символы, на половине зла мальчик поставил кораблик и поезд которые должны вывозить все зло, чтобы королева стала добрее. Также появилось дерево, объединившее эти два мира, это дерево было волшебное, оно исполняло желание.

В результате анализа символической картины, созданной мальчиком, с точки зрения юнгианской психологии был сделан вывод, что в процессе терапии, мальчик осознал проблему и свое внутреннее сопротивление и начал искать пути её решения.

В этой семье проблема во многом вызваны тем, что мама мальчика выбрала сверхконтроль своим стилем воспитания ребенка. В беседе маме были разъяснены все недостатки, и последствия этого стиля и были даны рекомендации по воспитанию ребенка.

Из работы с взрослыми людьми можно привести пример женщины, которая пришла за помощью и решила свои проблемы за один сеанс песочной терапии. Женщина просила помочь ей разобраться в отношениях с мужчинами, «женихов много, а замуж никто не берет. У подруг семьи, а я одна.»

Построив свой мир, в котором был и уютный дом, и красивый лес и фигурки, которые символизировали подруг, женщина вдруг неожиданно сказала «я сама не пускаю мужчину в свою жизнь». Клиентка поняла, что даже в песочном мире не нашлось место мужчине.

"Песочная терапия" - одна из тех техник, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого человека, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Культура, творчість