Сезонная динамика спроса на услуги психолога

Данное исследование является попыткой маркетингового анализа востребованности услуг психолога в современном обществе. В статье рассматриваются сезонные особенности спроса на услуги психолога.

С правовой и экономической точки зрения «психологическая услуга» – это любые мероприятия (индивидуальное консультирование, психотерапия, групповая тренинговая или психокоррекционная работа) или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые, в основном, неосязаемы и не приводят к получению чего-то материального.

Рынок психологических услуг не похож на другие рынки главным образом по трём фундаментальным причинам:

  1. Услуга не существует до ее предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения, поэтому сравнить можно только ожидаемые выгоды и полученные;
  2. Услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок;
  3. Услуга требует постоянного участия заказчика в ее реализации, что психологически противоречит традиционному пониманию: «услуга – это когда что-то делают за меня, но однозначно без моего участия, что помогает мне сэкономить время или здоровье».

При всей сложности понимания сути и значения психологической услуги, для нее, как раз в силу «элитарности», свойственна сезонность – а именно: востребованность квалифицированной и специфической психологической помощи во вполне определённые календарные периоды, что позволяет специалисту грамотно спланировать рекламную кампанию с учётом целевой аудитории. Итак, рассмотрим временные рамки, в которые наиболее часто люди нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Зимний сезон: наиболее традиционной для начала года является «послепраздничная депрессия», которая на самом деле является достаточно серьёзной и комплексной проблемой, возникающей на фоне следующих личностных и социально-психологических факторов:

  1. Эмоциональное выгорание, развившееся в ходе новогодних и рождественских праздников;
  2. «Синдром отмены» на фоне прекращения употребления в пищу большого количества веществ, относимых специалистами к классу «социальных лекарств», а именно – алкоголя, кондитерских изделий (источники эндорфинов), наркотических психостимуляторов;
  3. Социально-психологический дискомфорт, вызванный фрустрацией базовых потребностей – финансовые проблемы, вызванные большими предпраздничными расходами, необходимость ежегодного профессионального самоутверждения и подтверждения компетенции;
  4. Экзистенциальные страхи – необходимость начинать все сначала, «с чистого листа», «с нового квартала»;

Несмотря на достаточно безобидные «симптомы», именно «послепраздничная депрессия» стала причиной пика самоубийств в Москве и Московской области в третьей декаде января 2008 года. Традиционно максимальное количество обращений за психологической помощью фиксируется в период с 20 января (так называемый «депрессивный понедельник», сразу после окончания серии зимних праздников) по 25-27 января.

Что же приводит к стабилизации настроения и мобилизации общего психологического состояния у широких масс населения уже через полторы-две недели? Ответ прост – вторая волна праздников и события, которыми наполнен конец февраля и начало марта: компульсивный шоппинг (подарки); интенсивное употребление фитоэстрогенов (пиво, вино) и более мощных психостимуляторов; гормональный выброс, связанный с изменением графика светового дня и пробуждением сексуального интереса к противоположному полу.

Середина марта – начало весеннего сезона активного спроса на услуги психолога-консультанта. Здесь запрос потенциального клиента может возникать на фоне следующих факторов:

  1. Состояние апатии и ощущение бессилия – тривиальное следствие «витаминного голода», - «силы  человека иссякают весною – потому, что  они  пробуждаются  и пожирают  ослабевший организм, как  слишком  толстый фитиль тощую свечу» [2];
  2. Неврастеническое «бегство» от актуальной ситуации – «скорее бы закончилась эта зима, уже так хочется тепла», на фоне симтоматики синдрома хронической усталости;
  3. Сверхценные идеи, как следствие гормонального дисбаланса – подозрения в неверности сексуального или брачного партнёра, супружеская ревность;
  4. Неуверенность в себе, в собственной внешности и сексуальной привлекательности – фрустрация потребности в принадлежности и любви. Причины данного невротического состояния почти всегда напрямую связаны с возрастом клиента и соответствующим ему кризисом развития – это может быть пубертатный период (подростки и юноши), либо кризис среднего возраста (мужчины), а также течение климактерического периода у женщин.

Наиболее часты обращения к специалистам в период с 10-го марта до начала апреля. Затем наблюдается наиболее продолжительный период «скрытого благополучия», который  длится с конца марта до третьей декады июня.

Повышение температуры воздуха знаменует наступление третьей, летней волны сезонного спроса на психологическую помощь. В житейской психологии даже существует определения для характеристики подобного состояния – «предотпускная истерия». Разумеется, здесь мы имеем дело с разновидностью астенического синдрома, реализующегося в следующих проявлениях:

  1. Нарушения сна, ощущение разбитости, усталости, головные боли проявляющиея в виде сжимающего обруча (неврастенический шлем), ощущается чувство давления внутри головы (“вата в голове”), сумбур в голове (“вода переливается, треск”) [1];«Директорский» невроз у руководящих работников – они не могут справляться со своими обязанностями, находятся в постоянном напряжении, вспыльчивы, дают противоречивые указания. Их раздражает все и вся [1];
  2. Повышенная (до панических атак) тревожность – навязчивое  желание поскорее завершить все дела перед отпуском – характерны  спешка и скука. Клиент поскорее хочет уехать, оставить в прошлом действительность, бежать от нее или разрушить – как любой неврастеник борется с актуальным временем, с актуальной ситуацией [1];

Жалобы подобного характера наблюдаются в период с конца июня до третьей декады июля. Спустя три-четыре недели августовского затишья, в период «бархатного» сезона (конец августа – вторая декада сентября) мы сталкиваемся с синдромом «послеотпускной депрессии», который имеет ярко выраженную гендерную симптоматику.

Вот наиболее типичные симптомы послеотпускной депрессии у мужчин:

  1. Страх возвращения к нерешённым вопросам или перспектива неприятного разговора с руководством по поводу недобросовестно выполненных  в последние дни перед отъездом  заданий и поручений;
  2. Тревожное ощущение информационного вакуума – страх упустить что-то из виду, быть не в курсе происходящего на работе – вопреки расхожему мнению, мужчины не менее любопытны, чем женщины, и остро переживают информационный голод. Неизвестность первого рабочего дня может легко привести к панической атаке на рабочем месте («Всё сразу навалилось – руки опускаются, не знаю за что хвататься!»).
  3. Острая необходимость принимать решения по массе накопившихся за период отсутствия на рабочем месте предложений и запросов;
  4. Подозрения в недобросовестной конкуренции со стороны коллег и подчинённых, которые в его отсутствие допустили промахи или ошибки, приведшие к убыткам или краху проекта.

Послеотпускная депрессия ярче выражена у женщин в силу их повышенной эмоциональности, и может напомнить о себе такими переживаниями как:

  1. Напряжение и дискомфорт при выходе на работу, усталость и апатия к делам, которые раньше были интересны;
  2. Острое ощущение рутины и будней – все вокруг начинает казаться серым и совершенно неинтересным, до ощущения нескончаемой беспросветной однообразности и безысходности;
  3. Плохое настроение, вызванное резким переходом из приятного, комфортного, состояния отпуска в напряженный рабочий график со своими рамками и другим «скоростным режимом»;
  4. Экзистенциальные переживания, связанные с отсутствием ощущения смысла жизни: прошел отпуск, а с ним и быстротечное время, молодость и т.д.

Завершающим этапом в годичном цикле биоритмов можно считать традиционный период «сезонных депрессий», начинающийся с третьей декады октября и длящийся до окончания второй декады декабря. Свое состояние обращающиеся за психологической помощью описывают в уже знакомых по началу календарного года симптомах:

  1. Астенический синдром, проявляющийся в ощущении разбитости, апатии, повышенной сонливости, отсутствии аппетита;
  2. Экзистенциальные страхи, связанные с уменьшением длины светового дня (страх смерти, страх грабежа, беспокойство за родных и близких);
  3. Ощущение утраты контроля за временем, снижения работоспособности, повышенная тревожность «…ничего не успеваю сделать – только начал работы, а уже стемнело!».

При всей очевидности и объяснимости, осеннее ухудшение настроения закономерно в большинстве случаев успешно проходит под влиянием нарастания общего фона позитивных эмоций от приближающихся рождественских и новогодних праздников третьей декады декабря.

Таким образом, при наличии у практикующего психолога-консультанта эффективных навыков работы с сезонными жалобами клиентов и планомерной организации рекламно-информационной и психопрофилактической работы, существует возможность реального увеличения экономической и социальной эффективности работы и престижа профессионала-психолога.

 

Литература

  1. Медицинская психология (методические указания)./Автор-составитель Т. П. Пушкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996;
  2. Ремарк Эрих Мария Черный обелиск. Роман – М., 1992.

 

 

 

 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Спорт, здоров'я Тренінги для тренерів