Командоутворення на основі зйомок кліпу. Один день на знімальному майданчику

Ігрові програми командоутворення, де перешкоди моделюються штучно, дедалі більше поступаються місцем програм нового покоління.

Команда участников решает реальную сложную задачу в условиях ограниченного времени, задействуя весь свой потенциал, мобилизуя все свои способности, а в результате получает реальный продукт профессионального качества. Этот продукт – видеоклип, где актерами, певцами и танцорами являются сами участники.

Мы взяли интервью у Сергея Чумаченко, директора тренинговой компании командообразования Team Extreme, благодаря энтузиазму и увлеченности которого специалистами компании была разработана уникальная программа для тренингов командообразования или корпоративных событий.

Что отличает программу «Клипмейкеры» от традиционных программ командообразования?

C.Ч.: Реальная задача и креативный характер. По сути, эта программа является более командообразующей, чем все, что известно из открытых источников и предлагается на рынке корпоративных тренингов. Тренинг построен по принципу решения сложной групповой задачи. Есть исследования поведения группы в сложных, экстремальных ситуациях, подтверждающие, что они значительно активизируют процессы групповой динамики. А сложность в программе «Клипмейкеры» обусловлена целым рядом параметров: и незнакомая задача творческого характера, и лимит времени, и пересмотр состава групп, и необходимость выбора в условиях неопределенности, и повышенная автономность (вынужденная) некоторых личностей в совместной деятельности. То есть, параметры вхождения участников в игру вынуждают участников решения принимать очень быстро. И именно в таких жестких условиях и выкристаллизовываются принципиальные взаимоотношения. При этом сама задача – снять клип – интересна и мотивирует.

Так игра ли это или реальность?

C.Ч.: Все – игра. Жизнь – игра, как ни посмотри: играем в работу, играем в отношения, у каждого свой образ, своя роль. Всегда есть правила, всегда есть заданные параметры – и всегда есть возможности для трактовок, творчества, проявления себя.
Ситуация ежедневного взаимодействия в офисе не экстремальна. Работает некая модель, привычная для сотрудников, для руководства. Однако достаточно часто в бизнесе возникает ситуация, когда возникает определенная угроза. Угроза – с точки зрения терминологии. Когда необходима перегруппировка, более высокая степень самоотдачи, мобилизации. Вот это как раз и есть экстремальная ситуация. И в ходе этого тренинга, этой «малой» игры, можно отследить и спрогнозировать, кто и как себя поведет в случае возникновения экстремальной ситуации в «большой» игре.

То есть и в креативной программе Вы не выходите за рамки своей концепции – Team Extreme?

C.Ч.: Действительно, большая часть программ компании Team Extreme построена на том, чтобы вывести группу из зоны комфорта в зону дискомфорта и, проанализировав работу группы в этой зоне, помочь стать сильнее. При этом, как правило, группа еще бонусом получает удовольствие.

И что именно можно увидеть, что проанализировать в ходе программы?

C.Ч.: В жестких ситуациях, когда есть либо угроза в буквальном смысле – здоровью, материальным параметрам, зарплате, доходу, либо просто устойчивому, привычному состоянию – в этих условиях люди, группы людей начинают искать пути выхода. И процессы группового развития, которые происходят в любой группе и в состоянии покоя растянуты во времени, проживаются быстрее. И здесь можно пронаблюдать все – и состояние группы, и готовность участников к эффективному взаимодействию, и естественное распределение ролей, и претензии на те или иные роли, и степень развития определенных навыков взаимодействия у каждого участника, ответственности, инициативы. Все это начинает проявляться очень ярко.

По характеру «Клипмейкеры» – это тренинг или корпоративное событие? Как все-таки происходит обучение?

C.Ч.: Дело в том, что эта программа из категории active leаrning (активного обучения), когда знания «извлекаются», а не «предлагаются». Тренер в процессе работы над съемкой клипа помогает участникам понять то, что сейчас происходит в команде, что способствует, а что мешает эффективности, «добавляет» знания, но не дает их массивом. Задача тренера – анализировать эффективность командного взаимодействия, коммуникации, при необходимости корректировать работу группы в вопросах повышения эффективности ее работы. Важно обозначать для группы значимые практические моменты, поставить определенные якоря, закрепить в памяти те моменты в поведении, которые стоит перенести в работу.

C.Ч.: Дело в том, что эта программа из категории active leаrning (активного обучения), когда знания «извлекаются», а не «предлагаются». Тренер в процессе работы над съемкой клипа помогает участникам понять то, что сейчас происходит в команде, что способствует, а что мешает эффективности, «добавляет» знания, но не дает их массивом. Задача тренера – анализировать эффективность командного взаимодействия, коммуникации, при необходимости корректировать работу группы в вопросах повышения эффективности ее работы. Важно обозначать для группы значимые практические моменты, поставить определенные якоря, закрепить в памяти те моменты в поведении, которые стоит перенести в работу.

И программу можно сделать, в зависимости от пожеланий, либо более тренинговой, либо более событийной – за счет глубины анализа, за счет объема транслируемых тренером знаний. Творчество в любом случае побудитель хороший.
Хочу сослаться на статью С.В. Сарычева «Экспериментальное исследование надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности», в которой рассказывается об исследованиях различных групп, около 600 человек. Им приходилось работать в сложных условиях, и в результате исследователи определили, что целый ряд эффектов можно уже квалифицировать как формирование навыков. Это касается и распределения ролей, и организационной структуры. Это «живое знание», ведь, в соответствии с пословицей, «знание, не пропущенное сквозь тело, является слухами».

А для целей системной передачи знаний по основам командообразованию в компании Team Extreme существуют прекрасные специальные аудиторно-активные программы – например, «Эффективная команда».

Действительно ли возможно снять качественный клип «с нуля» за один день?

C.Ч.: Тому, что это возможно, есть реальное практическое подтверждение. Это возможно, хотя наши участники – не специалисты съемочного процесса. Качественный видео-результат обеспечивается совместными усилиями. Есть участники программы, у которых есть свои роли. И есть группа профессионалов, ведь с командой участников работают специалисты ведущих телеканалов Украины: режиссер, оператор, хореограф, звукорежиссер, гример, осветитель.

В описании программы есть слово «кастинг». Кто его проводит и как это происходит?

C.Ч.: Его проводят специалисты творческой группы, которым предстоит реализовать вместе с участниками творческую задачу. Это хореограф, это звукорежиссер, который записывает на минусовку голоса участников в ходе исполнения песни. Каждому участнику предлагается сделать несколько танцевальных па в ритме той хореографической композиции, которая является оформлением клипа и исполнить несколько строчек из любой известной ему песни. По большому счету этого достаточно, чтобы определить, кто потенциально может танцевать, а кто может петь – уже происходит естественное распределение талантов.

А еще после программы всегда интересно узнавать, что процесс кастинга для многих участников тренинга был наиболее волнующим. Во-первых, некоторые впервые узнают о талантах друг друга. Во-вторых, у ряда участников есть свои зажимы, стеснения, и это еще один плюс программы: в ходе реализации задачи участники преодолевают свои страхи и стереотипы, становятся свободнее.

И еще кастинг – эта та форма разделения группы, которая «разбивает» естественные группировки, сформированные в рабочей команде. По объективным параметрам самим участникам приходится принять решение о переформировании уже привычных им, сложившихся микрогрупп. Разделение в соответствии с требующимися талантами, что нужно уметь делать в реальной работе и то, что бывает сделать не просто из-за привычек взаимодействовать с кем-то определенным. И этими привычками и амбициями участники в программе жертвуют абсолютно легко и естественно

А если в группе никто не поет?

C.Ч.: Вообще в идеале, группа должна сама решать эти проблемы. Если в группе никто не поет, группа сама находит способ, как из этого затруднения выйти.

А если никто не танцует?

C.Ч.: Во-первых, такого не бывает, во-вторых, сам технологический процесс съемки позволяет сделать красивый клип из каких-то небольших эпизодов, движений.

Видимо, поэтому именно клип, а не художественный фильм за один день?

C.Ч.: Да. Хотя… думаю, что и такой формат возможен, и даже будет интересно попробовать решить и такую задачу.

Спасибо. А вот по поводу готового клипа. Вы обещаете, что уже в конце тренинга участники получают возможность увидеть готовый клип. Но ведь известно, что монтаж отснятого материала – это очень трудоемкий и времязатратный процесс. Как Вам это удается?

C.Ч.: За счет подготовительной работы творческой группы мы создаем условия, чтобы это было возможно. И еще – монтажная группа работает ночью, когда участники свою задачу уже выполнили. Чтобы утром интересный процесс увенчался видимым и осязаемым результатам. Утренний показ предварительного варианта клипа – это награда участникам за их творчество и отдачу.

И еще клип пролонгирует эффект тренинга. Это мощный эмоциональный якорь. При каждом просмотре в памяти вновь проживается процесс того, что этому результату предшествовало, как это было. У участников есть возможность осмыслить «как это было» в статье во внутреннем корпоративном издании, и это тоже усилит их как команду.

Также мы уже знаем подтверждения тому, что клип обеспечивает PR компании как работодателю, потому что участники неизбежно показывают этот клип своим знакомым, которые где-то такого же образовательного, квалификационного уровня. И это стимулирует приток в эту компанию новых специалистов. То есть польза для компании множественная – и мотивация сотрудников возрастает, и качество их взаимодействия, и при этом пролонгированно укрепляется имидж компании как работодателя.

Так что же важнее в этой программе: результат или процесс?

C.Ч.: Важнее, конечно, процесс. Это мероприятие ради процесса-то и происходит, сам тренинг – в процессе. А клип как результат (а за видео-результат отвечает режиссер) – это лишь предлог, игровая задача. Понятно, что готовый клип – это что-то вроде награды.

Тренер отвечает за эффективный процесс. И процесс почему важнее. Потому что эффекты, которые необходимы группе, те знания и навыки, которые полезны в бизнесе, извлекаются во время процесса. Распределение ролей, талантов – естественное, между прочим. То есть, формальные лидеры могут стать аналитиками, а аналитики – неформальными лидерами. Степень готовности включиться в групповую задачу, пожертвовать какими-то своими представлениями о комфортном состоянии, ответственность, инициатива – проявление и усиление всего этого происходит в процессе.

Интересно, как это воспринимает, как терпит режиссер? Ведь обычно для режиссера актеры – это всего лишь материал, и все подчинено его режиссерскому видению? Как удается убедить профессионального режиссера в том, что процесс важнее?

C.Ч.: Да, действительно, поскольку «Клипмейкеры» – это командообразовательная программа для участников, фокус внимания смещается с важности и звездности режиссера, который заинтересован в результате, и для которого участники – это своего рода материал, ресурс, на важность и создания условий для раскрытия талантов актеров, танцоров и певцов. Процесс убеждения режиссера – пройденный этап. Хотя и не простой. Костяк нашей творческой группы сформировался в ходе подобной работы в молодежном творческо-спортивном лагере «ЭкстреМал». То есть сама технология подобных съемок в жестких условиях уже отработана и члены съемочной группы и тренеры – это команда «схоженная», с высокой степенью взаимопонимания и взаимоотдачи.

Чем заняты те, кто в определенный момент времени не задействован в съемочном процессе?

C.Ч.: Когда разрабатывалась концепция программы, изначально предполагалась ситуация, что в то время, когда идет съемка одного, двух, трех актеров, остальные должны быть «при деле». Для этого и выбран жанр клипа, который позволяет и хореографическую нить провести, и вокальную, и игровую. В то время, когда работает одна камера, остальные либо пишут фонограмму в оборудованной выездной студии звукозаписи, либо заняты в репетиции танцевальной композиции, либо готовятся к съемке с костюмером или гримером. Все вовлечены.

Может ли быть в этой программе эффективной группа, где сотрудники в большинстве своем друг с другом еще не знакомы, команда находится на этапе формирования?

C.Ч.: Этот тренинг – потрясающая возможность для группы лучше узнать друг друга и заложить основу доверию, эффективному взаимодействию. И этот продукт может при большом желании использоваться для вновь сформированной команды. Это очень мощный опыт. И все же, прежде всего программу «Клипмейкеры или один день на съемочной площадке» мы рекомендуем командам опытным, искушенным. В качестве тренингов первого этапа я бы посоветовал программы на основе веревочного курса или программу «День команды». Если важно получить системные знания – аудиторно-активную программу «Эффективная командная работа».

Спасибо за интересную беседу!

C.Ч.: И Вам – за интересные вопросы. И – до встречи на съемочной площадке!

Справка:

Чумаченко Сергей Викторович - директор компании Team Extreme, бизнес-тренер и консультант по вопросам командообразования. Автор и разработчик нескольких педагогических и тренинговых методик и подходов, в том числе – командообразования на основе исполнительских видов искусства.
Успешный человек, эффективно реализующий себя в разных сферах жизни.

Директор детско-юношеского творческо-спортивного лагеря "ЭкстреМал".
Заместитель начальника Контрольно-спасательной службы Украины.
Инструктор горного и пешеходного туризма. Участвовал и руководил походами и экспедициями в Туркмении (пустыня Каракумы), в Закавказье, Мурманской и Архангельской обл.

Образование высшее военное: Рижское высшее военно-политическое краснознаменное училище им. С.С. Бирюзова. Специализация – военная педагогика и психология.

Сергей Чумаченко является признанным экспертом в командообразовании, которому доверяют как тренеру и консультанту клиенты из разных сфер бизнеса.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг