Искусство выступать публично

Искусство выступать публично

Сегодня уменее общаться с людьми все чаще становится определяющим фактором успеха в карьерном росте, в бизнесе.

Особое значение имеют навыки публичной коммуникации для руководства компаний, менеджеров. от эффективности выступления того или иного руководителя зачастую зависит судьба компании, неудачное выступление может перечеркнуть труд десятка ее сотрудников. С другой стороны, блестящее выступление может принести неоценимую пользу предприятию. Умение успешно проводить презентации – залог эффективности всего бизнеса в целом. Однако зачастую этой важной области управления уделяется недостаточно внимания.

Как «подать» публичное выступление?


С чего начинать?

Лучше всего – с начала. Вспомните, как подают вам блюда в ресторане. Сначала вам приносят апперетив и салаты. Это для того, чтобы желудок начал работать и хорошо усваивал пищу. После «вступления» приносятся горячие блюда. Это основная, кульминационная часть обеда. Она занимает больше всего времени. И, наконец, вечер можно закончить чашкой чая или кофе с десертом. Для закрепления удовольствия.

Какое это имеет отношение к публичным выступлениям, спросите вы? Самое непосредственное. Наш обед состоит из вступления – гарниры; кульминации – горячие блюда, заключения – десерты. Из таких же частей состоит и публичное выступление. Оно имеет свое начало, кульминацию и завершение. Подобно грамотно поданному обеду, музыкальному произведению или увлекательному фильму. Мы вряд ли захотели бы платить деньги за просмотр фильма, где нет начала интриги и нет развязки, а есть только главная, кульминационная часть. Вместе с тем, мой опыт позволяет мне утверждать, что многие менеджеры и управленцы во время встреч или публичных презентаций «комкают» начало, сразу переходя «к делу», и так же быстро завершают свое выступление. И в этом – одна и основных ошибок. Если бы вы таки питались, у вас непременно начались бы проблемы с желудком. Почему же вы думаете, что ваши слушатели «это съедят»?

Чтобы «вкусно» подать ваше выступление, разделите его на три части. Первое – вступление. Это – апперетив. Вступление занимает около 20% всего времени выступления. В этой части вы должны расположить публику к себе. Очаруйте ее, понравьтесь ей. Первые минуты особенно важны. Помните, что у вас не будет второй возможности произвести первое впечатление. Публику нужно «разогреть» как вы разогреваете автомобиль перед выездом на работу. Она сразу «не поедет», и не надейтесь. Что нужно сделать оратору? Сделайте что-то, что привлечет внимание слушателей, что сделает вас интересными для них. Советники в вопросах имиджа подчеркивают, что лишь тогда мы можем произвести сильное впечатление, когда мы осознаем наши сильные черты. На этом мы можем построить стратегию преимущества. Это может быть чувство юмора – расскажите анекдот или комичную историю. Но если вы лишены чувства юмора – не делайте этого. Умеете делать сальто? Сделайте сально на сцене. Уверяю вас – все присутствующие не смогут вас не заметить! Вы думаете это шутка? Не совсем. В Интернете можно скачать восхитительный ролик с выступлением Президента корпорации Microsoft Стива Балмера. Не скажу, что там. Поищите ролик в Интернет! Уверяю вас, после просмотра ролика идея с сальто не покажется вам чудаческой. Но можно выбрать и более простой вариант: Так, известный медиа-магнат Руперт Мэрдок как-то раз начал свое выступление с того, что привел целый ряд заголовков из материалов СМИ о деятельности его компании, чем эффектно подвел разговор к одной из главных тем выступления - своей рыночной стратегии. Главное – во всем сохранять естественность.


Вносите горячее!

Основная часть выступления назвается основной, потому что она, как правило, самая насыщенная: эмоционально и содержательно. На нее приходится около 60% времени всей презентации. Специалисты в области риторики, исследовавшие причины ораторских провалов, пришли к заключению, что 9 из 10 причин провала выступлений состоит в том, что авторы не проработали сценарий. Принято считать, что на каждые пять минут выступления должно приходиться не менее трех часов работы над сценарием. Сюда входит сбор материалов, необходимых для содержательного выступления, и создание композиции, написание контекста выступления.


Не готовтесь к выступление в последнюю минуту. Если вы желаете избежать провала - начните как минимум за месяц и ежедневно посвящайте этому несколько часов. Это может быть сбор информации, а может быть обдумывание композиции выступления.

Где искать данные для выступления? Во-первых, это могут быть данные собственных структурных подразделений, специализированные базы данных, архивы. Во-вторых, специализированные издания, журналы, газеты, Интернет. В-третьих, не сбрасывайте со счетов собственный опыт и опыт коллег. Проведите brain-storming (мозговая атака). Наконец, источником вдохновения могут быть даже художественные произведения или сборники крылатых выражений.

Все, что вы приготовите, нужно будет еще и исполнить перед аудиторией. Классифицируйте найденные данные. Обращайтесь к аудитории, используя правило трех чисел. Серии из трех идей всегда кажутся более выразительными, чем из двух, четырех и более. Факты, которые по-вашему замыслу аудитория должна запомнить, должны быть в начале и в конце выступления. Психологи определили закономерности изменения внимания слушателей. Уровень внимания аудитории существенно изменяется в течение сорокаминутного периода. Сначала он высокий, затем, впервые десять минут, медленно снижается, потом снижается быстрее, а через тридцать минут достигает самого низкого уровня. С тридцатой по сороковую минуты уровень внимания повышается. Учитывайте эти настроения аудитории. И выходя на публику, помните слова сера Уинстона Черчилля: хорошее выступление должно исчерпать тему, а не терпение слушателей.


Теперь десерт

Заключительная часть вашего выступления хоть и последняя, но не не по значению. Как говорится Last but not least. Чтобы повысить уровень внимания аудитории, сообщите ей, что ваше выступление близится к концу. Срабатывает железно! Теперь важно закрепить в сознании слушателей то, что вы пытались донести им. Главное – заключение должно быть связано с основной темой вашего выступления. Особенно важны последняя иллюстрация и вывод. Хорошо продумайте эти элементы. Их можно особо выделять длительной паузой после важного пункта. Запланируйте в конце выступления эмоциональный всплеск. Пусть он будет оптимистичным, мажорным, чтобы зрители инстинктивно ответили вам шквалом аплодисментов.


Маленькие секреты грандиозного выступления


Аудитория – какая она?
Всякий, кто имеет опыт публичных выступлений, подтвердит, что двух одинаковых аудиторий не бывает. Тем не менее, можно сформулировать определенную типологию аудиторий. Обычно выделяют три типа аудитории, различаемых по размеру: малая аудитория (группа до 12-15 человек); средняя аудитория (группа до 50-100 человек); большая аудитория (больше ста человек).

Важно помнить, что общий интеллектуальный уровень любой аудитории ниже суммы интеллекта каждого ее члена. Реакция на выступление каждого типа аудитории на выступающего различна. Поэтому и подача материала также должно отличаться. Главная закономерность состоит в том, что по мере увеличения размеров аудитории она становится все более однородной. Второе правило, которое необходимо принимать во внимание оратору, гласит: чем больше слушателей присутствует в зале, тем меньше они реагируют на информацию и больше — на человека, который эту информацию им презентует. Поэтому в такой аудитории бессмысленно (а иногда и губительно) вести обстоятельные дискуссии.

Главное отличие малой аудитории от большой заключается в том, что она не сливается в одну безликую массу, реагирующую на выступающего как единый организм. Здесь каждый сохраняет свою индивидуальность. Он может вносить свои идеи в обсуждение, такая аудитория сопротивляется монологу говорящего: она требует живого общения.

Будьте как дети!

Мы приходим в этот мир свободными и счастливыми. Полной грудью вдыхаем воздух и во весь голос объявляем миру о своем прибытии. Мы абсолютно не заботимся о том, что подумает о нас мир, можно или нельзя стучать ногами, корчить мины или брать палец в рот. Но со временем наша детская непосредственность улетучивается. Достаточно, чтобы раз-другой нас кто-то высмеял, подшутил над нами – и мы замыкаемся. Мы теряем детскую непосредственность. Мы замыкаемся. И тут начинаются проблемы.

Страх публичных выступлений дан нам не от рождения. Этот страх мы приобретаем. Он появляется тогда, когда мы осознаем, что нас оценивают, что мы можем стать объектом насмешек. И затем всю жизнь мы боремся с этим страхом. Многие люди испытывают страх перед аудиторией. Им кажется, что их неправильно воспримут, не так оценят.

Даже если внешне волнение оратора не будет замечено в зале, оно, тем не менее, создает для него большие трудности и проблемы. Перед каждым выступлением необходимо овладеть собой, чтобы вами не овладел стресс. Полезными могут оказаться такие упражнения. Вдохните полной грудью, задержите дыхание, выдохните. Проделайте это упражнение несколько раз. Не выдумывайте никаких сценарие катастрофы. Именно наличие таких «предвидений» является первой причиной провалов выступлений. Если собираясь выступать, вы начнете думать о том, как скиснут лица людей в зале при виде вас, как вы потом перепутаете порядок частей выступления и забудете нужные цифры – провал вам гарантирован. Думайте позитивно. Добрый настрой – половина сделанного дела. Мне лично, для того, чтобы выйти к публике, нужно минут десять «походить». Некоторым людям, чтобы успокоиться, достаточно бывает просто рассказать кому-то о том, как вы возбуждены.

Пожалуй, нереально ожидать того, что вы полностью освободитесь от страха. Но можно его, по крайней мере, уменьшить. Уменьшить настолько, чтобы вы не растерялись на сцене и смогли донести свою мысль до слушателей.


Как подать себя слушателям?

Суть создания делового имиджа состоит в том, чтобы заставить других людей видеть вас таким, каким вы хотите выглядеть в их глазах, и преподнести себя так, чтобы они восприняли ваш образ положительно. Ваш имидж будет позитивным только тогда, когда он максимально приблизится к идеалам тех людей, на которых вы хотите произвести впечатление. А для этого нужно понимать, какие факторы на это впечатление влияют.

Мы уже упоминали о том, насколько важно первое впечатление. Оно самое сильное; складывается в течение первых 30-60 секунд с момента, как партнер увидел вас. Далее своими действиями выступающий либо подтверждает сложившееся о нем мнение, либо опровергать его.

На качество первого впечатления, доверия к выступающему и привлекательность большое значение имеют невербальные жесты, которые часто называют «языком тела». Интересно, что сообщение, которые мы передаем в общении, достигает слушателей через язык тела (55%), интонации голоса (38%) и только 7% приходится на осознанное восприятие содержания наших слов. Об этом следует помнить, когда мы выходим на публику.


Поза и жесты

Во время выступления чрезвычайно важны поза и жесты оратора. Чтобы занять классическую позу оратора необходимо стать так, чтобы между каблуками возникло расстояние в 20-25 сантиметров. Спина держите прямо, плечи опустите, расслабьте. Приподнимите подбородок. Одну ногу немного выставьте вперед. Теперь подвигайтесь. Сначала перенесите центр тяжести немного вперед. Так принято говорить, убеждать и настаивать. Когда же вы слушаете чей-то вопрос, измените позицию: дайте чуть-чуть центр тяжести назад. Возвращайтесь к этим позам в зависимости от того, говорите вы или слушаете. Не бойтесь двигаться по сцене – это очень хорошо смотреться из зала. Подходите к слушателям, это помогает создавать эмоциональную связь со слушателями. Затем снова возвращайтесь на место и снова занимайте классическую позу оратора.

Для выражения своего воодушевления используйте жесты. Жестикуляция является одним из важнейших средств эмоционального воздействия на аудиторию. Каждый из нас обладает своими, присущими только ему жестами. Но есть некоторые общие рекомендации, которые могут пригодиться оратору. Жестикуляция при выступлении отличается от жестов, которые вы используете в приватном общении. Публичное выступление потому и называется публичным, что происходит на публике. Расстояние между вами и публикой больше, чем в ситуации обычного диалога. Следовательно, жестикуляция должна быть более широкой, образной, чтобы быть замеченной всеми. Чаще демонстрируйте публике ладони – это символ открытости и дружелюбия.

Не держите руки в карманах. Это только иллюзия непринужденности: внешне это смотрится не очень красиво. И позаботьтесь перед выступлением вынуть все из карманов: мобильники, ключи, деньги, упаковки от лекарств.


Волшебные слова

С детских лет каждый из нас вынес урок, что существуют «волшебные слова»: спасибо, пожалуйста, извините… Эти слова не раз выручали нас и были ключиком ко многим трудным и, казалось бы, неразрешимым ситуациям.

Теперь мы выросли, и пора научится еще нескольким волшебным словам. Их знание просто необходимо в бизнесе. Знание «волшебных слов» очень важно для оратора. Их важно помнить и прибегать к ним, когда вы желаете донести свою идею, внедрить свой проект. Вот некоторые из них: альтернатива, безопасность , быстро, веселье, выгода, выигрыш, гарантированный, гордость, деньги, доказанный, драгоценный, значимость, неожиданно, новый, обнаружить, свобода, сделать, сейчас, секрет, сохранность, счастье, увеличение, удобный . Услышав эти слова или прочитав их в рекламном сообщении, пресс-релизе, адресат дочитает ваше послание до конца.

Иное значение имеют «заколдованные» или «трагические» слова. Их наличие даже в самой блистательной речи может испортить ее эффект. К этим словам, в частности, специалисты относят такие: беспокойство, контракт, неправильно, неудача, обязательства, оглашение, ответственность, плохой, подробности, покупать, порядок, потеря, сбой, смерть, стоимость, трудный, тяжело .

Преобладание одних или других в языке специалисты называют «терминологией катастрофы» и «терминологией достижения». Суть состоит в том, что одно и то же событие можно назвать по-разному. Собрав коллектив, руководитель может сказать: «Коллеги!! У нас проблема! Если мы не сделаем…, мы не получим..». Но это же самое можно сказать другими словами: «Дорогие мои! Перед нами стоят задачи… Если мы сделаем …, то получим». Можно сказать: «У нас нет другого выхода», а можно «У нас есть единственная возможность».

Конечно, слова – не единственный способ влиять на людей. Но очень важный. И знание маленьких секретов о значении «волшебных слов» нелишне и для взрослого человека.


Голос

Когда вы говорите, то важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете. Важно выдерживать правильный темп речи. Он составляет около 120 слов в минуту. Старайтесь не отклоняться от этого эталона, если хотите произвести на слушателей незабываемый эффект. Если вы будете говорить медленней или намного быстрей, это может вызвать недоумение ваших слушателей.

Очень важно научиться работать тембром голоса. Чтобы удержать внимание и интерес своих слушателей, меняйте громкость голоса, скорость течения речи, высоту голоса и ударения. Понижайте голос, чтобы подчеркнуть последние слова.


Если ваша работа связана с публичными выступлениями, полезно пройти один-два тренинга по ораторскому искусству. На тренинге под руководством тренера вы сможете опробовать на себе все перечисленные выше приемчики. А дальше – самостоятельная работа. Возможно, сначала у вас не все пойдет гладко. Но если вы начнете тренироваться и работать над собой, то через время заметите, как с каждым новым выступлением ваше ораторское мастерство растет, ваши выступления становятся ярче и убедительней.

Александр Доброер


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Маркетинг, реклама, PR Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами