Публичное выступление: 5 типичных ошибок начинающего оратора. Окончание

Публичное выступление: 5 типичных ошибок начинающего оратора. Окончание

Еще два совета эксперта для ораторов-новичков.

ОШИБКА № 4 " Моя твоя нэ понимает"

Оратор - профессионал. Поэтому он "сыплет" терминами, часто забывая их пояснять. Аудитория разделяется на тех, кого начинает раздражать оратор ("Ишь какой умный!") и тех, кто раздражается от собственной "глупости" ("Боже, да я его через слово понимаю!...Я так никогда не смогу!"). Раздражение в любом случае вещь неприятная, поэтому народ "уходит в себя", оставляя оратора с его профессионализмом.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Дозировать количество терминов. Использовать явно незнакомые для аудитории слова только, когда без них действительно не обойтись. ПОЯСНЯТЬ их, давая чёткое и ясное ОПРЕДЕЛЕНИЕ (в технологиях критического мышления* существует, например, простой и эффективный метод "Как давать определение через ближайший вид и род"). Не забывать О ПРИМЕРАХ, с опорой на жизненный опыт слушателей: "Вы сахар в чай любите класть? Вот когда он там растворяется это и есть диффузия".
Можно использовать термин и как "крючок ", цепляющий внимание слушателей. "Закинуть", а разгадку, смысл разъяснить чуть позже или заинтересовать, чтобы разобрались самостоятельно. Но это касается только тех терминов, которые сообщаются в качестве дополнительного материала и на раскрытие основной темы не влияют.

ОШИБКА № 5 "Почувствуйте разницу!"

Оратор добросовестно готовился к выступлению: собирал материал, набросал план,... Однако, фразы: "Я готов к выступлению" и "Я готов к выступлению перед данными конкретными слушателями" - это, как говорят в Одессе, "две большие разницы".
Выступая "вообще" можно оказаться в странном одиночестве. Это примерно как прийти на пляж в ватнике: людей вокруг много, а ты один. Причина - явное НЕСООТВЕТСТВИЕ ситуации. Оратор, не позаботившийся о «соответствии» своего выступления аудитории, рискует эту самую аудиторию быстро «потерять». Как, собственно, и произошло в примере с профессором и молодёжью (см. НАЧАЛО). Профессор говорил, не имея в виду слушателей, их опыт, возможные знания, интересы. А на кого в таком случае сориентирован выступающий? Правильно – на себя! На свой уровень информированности в теме, свою глубину восприятия материала. В общем, «тихо сам с собою я веду беседу» - «приятно поговорить с умным человеком!». Вот и получается между оратором и слушателями «дистанция огромного размера».

ЧТО ДЕЛАТЬ? Продумав основу речи, позаботиться о том, как её «одеть». Задать себе вопросы: какая «одежда» для речи подойдёт для ДАННОЙ КОНКРЕТНОЙ ситуации: смокинг, спортивный костюм, купальник, гламурное платье, джинсы? Стоит ли выступать в молодёжном прикиде (допустим сленг, неактуален строгий стиль, уместен юмор) перед академиками и прятаться в строгий официальный костюм (наукообразный слог, определённый пафос), общаясь с молодёжью? Продолжать задавать вопросы: с какой молодёжью предстоит общаться? Это, например, студенты–юристы или преимущественно люди от юриспруденции далёкие? Насколько они уже информированы в теме? Каковы их предпочтения? И т.д. и т.п. Чем больше аспектов вы учтёте, тем успешнее будет ваше общение со слушателями. Они будут благодарны вам за примеры, созвучные их опыту, цитаты популярных среди них авторов, уровень изложения СООТВЕТСТВУЮЩИЙ их уровню знаний.

Успешных вам выступлений!:)


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами