Work.ua 16 лет! С днем рождения! Скрыть баннер

Во сколько лет отдавать ребёнка в школу? 6-7 лет – кризис или нет?

Во сколько лет отдавать ребёнка в школу?  6-7 лет – кризис или нет?

Возрастной кризис – это условное наименование переходного периода от одного возрастного этапа к другому. Кризис – это норма, это хорошо, закономерно и необходимо. Кризис 6-7 лет как бы отделяет младший школьный возраст от дошкольного детства.

К моменту поступления в школу дети имеют уже семилетний опыт обучения: спонтанно, самостоятельно или с помощью взрослых за эти годы они уже многому научились. Этот процесс былестественнымобразом включен в их жизнь, он поддерживался врожденной любознательностью ребенка, его активностью, потребностью в новых впечатлениях.

В противоположность этому, школьное обучение носит не спонтанный, а целенаправленный, регламентированный характер, требующий от детей иных, по сравнению с предшествующим периодом, механизмов обучения. В частности, он предполагает произвольную деятельность, волевую регуляцию поведения,  настойчивость, усидчивость, терпение и другие волевые качества.

 

Но! 6-летние дети по уровню своего психического развития остаются дошкольниками. Они сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у них преобладает непроизвольная память – запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить. Шестилетки способны заниматься одним и тем же делом не более 15 минут. Им сложно развиваться в условиях жесткой, формализованной системы школьного обучения. Включение детей этого возраста в учебную деятельность требует особых условий – «дошкольного» режима, игровых методов обучения и др. Очень хорошо, что сейчас Министерством образования введена специальная обучающая программа для шестилеток-первоклашек в детских садах. Там школьные уроки по времени короче, после обеда у детей есть «тихий час», обязательны прогулки на свежем воздухе и многое другое. Вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе.

 

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, учение для него теперь значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, учебную мотивацию, связанную с выполнением  высоко оцениваемой взрослыми учебной работы. Учебная деятельность становиться для него ведущей. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Кризис 6-7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка.

 

! Не только ребенок переживает этот кризис, но и его родители, то есть вся семья. Родители в этот период переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе - школе, которая тоже может оказывать на него влияние. На  этом этапе может возрастать напряжение в семье: у ребенка – в связи с включением в новый институт, новый коллектив и изменением требований к нему; у родителей – в связи с тем, что «продукт их воспитательной деятельности» оказывается объектом всеобщего обозрения. Задача родителей – поддержать ребенка и помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, в которых появляются трудности:

  1. связанные с новым режимом дня (особенно это касается детей, которые не посещали детский сад);
  2. связанные с адаптацией ребенка к классному коллективу;
  3. связанные с взаимоотношениями ребенка с учителем, где может накладываться стиль семейного воспитания  в сфере детско-родительских отношений;
  4. трудности принятия ребенком новых требований со стороны родителей.

Поступление ребенка в школу требует от родителей гибкости и необходимости пересмотра распределения обязанностей в семье:

  • Кто, в случае необходимости,  отводит и забирает ребенка из школы.
  • Кто помогает ребенку выполнять домашнее задание, и в чем должна заключаться помощь.
  • Кто занимается развитием ребенка во внеурочное время (водит на занятия спортивной секции,  в театр, играет в познавательные развивающие игры и т.д.).
  • Будет ли ребенок посещать группу продленного дня и будет ли с ним кто-то находиться, если это не предусматривается.
  • Какие требования будут предъявляться к ребенку, как к ученику и члену семьи (уровень оценивания школьной успеваемости, обязанности по дому).
  • Кто будет ходить на родительские собрания, и участвовать в школьной жизни ребенка.

От того, насколько удается договориться родителям по этим и многим другим вопросам, зависит успешность прохождения  семьей данного этапа жизненного цикла.

Огромную роль в развитии учебной (познавательной) мотивации  играет способность учителя (личностные и профессиональные качества) поддержать те естественные потребности, которые есть у «первоклашки», за счет включения игры в учебный процесс, опоры на воображение ребенка, его способность фантазировать, органичного сочетания конкретного и обобщенного в учебном материале. Дети откликаются на то, что им доступно, что приносит удовольствие и радость. Это и создает положительную мотивацию учения, облегчая ребенку переходный период -  кризис 6-7 лет.

И еще. Если родители найдут «общий язык» с учителем (расскажут об индивидуальных особенностях своего ребенка, будут интересоваться и участвовать  в  классной жизни своего чада…), то и учитель найдет особенный подход к их ребенку.

 

P.S. Родители! В этот период на ребенка накладывается очень большая умственная нагрузка. Поэтому не перегружайте его многочисленными кружками и секциями. Пусть ребенок после школы погуляет на свежем воздухе, вечером сделайте ему расслабляющий массаж, а на ночь расскажите «волшебную» историю. Очень важен эмоциональный контакт родителя с ребенком. Постарайтесь уделять больше внимания своему ребенку, особенно в первый год учебы: помогайте выполнять домашние задания, хвалите, обнимайте и  радуйтесь вместе с ним каждой его «победе». Любите свое Чудо не за хорошие оценки, а за то, что он есть – не  такой как другие, желанный, неповторимый, индивидуальный, уникальный!

Желаю Вам успехов.

 

Наталья Дмитришена, семейный психолог, детский психотерапевт,

член Профессиональной Ассоциации Детских Аналитических Психологов,

член Украинского Союза Психотерапевтов.


Оставить комментарий

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов

Пожалуйста, введите email
или Отменить

Другие статьи в категории Психология, эмоциональный интеллект Саморазвитие Спорт, здоровье