Коучинг эмоциональной компетентности

Коучинг эмоциональной компетентности

«Как можно научиться управлять собственными эмоциями?», «Почему меня не понимают мои подчиненные?», «Как быть с проявлениями чувств перед сотрудниками, чтобы это не восприняли за слабость?».

"Можно ли научиться строить продуктивные и комфортные взаимоотношения в коллективе?», «Каким образом говорить «нет», не обижая других людей?»


Вопросы подобного характера часто звучат в ходе коуч-сессий с руководителями. И выясняется, что научиться управлять собственными эмоциями хочет каждый второй менеджер. Зачастую, начиная работу над запросами из другой области, находим проблемную зону именно в сфере эмоционального интеллекта. Проработка этой зоны помогает сдвинуть с «мертвой точки» первоначальный запрос и много других.

 

Оказывает ли эмоциональный интеллект влияние  на профессиональную успешность?

 

Однозначно, да. Усиливая свой EQ, мы высвобождаем очень мощный ресурс повышения продуктивности. По результатам исследований именно эмоциональная компетентность лежит в основе многих управленческих функций. Мотивация и самомотивация, формирование команды, принятие решений и постановка задач, развитие персонала и другие навыки руководителя напрямую зависят от уровня эмоционального интеллекта. Когда менеджер это осознает, большая часть пути к эмоциональной компетентности пройдена. И все же остается главная задача, какими методами можно улучшить свой EQ?

 

Предлагаю сегодня рассмотреть коучинговый подход, который можно считать наиболее результативным  и современным. Вся предложенная методология – это мои практические наработки в русле организационного коучинга, базой для которых послужила теория основоположников теории эмоционального интеллекта.

 

 

4 навыка EQ и методы их развития

 

Отправной точкой в усовершенствовании эмоциональной компетентности является понимание структуры EQ. Что это знание дает в коучинге? Во-первых, понимание какой именно навык является проблемным звеном. Во-вторых, какая стратегия взаимодействия даст наилучший результат для коучи.


Показательной схемой структуры эмоционального интеллекта является матрица Бредбери-Гриввза:

 

 См. http://coach-100.com/ru/blog/44/


Самовосприятие – это способность понимать и различать собственные эмоции. А также, осознавать, с какими факторами связано их проявление.

 

Развитие навыка самовосприятия является основополагающим в цепочке развития навыков EQ. Логика такова, что только научившись понимать себя, руководитель сможет понимать, что происходит с другими людьми и выстраивать с ними эффективные отношения.

 

Достаточно сложно прорабатывать данный навык, так как в коучинговое  взаимодействие  активно подключается самоанализ со стороны коучи и анализ со стороны коуча. Это кропотливая работа, возможно длительная.

 

Основными инструментами для развития данного навыка являются «Дневник эмоций», «Матрица эмоций и чувств», «Колесо эффективности».

 

«Дневник эмоций» поможет менеджеру фиксировать свои эмоциональные реакции на различные события. И таким образом отследить те из них, которые чаще всего «включают» неконструктивные эмоции и чувства. Вести его можно как в отдельном блокноте вручную, так и в электронном виде, разработав таблицу. Отражайте в нем день недели, время, эмоцию и событие, которое ее вызвало. Фиксируйте все негативные проявления, например, в течение нескольких недель, а затем проанализируйте результат. Скорее всего, итогом будет запрос на коучинговую проработку 2-3 наиболее проблемных точек

 

Управление собой означает способность управлять своими эмоциональными реакциями  на события и действия окружающих. Людей, у которых хорошо развит данный компонент EQ отличает гибкость и позитивность поведения, хорошая ориентация в ситуациях неопределенности.


В коучинговой работе на данном этапе присутствуют методы анализа и моделирования. Проработав навык самовосприятия, менеджер уже знает точно, какие ситуации, поведение и действия могут вызвать у него негативные эмоции. И, подключив моделирование, систематически создает новые, более приемлемые реакции.


Методики, с помощью которых можно продвинуть данный навык: «Time Out», балансная модель Н. Пезешкиана, психологическая перезагрузка, «Фотография противоположности», «Глубокое дыхание».

 

Психологическую перезагрузку необходимо планировать также, как и другие виды деятельности. Наилучший результат дает перезагрузка, встроенная в рабочий график. Какие способы психологической перезагрузки применять каждый решает самостоятельно, исходя из личных предпочтений: занятия спортом, йога, прогулки по близлежащему парку. Можно также приобрести такой «антистресс» как настольный японский сад

 

Социальная восприимчивость или способность понимать и различать эмоции других людей. Прорабатывая данный навык, необходимо наблюдать за проявлением эмоций окружающих в разных ситуациях, за их языком тела и тоном голоса. Очень важно при этом самому оставаться в осознанном состоянии, помочь этому может отключение «внутреннего диалога».

 

В коучинговое взаимодействие, соотвествено,  включаем наблюдение, интерпретацию, анализ.Инструменты проработки навыка социальной восприимчивости – это «3 стула», «Протокол», просмотр и анализ тематических фильмов.

 

Анализ фильмов является одним из наилучших инструментов развития социальной восприимчивости. Практикуйтесь распознавать эмоции героев фильма, это так же полезно, как наблюдать за людьми в реальной жизни. Отслеживайте эмоциональные реакции, выявляйте причины эмоций героев, ищите подсказки в языке тела и тоне голоса. Просматривайте фильмы несколько раз, чтобы научиться улавливать самые мелкие детали и не очень очевидные вещи. Делайте пометки для анализа, сверяйте свои открытия с «Матрицей эмоций и чувств»

 

Управление отношениями – последний квадрант матрицы и заключительный шаг в алгоритме данного коучингового взаимодействия. Естественно, что он напрямую связан с тем, насколько успешно были пройдены предыдущие три квадранта. Если человек научился понимать собственные эмоции, ему гораздо легче будет создавать комфортные и продуктивные границы общения. Управляя своими эмоциональными реакциями и различая эмоции окружающих, можно значительно снизить уровень стресса, и соответственно конфликтов.

 

И вот уже на базе этих навыков строятся наиболее результативные и доверительные отношения.

 

Обратная связь (как входящая, так и исходящая), политика «открытых дверей», объяснение решений, работа с признанием – основные методы развития четвертого навыка EQ.

 

Обратную связь эффективнее предоставлять в коучинговом стиле. Последовательность этапов – установление контакта и договоренность о рамках встречи, постановка цели, поиск ресурсов и возможностей для достижения цели, планирование и тайминг, определение точек контроля. Чтобы обратная связь была результативной и поддерживающей, менеджеру необходимо подключать все четыре навыка EQ

 

Рамка действий по повышению эмоциональной компетентности

 

Какие факторы ещё необходимо учесть? При подготовке к коучингу эмоциональной компетентности, коучу нужно выстроить рамку взаимодействия с коучи. С помощью такой рамки коуч и коучи постоянно держат  в фокусе внимания результат. А это и есть основная цель их совместной работы. Хочу поделиться своим алгоритмом структурирования данного процесса. Описанная рамка подойдет также и для других коучинговых программ.

 

Алгоритм работы коуча по развитию навыков EQ:

 

  1. Замер точки входа. Необходимо понимать, с какого уровня стартуем, чтобы в итоге померить результат. Инструменты – тесты, интервью, анализ.

Если коуч не является профессионалом в проведении оценочных мероприятий, проведение этапов 1 и 4 лучше делегировать специалистам. В организации к совместной работе привлекают также  hr-менеджеров

 2.    Генерация развивающих назначений и инструментов. Коучинг. Очень важный этап, в ходе которого важно правильно подобрать инструментарий, т.н. тематические упражнения (мой вариант – развивающие назначения). От точности выбора во многом будет зависеть результат коучинга. Инструменты – методологические навыки коуча и его креативность

 3.    Анализ и корректировка. Чтобы достичь нужного результата, необходимо сверять данные в ходе пути. Периодически проводите анализ промежуточных достижений и если нужно, меняйте инструменты.

Начинающим коучам на этапе 3 советую также привлекать супервизоров для получения обратной связи

 4.    Замер точки выхода. По окончании цикла коуч-сессий необходимо измерить результат, именно он и является главным маркером успешности коучинга.

Обязательное условие данного замера – инструменты аналогичные тем, что использовались на этапе 1. Иначе, замер будет некорректным и ничего не даст в плане оценки достижения целей

 5.     Посткоучинг. Работа по повышению уровня EQ не должна заканчиваться с уходом коуча. Необходимо запланировать мероприятия, которые помогут продвигать запрос в дальнейшем, на более высокий уровень. А также, помогут справляться с новыми вызовами профессиональной деятельности

 

Эмоциональная компетентность работает по законам регулярных тренировок. Это означает, что необходимо периодически поднимать и прорабатывать данную тему. И по ходу работы над повышением своего EQ будет заметно, как повысится личная эффективность, станут гармоничными отношения с окружающими людьми, повысится качество жизни в целом.

 

Хочется напомнить также, что коучинг работает и дает результаты только в случае активных действий. Не откладывайте полученную информацию в «долгий ящик». Хорошей вам тренировки!

 

 

Наталия Романенко, организационный коуч, президент ECF Ukraine


Источник: http://coach-100.com/ru/blog/44/


Опубликовано: "Управление персоналом - Украина", № 4 (223), 2012


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI