Спиральная динамика или Семь Лучей? Зачем необходимо нам это знание

Модель спиральной динамики и идеи лучей позволяют легко проникнуть в суть одного явления. Какого именно? Того, что является неотъемлемой частью жизни человечества.

А именно: все люди разные.
Это очень просто? Действительно, о чем тут можно говорить и рассуждать. Вроде бы известно об этом всем. Но!, на самом деле, глубокое понимание, или даже осознание этого явления может привести к огромному скачку в развитии отдельного индивидуума, а значить – стать одним из шагом к просветлению (до которого еще ой как далеко). Каким образом? Сейчас мы подробно объясним это в данной статье.

Многие идеи, которые сегодня мы узнаем в виде новейших разработок в области психологии, которые читаем и тут же начинаем применять в работе, при этом радостно носясь – ой, какой (какая) я продвинутый (ая) – очень уже давно определены и записаны. Так сказать, нет ничего нового. Нам же необходимо только дать себе труд поискать и почитать. И осмыслить (что самое сложное).

Мы хотим обратить внимание на то, что большинство книг, равно как и теорий, не являются носителями абсолютной истины, а несут лишь в себе лишь взгляд ее автора, который часто субъективно зависит от особенностей его региона и окружения. И на самом деле, многие книги не требуют признания. Они могут считаться, а могут и не считаться точными, истинными и полезными. Это уже важная задача читателя отобрать из сотен книг несколько зерен знаний, в истинности которых он сможет убедиться посредством своего опыта и применения интуиции. Истина одна, и для ее выражения достаточно несколько простых для понимания фраз. Только фразы эти строятся разными людьми по-разному и абсолютно разными словами. И понимаются по-разному.

Идеи о спиральной динамике (СД) и семи лучах выражают давнюю известную истину, которая и заложена изначально в систему развития человечества.

Спиральная динамика – это искусственная модель, выраженная посредством идеи об этапах развития, которые отображаются в виде витков (автором теории считается Клэр Грэйвз, американец, 1952 г.). По теории спиральной динамики человеческая природа проявляется в поступательном движении от одних сбалансированных состояний к новым, которые могут быть представлены как стадии, где каждая следующая стадия присоединяет новые элементы к уже построенной системе. Теория применяется как к отдельной личности, так и к обществу людей, коммерческим компаниям, государствам. Считается, что новый виток (определенного цвета) прилепливается к старым.

Также, нам известна теория 7 лучей (упоминается в трудах Алисы Бэйли, Англия, 1900 г.;Ч. Ледбитера, Англия, 1880 г.; Курта Абрахама, 1980 г. и др.).

Луч — это лишь название конкретной силы, а лучше – типа энергии, несущее и активирующее определенное качество человека.

Разница между данными теориями в том, что СД – это фотографический снимок местоположения человека или общества на шкале развитости, окрашенный каким-либо цветом. Лучи – это конкретное наличие энергий, дающих умения, движущиеся и дышащие, а потому – практически используемые.

Характеристика качеств витков спиралей и лучей

Виткам и лучам отвечают определенные состояния. Их мы сейчас рассмотрим.
Витки (в разных источниках различают 8–9, условно делят по цветам):

Бежевый – выживание

Характеризуется: выживанием, удовлетворением природных нужд, инстинктивными мотивами и потребностями.
Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия.

Фиолетовый (пурпурный) – мистика

Характеризуется: безопасностью, потребностями племени, коммуны; приверженностью ритуалам; подчинение вождям, вожакам; ценностью первобытной гармонии – слияния и баланса с природой.
Предпосылки к переходу: появление доминантного эго, личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования.

Красный – власть

Характеризуется: силой, действиями, возбужденностью, героизмом, коварством, агрессивностью и стыдом.
Предпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни, увеличение дальности планирования.

Синий – закон

Характеризуется: наличием целей, предназначений; подчинением авторитетам; стабильностью, правилами, смыслами, чувством вины и долга.
Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив, поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок церкви/руководства.

Оранжевый – амбиции

Характеризуется: компетенцией, соревновательностью, успехом, стремлением делать вещи лучше, автономией, искусным регулированием, управлением и развитием.
Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством.

Зеленый – взаимоотношения

Характеризуется: чувством соединенности, моральная взаимоподдержкой, сотрудничеством, сознательностью, реализацией поставленных целей, связанностью
Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими меньшее количество социальных обязательств.

Желтый – гибкость

Характеризуется: существованием, функциональными возможностями, открытостью, интеграцией жизненных энергий и потоков, ответственностью за свои действия.
Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики.

Бирюзовый – глобальность

Характеризуется: глобальностью мышления, принятие действительности такой, какая она есть, интеграцией жизненной активности и усилий.

Коралловый – развитие

Характеризуется: возможностями воплощения глобальных решений.

Лучи (7):

1. Могущество или Воля (военный)

Представляет собой энергию, описываемую как “непреодолимое направленное намерение”.
Отвечает: воля, целеустремленность, административное и управленческое искусство, исключительная практичность и умелость
высочайшая терпимость (коллективная воля, уважение к иерархии командования), умение невозмутимо действовать в сложных ситуациях
искусство командовать, сфокусирование на выполнении работы, которая должна иметь физический продукт.
Качества перволучевой природы: сохранять энергию; воздерживаться от раздражения, когда наносился вред работе; быть скромнее в планах, делая маленькие, но последовательные шаги; быть кратким и говорить к месту, не вдаваясь в философствование; не запугивать других, быть дипломатичным; брать на себя ответственность — одни лишь разговоры не решают проблем; применять искусство разрушения-устранения, позволяя расти жизненно важным начинаниям; обдуманно выравнивать отношения с другими; развивать уравновешенность и мастерство в действии; вести переговоры с позиции силы; приходить на встречи с продуманной стратегией; работать в группе, а не как в собрании индивидуальностей; развивать структуру как средство, сдерживающее хаос.
Качества и характеристики человека: изолированная независимость, безличность, мужество, сила, бесстрашие, способность править, честолюбие и гордость, способность организовывать, устойчивость, административные и управленческие способности, исполнительные способности, логическая цепкость, способность энергично воздействовать на других, навязывание идей, уединение и отстраненность, способность силового решения проблем и достижения определенных результатов.

(Негативная сторона: гордыня, амбициозность, своеволие, жестокосердие, высокомерие, желание подчинять других, упрямство, гневливость).

2. Любовь и Мудрость

Отвечает: любовь-мудрость, расширение, обучение.
Качества природы: стремиться оставить другим свободу, в том числе свободу учиться на опыте других или на собственных ошибках. По существу представляет собой механизмы для развития отзывчивости или осведомленности.
Качества и характеристики человека: терпение, выносливость, способность страдать и выносить боль ради достижения цели, чувствительность, включенность, честность, интуиция, спокойствие, безмятежный характер, дар учительства, целительские способности, понимающее сердце, излишняя привязчивость к другим, боязливость, склонность тревожиться, слишком быстрое отождествление с другими.

(Недостаток: излишняя поглощенность учебой).

3. Разумная Активность

Отвечает: активность, коммуникация, энергичность, легкая адаптация, приспособляемость.
Качества природы: склонность к философским исследованиям.
Качества и характеристики человека: четкий интеллект, поставленная речь, склонность к эклектике, адаптивность, составление планов, умение обращаться с деньгами, манипулирование, критический настрой, энергичность, склонность к суете, гордость за свой ум, способность толковать и передавать идеи, делая их более доступными, разумная деятельность, энергичность, предприимчивость, адаптация, координация, ловкость, Закон Экономии, манипулирование идеями, эффективность, практичность, деловые качества, помощь, понимание, интерпретация, объяснение, стимуляция интеллекта, донесение истины, легкость речи, формулирование плана действий, планомерная деятельность, высший ум, многогранность, широта абстрактного видения.

(Недостаток: склонности тайно манипулировать силами и энергиями с эгоистическими целями, тенденции манипулировать громадными планами и схемами, которые никогда не будут реализованы, суета, перевозбуждение, беспринципность, постоянно на ногах, много шума из ничего, материализм, неорганизованность, склонность идти по головам, умствование, нехватка покоя, многословие, лживость, обман, пустые разговоры, жесткая схематизация, усложненные планы, необозримые схемы, заумность, разбросанность).

4. Гармония, Красота и Искусство (творческий)

Отвечает: красота или искусство, мост между Абстрактным и Конкретным, между мирами Духа и Формы, между Сущностью и Явлением.
Качества природы: дает формам то, что рождает красоту и содействует гармонизации всех следствий, исходящих из мира причин.
Качества и характеристики человека: чувство красоты, творческие способности, гармонизация, умение объединять и соединять, пробуждение интуиции, передача импульса, драматичность, сильные привязанности, симпатия, преувеличение, неточность, чувство цвета, чувство взаимной связи, дух конфликта, ведущего к гармонии.

(Недостатки: недостаток морального мужества, отвращение к причинению боли по причине малодушия, потерянность при виде страданий или неудач, неспособность причинять страдание и боль, неспособность разрушать).

5. Научное Знание (научный)

Отвечает: воплощает принцип знания и порождает то, что мы называем наукой.
Качества и характеристики: точность, анализ, строгость и определенность в утверждениях, тенденция к педантизму, узкая направленность, ментальное разделение, истинный мыслитель (или ментальный тип), любовь к формальной стороне, способность к различению, трудности с целостным видением, способность к глубокому овладению избранной областью знания.

6. Идеализм и Преданность

Отвечает: качества преданности, строгого подчинения идеалу, поглощенности им и однонаправленности.
Качества природы: воинственное отстаивание идеала, однонаправленная преданность жизненному намерению и искренность, принцип распознавания, способность видеть стоящую за формой идеальную реальность.
Качества и характеристики человека: способность воображать реальность, идеализм, однонаправленная преданность, которая в негативном аспекте приводит к фанатизму, верность, ранимость, слепая любовь, яростное стремление к добру, почтительность, инстинктивная религиозность, непрактичность, предрассудки, неразумная работа на физическом плане, излишний энтузиазм, безжалостное преследование, устремленность, мистицизм, жертвенность.

7. Церемониальный Порядок или Магия

Отвечает: организация, церемониальная магия, синтезирующий, придающий научному складу характера практическую, или прикладную, направленность, одухотворение форм, соединение духа и материи, а также субстанции и формы.
Качества природы: ритуал, церемониальный уклад жизни, порядок и организация, правило и прецедент, соотнесение духа и материи, одухотворение форм, крайняя тщательность в деталях, формализм, дар целительства (особенно в сочетании со Вторым Лучом), способность облегчать жизнь физического плана, белая магия, наваждение астральной магии, узкие и поверхностные суждения, излишнее самомнение.

Внешняя сторона влияния

У каждого человека являются активными сразу нескольких лучей одновременно, и в различных сочетаниях. Один из них может быть доминирующим.

Как мы уже упоминали, визуально в модели СД витки в спирали как бы добавляются к уже существующим. Лучи же могут быть активными в индивидууме (или прослойке общества) каждый сам по себе, независимо от наличия или отсутствия в данной системе других активных лучей. В спиральной динамике недостатком мы можем назвать тот факт, что на самом деле не все новые спирали обязательно добавляются (нарастают) к предыдущим. На самом деле, человек современного общества может обладать качеством более высокого витка, не имея более низкого. Например: человек "зеленый" мог в своей эволюции пропустить "красный" виток (это вполне реально, но "как" и "почему" – тема отдельной статьи). В подобном случае в отдельном индивидууме отсутствует один из витков, т.е. последующие легли на отсутствующее звено и картина получается не цельной.

В связи с этим для нас будет более показательно рассматривать действия и активность в человеке семи лучей.

Ни один луч ни выше, ни ниже другого. Они все разные, и сочетание различных лучей в человеке дает нам личность с абсолютно индивидуальными умениями, видением мира и возможностями.

Понимание данной природы семи лучей приводит к осознанию причины, по которой все люди такие разные. Человек, в котором активным и доминирующим является первый луч (воина) будет хорошим командиром, но не следует требовать от него написания научной работы. Мы не можем требовать от поэта (четвертый луч) умения командовать или подчиняться приказам.

Практическое использование

Понимание природы вышеописанных теорий и явлений, позволяет нам сделать два волнующих вывода.

1. Мы не можем требовать от человека делать то же и также, как это делаем мы сами, потому что не имея активным в себе определенного луча, человек просто не способен обладать теми или иными качествами.

Осознание данного факта должно выработать в нас терпимость и терпение к окружающим.


2. Мы можем развивать (активировать) в себе действие того или иного луча по собственному желанию.

Наличие у человека активными всех семи лучей делает его целостным, полным, развитым. Осознание данного явления дает нам возможность сделать первый шаг к приобретению целостности.

Шаги приобретения целостности

  • Определить Лучи, которых у нас нет в нашем психологическом оснащении.
  • Пройти через очень трудный процесс развития в себе качеств отсутствующих Лучей.
  • Постепенно развить способность работать с качеством и аспектом всех Лучей.

Следует иметь в виду, что в ряде случаев происходит маскировка качеств лучей. Например, 5-й Луч может скрывает свою способность научного мыслителя. Иногда перволучевой тип считает, что власть его совсем не интересует; тип 2-го Луча боится любви; часто 3-й Луч «притворяется» 2-м с целями манипуляции; тип 6-го Луча полагает себя перволучевым, поскольку принимает свое рвение за волю; тип 7-го Луча иногда обладает научными качествами, которые заставляют его приписывать себе 5-й Луч; 4-й Луч часто принимают за 2-й и 6-й.

Поэтому, стараясь установить основной, или сильнейший, Луч, полезно посмотреть, кем человек не является. При этом мы действует методом исключения и сужаем поиск главной черты до трех, а потом до двух Лучей. Затем мы формулируем гипотезу и проверяем ее, наблюдая события жизни.

Следует помнить, что важное расширение сознания происходит именно при переходе в мир качественно иной энергии, а не при попытках углубления в то, что уже повседневно используешь.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток