Волшебная сила метафоры

Волшебная сила метафоры

«Случай из жизни», анекдот, правильно поданные статистические данные, даже собственные конкурентные преимущества - это метафоры. Они эффективны в деловых переговорах, в продажах.

«Надо обязательно читать сказки.  В них собраны типовые жизненные ситуации смоделями выхода из непростого положения. В сказке  про Кащея Бессмертного описано, как устранитьврага. В сказке про Золушку - как удачно выйти замуж».

В.Жуковская.банкир

Давным  давно, до появления Интернета, газет и  телевидения, людиобращались за советом к мудрецам. Мудрецы были бедны как церковные мыши.  Часто их сокровищами были кусок хлеба дакотомка с нехитрыми пожитками. Но мудрецов почитали как  великих царей и могучих  полководцев.Мудрецы давали  ответы на все вопросы.  После беседы с мудрецом люди начинали жизнь счистого листа, обретали железное здоровье, без приказаний рвалисьвыполнять  любую  работу, мчались  на помощь ближнему и их жизнь шла,  как помаслу.

Какими волшебными силами мудрецы делали людей добрыми, сильными, бесстрашными? Как развязывали  тугие узлы споров, открывали лучнадежды?  Секрет мудрецов прост: они  обучали и поддерживали своих посетителейметафорами.  Метафоры доносились до ушейслушателей  в форме сказок, притч илегенд.

В устах рассказчика главный герой сказки попадал в переплет, как истрадалец, пришедший за советом. В сказке трудности, лишения получали имена.Слушатель в ходе рассказа «примерял» на себя поступки и качества героя,  получал новые качества, обучался решатьпроблему. Увлеченный красочным, ярким повествованием, страдалец выходил из тупика и прозревал: обретал силы дляборьбы со своими несчастьями, менялся к лучшему.

Много воды утекло с тех пор….

« …Сказкиобладают целительной силой, не заставляя нас  ДЕЛАТЬ, быть, действовать достаточно  просто слушать их» К.П.Эстес, психоаналитик

 Но и сейчас прозрение, решение проблем можно найти в сказках, которые рассказывали другдругу наши далекие предки. Ученые утверждают: сказочные истории строят  невидимый мост между сознанием, личным иколлективным бессознательным человека. Швейцарский психотерапевт Карл ГуставЮнг считал, что своеобразие нашей личности, наш стиль поведения, тип мышления идаже эмоциональные реакции во многом определяются коллективным бессознательным,нашей (врожденной) памятью о прошлом человечества. Оно проявляется в видеархетипов универсальных стереотипов восприятия, мышления и действий. Архетипыпередаются из поколения в поколение. Благодаря архетипам люди понимают другудруга. Одинаковые сюжеты сказок разных народов мира это архетипы коллективногобессознательного.

В толковых словарях слово метафора» объясняют какоборот речи употребление слов и выражений в переносном смысле.  С помощью аналогии, сравнения она помогаетточнее  понять  предмет описания. «Ласковое солнце», «золотыеруки», «острый язык», «чистый голос», «ясные глаза»  - самые простые метафоры известные всем нам сдетства. Сказки, легенды и мифы сложные метафоры, в которых есть сюжет.

Гуи Дзы вечно говорит загадками,- как-то пожаловался один из придворных принцу Ляну.-Повелитель, если ты запретишь ему употреблять иносказания, поверь, он ни одноймысли не сможет толково сформулировать.

Принц согласился с просителем. На следующий день он встретил Гуи Дзы.

Отныне оставь, пожалуйста, свои иносказания и высказывайся прямо , - сказал принц.

В ответ он услышал: Представьте человека, который не знает, что такое катапульта. Он спрашивает, на что она похожа, а вы отвечаете, что похожа на катапульту. Как выдумаете, он вас поймет?

Конечно нет,- ответил принц.

А если вы ответите, что катапульта напоминает лук и сделана из бамбука, ему будетпонятнее?

Да, понятнее,- согласился принц.

Чтобы было понятнее, мы сравниваем то, что человек не знает, с тем, что он знает, -пояснил Гуи Дзы.

Принц призналего правоту.

Сад историй (Ксиань и Янг, 1981)

Благодаря метафоре, мозг человека  быстрее находит  взаимосвязь между предметом и прошлым опытом.Метафора позволяет создать объемные живые образы, основанные на ярких,неожиданных ассоциациях. В метафоре собираются свойства  далеких друг от друга предметов, часто непохожих: цвета, формы, объём,назначения, положения и т. д. Секрет метафоры в том, что она разрывает шаблоны.Действует как гипноз. Благодаря алогичности, сопоставлении разных по характеру свойств, метафора легкоускользает  из поля зрения  сознания, воздействует на глубинные уровнипсихики. К тому же трансовое состояние, в которое погружается слушатель, в ходепоиска  скрытого смысла,  дает мощный эффект влияния.

« Один юноша спросил Мудреца:

- Мудрец, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?

- Я расскажу тебе притчу о том,как относится мир к человеку, - сказал Мудрец.

"Давным-давно жил великийцарь. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Средипрочих диковин во дворце был зал, где все стены, потолок, двери и даже пол былизеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал,что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы. Кроме того,стены этого зала  создавали  эхо. Спросишь: "Кто ты?" - иуслышишь в ответ с разных сторон: "Кто ты? Кто ты? Кто ты?".

Однажды в зал забежала собака и визумлении застыла посредине - целая свора собак окружила ее со всех сторон,сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы; и все отражения ответилией тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхоповторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металасьтуда и сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионовотражений издохших собак.

В зале не было никого, кто мог быпричинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своимисобственными отражениями".

- Теперь ты видишь, - закончилМудрец, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Все происходящее вокругнас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков.Мир - это большое зеркало».

Где полезнаметафора?  Без преувеличений везде. Вобучении, в воспитании, во время переговоров, в улаживании конфликтов, вразрешении внутренних противоречий, в публичных выступлениях. Если бы неметафоры, политики и рекламщики остались бы не у дел. 

С помощью метафоры можно дать ценный совет,обнаружить неожиданные варианты решения проблем. Метафора развивает мышление ивоображение, снимает стресс.  Метафораверная  спутница творческих состояний:вдохновения, подъема, работоспособности и продуктивности. Например,разрабатывая теорию относительности, Эйнштейн пользовался метафорой солнечноголуча. Он вообразил, что совершает космическое путешествие со скоростью света.

Метафора помогает лучше понять характерсобеседника, его мотивы и стратегии принятия решений, ценности. Например, вречи многих людей можно услышать: «побеждаю недостатки», «борюсь с проблемами»,«в арсенале  переговоров», «бряцаеторужием», «оставил в тылу»  - это такназываемые метафоры войны. Они присущи людям властным, прямолинейным, частонепримиримым в своих убеждениях.

 Метафораудерживает  внимание собеседника,управляет его эмоциями. «Задрал нос», «душа ушла в пятки», «повесил нос», «лицокак камень», «витает в облаках», «излить душу» - все это яркие примерысостояний, в которые легко войти, благодаря метафоре.

Метафора блестяще работает с детьми. Она позитивноповлияет и на озорного  непоседу, ина  застенчивого молчуна. Дети легкоотвлекаются на красочные описания, сопереживают героям. Мысли, поступки любимыхгероев становятся для них примером для подражания, воспринимаются быстрее, чемпрямые команды и указания.

С помощью метафоры легко склонить на свою сторону «сложного»  взрослого – любителя поспорить,  поучать, «всезнающего». Такой человек  не принимает чужих советов, чьих-то  аргументов.  Благодаря метафоре его бдительность легкоусыпить: речь в рассказе не о нем… С  чемспорить? В такой форме аргументы, факты обойдут препятствия в виде недоверия ипротиворечия,  достигнут сознанияслушателя быстрее.  

«Случай из жизни», анекдот, правильно поданныестатистические данные, даже собственные конкурентные преимущества  - это метафоры.  Они эффективны в деловых переговорах, впродажах. Истории богатых людей, которые создали свое состояние,  благодаря настойчивости, целеустремленности,другим выдающимся качествам, наполняют  учебникибизнес-школ.

«Развед группаобсуждает очередное задание: незаметно проникнуть в военный городок.

-Это нереально! Там же одни военные!

-Вот именно! Поэтому въедем туда на танке!»

Метафора сослужит хорошую службу там, где нельзя «высказатьсяпрямо», потому что это может быть неуместным, показаться невежливым.  Сообщить неприятную новость, не травмируясобеседника, также легче с помощью метафоры.

 

Какие свойства метафоры так благотворно влияют на человека?

В  метафоре много ярких описаний, событий. Задействованы аудиальные, визуальные и кинестетические предикаты. Чувственныйязык метафоры доступен и прост в понимании. Например, «душа поет», «золотойребенок», «оказаться между двух огней» задевают за живое, не правда ли?Используя метафору, можно  легкоподстроиться к слушателю, получить доступ к «заблокированным» модальностям,оживить их. А можно отстраниться, быстро перейти к другой теме разговора.

В сложной метафоре есть сюжет и скрытый смысл.Сюжет созвучен проблеме, но не отражает ее как зеркало. Он помогает  рассказчику войти в доверие к слушателю,присоединившись к реальной проблеме. Кроме этого  сюжетдает возможность отвлечь сознание слушателя от переживаний по поводу проблемы.

Пока сознание сосредоточенно и увлечено содержанием сюжетом,подсознание раскрывает значение символов, вплетенных в метафору.  К концу сказки сознательные и подсознательныепроцессы становятся созвучными и создают мелодию новую  поведенческуюреакцию.

В метафоре есть встроенные внушения и команды. Это могут быть команды на внимание,решительность, уверенность,  спокойствие,радость. Они вписываются в сюжет так, чтобы остаться незаметными для сознания.Их  невозможно уловить на слух.Команды  получают прямой доступ в подсознаниеи оказывают мягкое, но эффективное воздействие на психологические процессы.

Успех воздействия метафорой зависит от того, какее рассказывают. Вот когда раскрываются способности НЛП-Практика. Это и навык подстройки по дыханию,   и ведение слушателя. Это и виртуозноевладение голосом. В ходе рассказа изменение темпа и высоты голоса очень важны.Это умение вводить в транс,  интонационновыделять встроенные команды.

Эффект метафоры напрямую связан с тем, как онапостроена. Метафора – тонкий инструмент влияния. Структура метафоры – это нить,на которую,  как жемчужины в ожерелье,нанизываются описание героев, событий.  Например,мастер-ювелир точно знает, этой жемчужине – яркой и крупной – место в центре.На нее сразу обратят внимание. Но и жемчужины поменьше тоже важны – ониоттеняют красоту большой жемчужины, создают общий рисунок, удерживают каркасизделия.  Красота метафоры также напрямуюзависит от мастерства рассказчика, от того, в каком порядке он опишет события,как  приведет рассказ к развязке.

И, наконец, метафора доступна и полезна всем. Чтобыовладеть метафорой не нужно специальное образование, определенный образ жизниили материальный уровень. 

 «ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТАФОРОЙ» ОТКРЫТЫЙ  ТРЕНИНГ из цикла «Школа гипноза»,  в ходе которого вы научитесь создавать иприменять метафору на работе и в быту.

Метафора пригодится Вам как эффективное средствообщения, привлечения внимания, убеждения, влияния; активизации творческихспособностей;  самоанализа и достиженияцелей;   управления эмоциями.

Ведущие: Виктор Панченко, ЕленаКомякова.

 

Тренинг состоится 21-22 января 2012 г.

Начало в 10.00.

Окончание: 18.00.

 Адрес:  ул.Ковтуна,42а.

 Стоимость: 930 грн. за два дня.

Для студентов УИ НЛП стоимость тренинга: 780 грн.за два дня.

 

Запись на тренинг по телефонам: [відкрити контакти]067 9584273, 7556087.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект