День прав человека в вашей школе

День прав человека в вашей школе

Концепция Новой украинской школы предусматривает, среди прочего, развитие гражданских компетентностей среди учеников. Об одной из форм обеспечения воспитания этой компетентности мы расскажем в этой публикации.

Все чаще мы слышим словосочетание «права человека» — из телевизора, от чиновников, встречаем в документах с требованием ввести соответствующие курсы в школе. Однако навязывание обязанности уважать или соблюдать права человека — это своеобразный оксюморон. Ведь уважению прав человека, как показывает практика демократических стран, следует учиться, в том числе через практику и проведение образовательных мероприятий.

Так, утверждение и постепенное внедрение в Украине новых Государственных стандартов начального и базового среднего образования, частью которых является гражданское образование и права человека, в частности, свидетельствует о значительном прогрессе: отныне права человека являются обязательной составляющей школьной программы уже с первого класса. Однако быстрых изменений в понимании и отношении к правам человека можно ожидать только после широкого их внедрения не только в программы и школьные учебники, но и в повседневную жизнь школы и то, какие знаковые даты и события отмечают в ее стенах и как это происходит.

Так, ежегодно 10 декабря в школах Украины отмечают День прав человека, учрежденный Организацией Объединенных Наций по случаю принятия Всеобщей декларации прав человека. Во многих школах по этому поводу проводят дни или даже недели прав человека. Однако иногда «празднование» Дня прав человека больше похоже на мемориальные события далекого (советского) прошлого, или является формальным поводом 45 минут поговорить об обязанностях учеников и учениц. Однако многие образовательные учреждения в Украине ищут новые формы именно отмечания этого важного события — Дня прав человека.

Среди вариантов следует отдельно отметить разработанный Организацией Объединенных Наций урок о правах человека, с материалами по которому можно ознакомиться на сайте EdEra — «Знаю права и меняю мир».
Кроме того, вот уже более 10 лет в Украине по случаю Дня прав человека проводится Марафон написания писем от правозащитного движения Amnesty International. Это крупнейшая в мире правозащитная акция, происходит одновременно в десятках стран.

Ежегодно в рамках Марафона написания писем мы предлагаем всем неравнодушным поддержать людей из разных уголков мира, чьи права нарушаются, кого незаконно преследуют и сажают в тюрьму, чье достоинство унижают.

Марафон — это простой и эффективный способ в рамках урока или даже серии уроков, не только обсудить различные аспекты прав человека и, в частности, их нарушений. Такой формат дает прекрасную возможность перейти от простого заучивания материала, к развитию эмпатии и практике приобретённых знаний: в рамках Марафона дети знакомятся с реальными историями людей, которые борются за свои права и права других, дети сопереживают и, собственно, могут действовать — написать письмо, нарисовать открытку со словами поддержки героям и героиням Марафона.

По результатам марафона ежегодно собираются миллионы писем со всего мира, которые меняют судьбы людей: героев и героинь Марафона, которых незаконно арестовали, освобождают из-за решетки, законы, нарушающие права человека, изменяют или отменяют, те, кто нуждается в защите государства, получают его.

Права человека — это, к сожалению, не данность, которая существует, — это постоянное образование и борьба с несправедливостью, которая существует вокруг. После ужасов, которых пережило человечество во времена Второй мировой войны, и тех страданий, которые мы испытываем сейчас, именно права человека являются тем общим знаменателем, который может примирить всех.

Школьная атмосфера, как указано во Всемирной программе по образованию в области прав человека, разработанной ООН, должна базироваться на принципах уважения достоинства и прав человека. Отмечание значимых дат в такой способ, который позволяет ученичеству проявить свои таланты, эмпатию, не фальсифицирует истинный смысл таких дат, — один из залогов построения демократического и инклюзивного пространства в школе.


Коментарі

0
Залишити коментар
Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів
або Відмінити


Інші статті в категорії Освіта, наука Юриспруденція