Учитель — наставник, воспитатель, друг

Категория: Образование, наука

Учитель — наставник, воспитатель, друг

Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий. Каждый знает имена выдающихся педагогов и просветителей. Учитель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый.

Более того, очень много людей — прославленных мыслителей, писателей, философов, музыкантов — имели то или иное отношение к учительскому делу. Они организовывали свои школы, а их ученики и последователи развивали и дополняли идеи своих наставников.

В наше время те, кто мечтает хорошо зарабатывать и при этом не уставать на работе, вряд ли выберут путь школьного учителя. Педагогика — удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали «сеять разумное, доброе, вечное», формировать новое поколение. От педагогов требуется многое: быть корректными, внимательно относиться к детям, проявлять интерес к своей работе, предмету. Учитель должен уметь ответить на любой возникший у его воспитанника вопрос — относится тот к преподаваемой дисциплине или касается формирования детского мировоззрения.

Условия работы

Отличительными чертами настоящего педагога должны стать постоянное саморазвитие и расширение собственного кругозора, совершенствование методов работы. Современная жизнь непрерывно меняется, у детей теперь новые интересы, увлечения, идеалы. Чтобы завоевать доверие и расположение школьников, совсем необязательно разделять их взгляды, но знать о них необходимо. Хороший учитель должен проявлять предельную деликатность в отношении к детям, быть внимательным к тому, что им нравится. Необходимо учитывать, что все сказанное может сильно повлиять и на интеллектуальное, и на эмоциональное развитие ребенка.

Учителям постоянно приходится общаться не только со школьниками, но и с их родителями, бабушками и дедушками. Это люди, принадлежащие к разным социальным сферам, и с каждым из них надо найти общий язык, подобрать к ним ключик, завоевать расположение, чтобы и для них слова педагога были важны и они выполняли его рекомендации. От такого взаимопонимания многое зависит. Если родители с недоверием относятся к учителю, как тот сможет грамотно построить отношения с ребенком?

Часто педагогам приходится иметь дело с детьми из непростых семей. Что и говорить, большинство людей неидеальны, и в семьях бывает всякое. Если ребенок не получает поддержки и понимания дома, он должен найти все это у учителя.

Порой случается, что в семьях неправильно воспитывают детей, например формируют у них пренебрежительное или откровенно негативное отношение к учебе. Такая позиция объяснима. В 90-х годах прошлого века существенно обогатилась далеко не самая образованная прослойка населения. И часто родители — кто в шутку, а кто и всерьез — высказывают при школьниках свое мнение о том, что, дескать, образование совершенно не помогает преуспеть в жизни. Такие рассуждения дети запоминают, приносят их в школу. Вот тогда-то перед учителем встает одна из самых сложных проблем: как помочь ребенку расставить правильные акценты, не обидев при этом его родителей, не уронив их авторитета в глазах сына или дочери? В этой ситуации педагог должен деликатно разъяснить ребенку свою позицию.

В наше время учителям особенно трудно. Меняются не только программы обучения, то есть содержательное наполнение предмета, но и сам стиль, способ преподавания. Постоянно появляются новые методики, и за всем этим надо уследить, во всем разобраться. Не все преподаватели любят посещать курсы повышения квалификации, семинары и тому подобное, хотя такое обучение очень многое им дает, ведь речь идет не только о получении информации, но и об обмене опытом между коллегами. Такие встречи и непосредственное общение необходимы, чтобы специалисты не «застаивались», не привыкали пользоваться приемами лишь своего педагогического коллектива, искали новые пути и решения педагогических задач.

Кроме проведения уроков в обязанности учителей входят составление планов, заполнение журналов, написание отчетов и т. п. Поскольку программы обучения регулярно меняются, каждый год все приходится обновлять, переписывать заново. Но и обойтись без этого нельзя, и дело здесь не только в формальном требовании администрации. Планирование помогает избежать накладок, разночтений в программах по смежным дисциплинам, например по математике и физике, когда для объяснения материала по одному предмету требуются знания по другому.

Помощь учителя в выборе будущей профессии

Большинство людей выбирают будущую профессию еще во время обучения в школе, и на их решение часто влияют не только способности, но и отношение к личности учителя, который впервые открыл им дверь в ту или иную отрасль знаний. Человек, решивший стать учителем, должен быть готов к тому, что ему придется преодолевать множество трудностей и, несмотря на это, двигаться вперед.

Хороший педагог, заметив ошибку ученика, критикует в первую очередь себя самого.

Трудности учительской жизни известны всем: нагрузки, стресс, непростые отношения в школьном коллективе, бумажная волокита, колоссальная ответственность, зачастую ленивые и неблагодарные ученики.

Есть в педагогической деятельности и свои радости, скажем, видеть, как на глазах взрослеет человек, как пробуждается в нем интерес к знаниям, как с доверием и любовью идет он к тебе за советом. Все зависит от точки зрения самого специалиста, его отношения к работе, желания вложить в нее душу.

Карьерная лестница учителя имеет не так уж много ступеней: методист, завуч, директор. Причем, занимая любую из перечисленных должностей, можно совмещать работу с преподаванием. Методисты и завучи часто «вырастают» из обычных учителей. Но в зарплате по сравнению с ними не столь уж сильно выигрывают. Учителя-предметники обычно формируют методические объединения по профилю, наиболее опытные и уважаемые становятся председателями методических объединений. Развита в школах и профсоюзная деятельность.

Большинство учителей-предметников имеют еще одну нагрузку — классное руководство. Для одних это дополнительный крест, для других — необходимость заполнять журнал (иными словами, лишние бумажки), а есть такие, которые начинают считать «свой» класс практически собственной семьей. Вырастая, ученики навещают педагогов, все чаще убеждаются в их правоте, понимают, как много важного и нужного вложили те в их детские головы. Для настоящих учителей чувство сопричастности к делу формирования человека куда важнее зарплаты.

Желающие работать учителями, получая при этом достойную оплату, стараются попасть в частные школы: денег там платят в несколько раз больше, чем в государственных учебных заведениях, а нагрузка кажется меньшей. Но и тут не все просто: в частном секторе куда большая текучка кадров, чем во многих государственных школах. Почему же не сидится учителям на тепленьких местах?

В частной школе все иначе: и взаимоотношения в коллективе, и особенности общения с администрацией, и положение учителя по отношению к детям и родителям. Не имея над собой жесткого государственного контроля, такие заведения могут насыщать программу определенными предметами в ущерб каким-то другим. Концепция «что хочу, то и ворочу» не по вкусу консервативным педагогам, поэтому они предпочитают вернуться под крылышко гособразования: денег мало, зато душа спокойна. Но есть «частники», которые стараются придерживаться государственных стандартов, и некоторые учителя комфортно чувствуют себя в такой системе. К тому же многое зависит от ситуации и личных взаимоотношений педагога и директора.

На размер оплаты в государственных школах влияют количество часов, то есть уроков, которые учитель проводит, а также его разряд или квалификационная категория, наличие дополнительной нагрузки (классное руководство, методическая работа и т. п.). В некоторых категориях школ или классов существуют надбавки к зарплате. Кто-то из учителей подрабатывает частными уроками.

Безусловно, профессия учителя очень тяжелая, зато и одна из самых нужных. Всех нас во многом сформировала школа, и в первую очередь наши педагоги. Трудно переоценить заслуги талантливого учителя, который открывает перед ребенком дверь в мир знаний, влияет на формирование его жизненных приоритетов, закладывает основы его будущего, а значит, будущего цивилизации.


Комментарии

0
Оставить комментарий
Оставить комментарий
Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов
или Отменить


Другие статьи в категории Образование, наука