Как научить ребенка преодолевать трудности

Как научить ребенка преодолевать трудности

Часто ребенок, начав какое-то дело, вдруг отказывается доводить его до конца. Причин этому может быть две: он может, но не хочет или он хочет, но у него не получается. Рекомендации Дарии Шевченко помогут научить ребенка не пасовать перед трудностями

Часто ребенок, начав какое-то дело, вдруг отказывается доводить его до конца. Причин этому может быть две: он может, но не хочет или он хочет, но у него не получается. Прислушайтесь к рекомендациям психолога, директора тренингового центра "Школа Успеха" (www.shkola-uspeha.com.ua) Дарии Шевченко, чтобы научить ребенка не пасовать перед трудностями.

 

К примеру, ребенку в школе задали на дом сделать небольшую поделку. Он сначала с увлечением начал делать, но, не доведя дело до конца, сказал: "Я не буду больше делать. Не хочу". Чтобы привить ребенку желание доводить дело до конца, действовать нужно по определенному алгоритму.

 

Определите причину. Узнайте у ребенка, почему он не хочет довести дело до конца. Причин может быть несколько: нет контакта с учителем; у ребенка нет нужных навыков. На уроке ребенок не успел получить достаточно информации и внимания от учителя, и теперь он не знает, как выполнять задание; у кого-то получается лучше, а ребенок привык везде быть первым; ребенок просто перегорел или у него нет к этому делу склонностей, поэтому ему действительно неинтересно.

 

Определите тип ребенка. Для одних детей сложности и препятствия являются вызовом: "Как это: я – и не могу". Такие дети будут искать способы решения и доведут дело до конца. К сожалению, таких детей не очень много. Для большинства препятствия – это проблема, и при виде проблемы первое желание – отступить. Такие дети хотят выполнить дело без сложностей и без преград, чтобы в конце быть победителями, и чтобы при этом их результат был признан.

 

Выберите правильную реакцию. В большинстве случаев ребенок не хочет завершать начатое, потому что у него не получается сделать все правильно. Сначала, когда показал учитель, ему понравилось дело, ему было интересно, но когда он сам начинает заниматься и сталкивается с трудностями, у него пропадает желание.

 

Например, ваша дочь осваивает вышивку, но у нее не получается делать ровные стежки, запутываются нитки. Кроме того, это кропотливая работа, а ребенок неусидчивый. Когда девочка по перечисленным причинам в какой-то момент говорит вам: "Я не хочу больше этим заниматься", - важно удержаться от фразы: "Хорошо, не делай этого", - и тем более не начинать делать за нее. Важно помочь справиться с поставленной задачей. Если запутываются нитки, научите ребенка распутывать их, покажите, как делать стежки, чтобы нитки не запутывались. Если ребенок не может решить задачу, постарайтесь пройти с ребенком еще раз этот материал и научите решать задачу. А при решении следующей задачи еще раз напомните ребенку материал и побудьте рядом, пока ребенок сам решает задачу.

 

Если вы не умеете делать чего-то из того, с чем столкнулся ребенок, или не можете его научить, найдите человека, который сможет научить вашего ребенка. Так вы дадите ребенку уверенность в том, что он всегда может к вам обратиться, если у него что-то не получается.

 

Не оставляйте ребенка один на один с проблемой

Часто родители, желая привить самостоятельность, говорят ребенку: "Решай сам свои проблемы" или "Учись сам справляться с этим". Для тех детей, для которых любое препятствие – это вызов, эти фразы могут послужить толчком к решению трудной задачи. Но дети, для которых препятствие – проблема и сложность, обязательно будут пасовать. Для них важна поддержка и пример родителей. Отбивают охоту ребенка доводить дело до конца и справляться с трудностями такие фразы родителей, как "Ты должен" или "Ты обязан".

 

Может, но не хочет или хочет, но не получается?

Часто родители отдают ребенка в художественную или музыкальную школу, обучение в которых длится 5-7 лет. В какой-то момент ребенок может сказать: "Я не хочу этим заниматься". Если вы видите, что у ребенка есть хорошие природные способности, его хвалят учителя, но просто в какой-то момент у него перестало получаться, важно подключиться и помочь ребенку. Например, договориться с преподавателем о дополнительных занятиях. Но если ребенку, что называется, "медведь на ухо наступил", и, как бы он ни старался, у него ничего не получается, в определенный момент лучше остановиться и не принуждать ребенка делать то, что у него не идет.

 

Как почувствовать золотую середину? И как, не бросаясь в крайности, привить ребенку самостоятельность? Для этого лучше всего договориться с ребенком о каком-то промежуточном результате. Например, ребенку захотелось в секцию каратэ. Не заставляйте его добиваться черного пояса. Договоритесь с ним, что он получит самый начальный пояс. В этом случае, получив первый пояс, ребенок получит чувство завершенности. И вместе с этим, если он чувствует, что каратэ не его вид спорта, ему неинтересно, он может прервать занятия. Тогда вы уже можете предложить ребенку альтернативу и вместе поискать какое-то другое занятие.

 

Совсем неплохо, если ребенок за год меняет 3-4 вида деятельности, дополнительные к школьной программе. Это значит, что ребенок пробует себя в разных сферах и ищет то, что действительно будет ему интересно. Важно каждый раз доходить до определенного промежуточного результата. Если же заставлять ребенка дойти до конца во что бы то ни стало, он научится вам врать: говорить, что он пошел на занятия, а на самом деле не ходить. Давление родителей в этом случае блокируют ребенку самостоятельность и возможность искать то, что ближе и больше нравится.

 

Все перечисленные действия достаточно просты в применении, но при этом вселяют в ребенка веру в себя. Даже если ребенок чего-то не сможет, он будет знать, что родители всегда на его стороне.

 

Татьяна Корякина

Статья взята с сайта lady.tsn.ua


Оставить комментарий

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов

Пожалуйста, введите email
или Отменить

Другие статьи в категории Саморазвитие Психология, эмоциональный интеллект