Вся правда о лидерах

Вся правда о лидерах

Как становятся лидерами, какую роль играют качества лидера в достижении результата, почему одни лидеры эффективны, а другие — нет?

Вопрос первый. Откуда желание быть лидером?

Стремление к лидерству — процесс эволюционно обусловленный. Среди всех живых существ лидер, вожак стаи — это особь сильная во всех смыслах, стая идет за ним. Это залог выживания и доминирования именно этой стаи, а не конкурирующей.

Если же посмотреть на лидерство как на психосоциальный феномен, тут можно вспомнить иерархию потребностей Абрахама Маслоу. На четвертой ступени в иерархии находится потребность в признании. Лидерство — пожалуй, главный способ ее реализации. Ведь после того, как мы обеспечили себе еду, кров над головой, безопасность, нашли свою социальную группу, нам хочется в этой группе стать лучше, сильнее, успешнее остальных участников. В нас заложена уверенность о собственной уникальности, и мы уверены, что именно нам удастся сделать то, что не под силу другим.

Вопрос второй. Кто такой лидер?

Означает слово «лидер» очень простую вещь: «ведущий», «идущий впереди», «первый». Получается, что лидер — это не только воодушевитель масс, полководец, владелец корпораций, но и каждый из нас, когда мы руководим пусть и не большим, но процессом, где принимают участие люди, которые нам доверились и готовы следовать за нами.
Став лидером, важно понимать, что цель всего этого не в том, чтобы реализовать собственные амбиции, хотя без них никуда, а в том, чтобы достичь поставленной цели. Только тогда можно будет с гордостью сказать: «Я с ролью лидера справился!».

Вопрос третий. Какие бывают лидеры?

Лидер эмпатический.
Способность понять проблемы и трудности подчиненных у этого лидера просто феноменальна. Подчиненные ценят и уважают его. Все идеи выслушиваются, принимаются. У ведомых максимум свободы в действии, лидер играет роль координатора и наставника. В ответ ведомые стараются ни в коем случае не подвести, без малейшего страха или тревоги сообщают о своих профессиональных неудачах, так как знают, что будут выслушаны и поняты. Именно поэтому в команде этого Лидера все делается вовремя, конфликты с другими подразделениями решаются быстро и безболезненно, все внутренние конфликты заканчиваются там же, где и начались — за закрытыми дверями подразделения.

Лидер организованно-внимательный.
Он отличается внимательностью к тем, кого ведет. Это похоже на эмпатию, но это не она — это скорее совокупность знаний и опыта, которые помогают делать выводы (и часто довольно точные) об эмоциональном состоянии (и не только) ведомых. Но все же это не эмпатия, и этим многое сказано. Организованность — другая отличительная черта этого лидера. Самоорганизация и организованность во всем и во всех вокруг. Из недостатков — затруднен отход от структуры и организованности; экспромт — не его конек.

Лидер требовательный. 
Четкие сроки, жесткие санкции, максимум критики, минимум похвалы — вот стратегия этого лидера. Как ни парадоксально, этот лидер приветствует идеи и инициативу от ведомых им, с радостью поручает их выполнение тому же, кто это предложил. Этот лидер порой способен вывести свою команду на вершину успеха даже из самых глубоких и безнадежных пропастей. Ведь он тоже знает, куда ведет, хотя те, кого он ведет, об этом порой даже не догадываются.

Лидер-псевдолидер. 
Этот лидер стал лидером по стечению обстоятельств, просто некого больше было выдвинуть на эту роль. Итак, получаем гремучую смесь: недостаток знаний и навыков плюс переизбыток амбиций и полная уверенность в безнаказанности, ведь его же избрали! Конфликты и невыполнение поставленных целей и задач гарантированы. 

Лидер самоотверженный. 
За таким лидером «народ» просто вяло плетется, зевая на ходу. Он же сам преодолевает все бури, невзгоды, побеждает врагов. При этом мужественно молчит. Конечно, рано или поздно о том, что его это достало, окружающие могут узнать, но не обязательно это будут слова — может быть инфаркт у лидера или другие серьезные проблемы со здоровьем. 

Лидер непоследовательный. 
«Это надо на вчера». «Того», оказывается, вообще не надо было делать. Сроки все время переносятся, задания меняются. Даже настроение не поддается никакой систематизации! Легко принимает идеи и предложения от ведомых, так же легко о них забывает. О своих обещаниях тоже. Такой лидер хорош тем, что зачастую с радостью делегирует свои полномочия, и в коллективе формируется монархическая демократия: коллектив правит, лидер выполняет представительские функции. Цели достигаются!

Лидер избегающий. 
Очень неожиданный лидер. Он — авторитет в своем деле, но при этом руководит процессом по стечению обстоятельств. Он всячески старается избежать управленческих функций, охотно выполняя функции всех, кто «в строю». Уважая его профессионализм и авторитет, ведомые с радостью (и отчасти бескорыстно) готовы помогать ему в выполнении лидерских функций. Получается очень неплохая команда, которую, помимо всего прочего, вместе держит еще и чувство благодарности лидера своей команде.

Вопрос четвертый. Как стать лидером?

Чтобы выбрать свой стиль лидерства, необходимо знать свои сильные и слабые стороны
Тогда вы их можете использовать как инструмент в построении стратегии лидерства. Важно помнить, что вы не можете развить в себе то, чего в вас нет. Остается взращивать то, что нам дано, развивать и учиться использовать это на практике.

Еще важно то, насколько лидер понимает и чувствует вою команду. Знает ли он сильные и слабые места ее участников, историю взаимоотношений, профессиональные интересы и склонности. Эти вещи играют существенную роль на пути достижения цели, ведь распределение ролей, создание команд и делегирование полномочий гораздо эффективнее, когда делается не на авось, а на основании знаний людей, идущих за тобой.


Приглашаем Вас на открытый сенминар Светланы Фокиной

"Лидерство. Управление по целям"

Детали: http://www.ab-t.com.ua


Оставить комментарий

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов

Пожалуйста, введите email
или Отменить

Другие статьи в категории HR, менеджер по персоналу, рекрутинг Лидерство, тимбилдинг Менеджмент, управление, KPI