"Коучинг: научиться слышать". Интервью Наталии Романенко, президента ECF Ukraine

"Коучинг: научиться слышать". Интервью Наталии Романенко, президента ECF Ukraine

«Самое главное в профессии коуча - слышать людей, чтобы способствовать им в достижении целей», - говорит Наталия Романенко, президент Европейской Федерации Коучей - Украина, организационный коуч. 15/11 она выступит на конференции HRM.UA

«Т»: Наталия, в чем, по Вашему мнению, ключевые отличия коучинга от других методов развития личности и организации?

Н.Р.: Как известно, коучинг - это технологии, пришедшие в менеджмент и личностное развитие из спорта. Соответственно, уже изначально они ориентированы на способствование в достижении целей и необходимых результатов. Это и есть главные отличия - определение наилучшего результата, способствование его достижению, поддержка в процессе.

Остальные ключевые отличия для меня выглядят так:

  • технологичность

Практически для любой задачи, требующей решения, можно подобрать технику из коучингового арсенала. Это очень помогает начинающим коучам, а также руководителям, применяющим коучинг-подход в управлении

  • бизнес-ориентированность

Наилучшие результаты коучинг показывает в бизнесе, так как его инструменты «заточены» под потребности и запросы бизнес-среды. Динамичность, продуктивность, точность - все это дает применение коучинга как технологии развития

  • учет индивидуальных особенностей каждого сотрудника

Программа коучинга и каждая отдельная сессия строится с учетом типа личности коучи´. Такой подход позволяет работать в максимально комфортном стиле, достигая необходимых результатов

  • применение опыта (в т.ч. негативного) как ресурса для продвижения к цели

Нет ничего бесполезного в прошлом, даже если не удалось достичь поставленных целей. Данное убеждение помогает воспринимать любой опыт как ресурс, найти положительные моменты ситуации и двигаться дальше

«Т»: При каких условиях стоит внедрять коучинг в организации?

Н.Р.: Элементы коучинга можно внедрять, не дожидаясь каких-то особенных условий. Главное - это готовность к диалогу между руководителями и подчиненными.

Системно коучинг внедряется при соблюдении таких условий:

1. Декларируемые и реальные ценности (цели, договоренности) совпадают.

2. Между менеджментом и персоналом существует достаточный уровень доверия.

3. Управление персоналом прошло (или обошло) этап авторитаризма.

4. Ошибки подчиненных анализируются, а не наказываются. И в дальнейшем планировании учитываются как ресурс для продвижения к целям.

5. Сотрудники компании стремятся к развитию и росту компетенций.

6. Руководители в компании готовы инвестировать свое время в развитие команды.

7. Просчитан и нейтрализован риск ухода персонала после проведения коучинговой программы.

Если большинство этих параметров недостижимо в организации, я не вижу целесообразности построения системы коучинга. Гораздо эффективнее на данном этапе развития компании будет применение других технологий. Коучинг «показан» зрелым компаниям, с прогрессивным менеджментом, высоким уровнем доверия и открытости между руководителями и подчиненными

«Т»: Какие задачи коучинг помогает решить в организации?

Н.Р.: Выбирайте коучинг, если:

1. В компании прошла оценка персонала, и вы хотите, чтобы бюджет на развитие не ушел «в песок». Планы, составленные в ходе коуч-сессий, действительно будут выполняться.

2. Необходимо развивать компетенции лидерского сегмента. Такой запрос встречается достаточно часто и может поставить в тупик t&d специалистов компании. Инструменты карьерного коучинга подходят в данном случае на 100%.

3. Менеджеры ищут новые, более современные инструменты управления персоналом. Коуч-технологии, «вшитые» в обязательные функции менеджера, помогут управлять подчиненными на качественно новом уровне.

4. Сотрудники компании представляют все поколения (беби-бумеры, X, Y, Z) и стандартизированные инструменты коммуникаций, постановки задач, мотивации, планирования и т.п. не дают ожидаемых результатов.

5. Нужно провести глобальные изменения в компании, основной риск которых всегда - сопротивление и саботаж персонала. Разработав программу внедрения в коучинговом стиле, вы повысите шансы на успех.

6. В короткие сроки необходимо повысить результативность департамента (или компании в целом).

«Т»: В каком формате коучинг наиболее приемлем, эффективен в компании?

Н.Р.: Если коучи´ - это менеджеры высшего звена и первые лица компании, наилучший результат покажет индивидуальный формат с внешним коучем. В этом случае тщательно продуманный контракт позволит обезопасить всех участников программы в плане конфиденциальности. А также повысит ответственность сторон за планируемый результат.

Для сотрудников среднего звена и специалистов программу составляют и проводят внутренние коучи. По формату это командный коучинг, индивидуальные сессии, тренинги в коучинговом стиле

«Т»: Как Вы считаете, кто должен заниматься внедрением коучинга (HR, руководитель, внешний специалист и т.д.)?

Н.Р.: Оптимальнее всего, когда внедрением занимается профессионал в сфере коучинга, имеющий практический опыт и хорошие результаты реализованных проектов.
Чаще всего это внешний специалист, имеющий большой практический опыт, рекомендации и прошедший соответствующее обучение с сертификацией. Информацию о таких специалистах можно получить в профессиональных коучинговых сообществах: федерациях, ассоциациях, клубах.

Также есть компании, сотрудники которых обладают достаточным уровнем компетенций, чтобы также реализовать проект по внедрению коучинга (hr- и t&d-специалисты, руководители, прошедшие специализированное обучение).

«Т»: С какими трудностями можно столкнуться при внедрении коучинга?

Н.Р.: 1. При внедрении любых инноваций вы столкнетесь с сопротивлением людей. И внедрение коучинга - не исключение. Нужно заранее понимать это и планировать меры по снижению сопротивления сотрудников одновременно с разработкой коуч-программы. Что можно сделать конкретно? Объясните участникам программы «правила игры», покажите выгоды участия в проекте, пропиарьте первые результаты.

2. Следующая трудность на пути внедрения коучинга - психологический «откат» участников. Этот феномен можно заметить через некоторое время после начала программы. 2-3 сессии в роли коучи´ или коуч-менеджера и снова, казалось бы, уже пройденный этап сопротивления. Выход из «зоны комфорта» и необходимость действовать по новым правилам - вот основные причины «отката».

3. Нехватка времени на коучинг как причина возврата к старым методам управления - третье наиболее «популярное» препятствие. За ним могут скрываться:

  • недостаточный опыт и, соответственно, профессионализм коуча,
  • неуверенность в себе как в руководителе,
  • невозможность отпустить «вожжи» тотального контроля,
  • нежелание видеть ресурсы подчиненных и т.п.

Учитывайте тип личности руководителей, пересмотрите методы внутреннего пиара, выявите потребности участников программы - это поможет определиться с истинной причиной возникновения трудностей. Если в программе внедрения коучинга будет уделяться достаточно внимания вышеизложенным моментам, проблемы можно решить минимальными ресурсами.

«Т»: Сколько компании будет стоить внедрение коучинга?

Н.Р.: Стоимость внедрения коучинга зависит от:

1. Объема предкоучинговой работы и того, кто будет проводить предкоучинг.

2. Этапов и наполнения коучинговой программы.

3. Методов оценки эффективности коучинга.

4. Гонораров коучей, если привлекаются внешние специалисты.

5. Объема посткоучинговой работы и того, кто будет проводить посткоучинговые мероприятия и с какой периодичностью.

Есть несколько секретов, как минимизировать затраты компании на внедрение коучинга. Например, обучайте внутренних специалистов с целью подключения их на некоторые участки работы (как вариант, пусть проводят предкоучинг и посткоучинг). Экспертности многих hr-специалистов вполне достаточно, чтобы провести диагностику, отобрать лучших коучей, оценить необходимость тех или иных этапов коучинговой программы. А большинство t&d специалистов будут эффективны на этапе пост-коучинга.

«Т»: Можно ли стать коучем без соответствующего образования?

Н.Р.: Конечно, наилучший вариант старта коучинговой практики - это получение специализированного образования, а также сертификация, членство в профессиональных сообществах. И все же, ключевые показатели успешности коуча - результаты и удовлетворенность заказчиков.

Чаще всего такие показатели демонстрируют те коучи, у которых есть опыт, жизненный и профессиональный, в той сфере, которую они прорабатывают со своими заказчиками. И не очень важно при этом, проходили ли они обучение или овладели техниками коучинга самостоятельно.

Я считаю себя успешным коучем, и до того, как пройти обучение и сертификацию в ECF, практиковала коучинг в организациях более 7 лет. При этом, обязательным оставалось самообучение, повышение квалификации в выбранной специализации, анализ собственной практики, супервизия

«Т»: Что лично Вам дает коучинг?

Н.Р.: Коучинг дает мне возможность слышать и понимать людей. Неважно при этом, какое поколение они представляют - X, Y или Z. А это самое главное в профессии коуча - слышать людей, чтобы способствовать им в достижении целей.

О докладчике

Наталия Романенко - президент Европейской Федерации Коучей Украина, организационный коуч.

Тема мастер-класса: «Управление в стиле коучинг: как внедрить новый стиль руководства».

О конференции

Практическая конференция «Коучинг-подход в управлении компанией», состоится 15 ноября в Киеве.

Редакция журнала HRMagazine инициировала поиск и анализ различных подходов к использованию коучинга в управлении компанией. Лучшие кейсы будут представлены на конференции «Коучинг-подход в управлении компанией».

Также участников конференции ожидает серия мастер-классов по наиболее актуальным коучинговым инструментам от экспертов HR-консалтинга.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI