Еще раз к вопросу о ... (Отечественная практика управления: полемические заметки)

Магическое слово "менеджмент..." Нечто монументальное, основательное слышится в этом звуке.

 Как много нам открытий чудных готовит просвещенья дух... А.С.Пушкин

Магическое слово "менеджмент..." Нечто монументальное,  основательное слышится в этом звуке.  Ассоциация услужливо предоставляет добротный офис, исполнительных сотрудников и пьянящий привкус победы,  несомненного успеха.  Может поэтому такая нынче мода на это  волшебное  слово:  вместо  продавцов  менеджеры продаж, вместо конторских служащих офис-менеджеры, вместо кадровиков менеджеры персонала.  Однако появляется ли что-нибудь новое с изменением названия, кроме ощущения несбывшихся надежд? Не маскирует ли частое употребление этого слова управленческую импотенцию? 

 Два мира: две судьбы

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо определиться с понятиями. Дабы не потворствовать противному академизму, скажем лишь, что существует менеджмент и менеджмент (во втором случае вы видите самые маленькие буквы, которые нашлись в редакции). Менеджмент больше похож на сказку о красивой заграничной  жизни,  в  которой все получается так как планировали,  а если не получается,  то из этого делаются выводы,  и в следующий раз обязательно получается. Ключевым словом для описания рабочего процесса является эффективность. Условием управляемости и предсказуемости поведения организации являются  учет  и контроль всех процессов и ресурсов.  Люди горят на работе и своим горением освещают путь организации  (если у вас есть в запасе эпитеты в превосходной степени, то можно продолжать восхвалять менеджмент до бесконечности).

 Второй тип менеджмента не так однороден, и представляет самые разные гримасы управления вплоть до клинических случаев. Планирование  не  то  чтобы отвергается,  просто в силу сложности и непредсказуемости нашего бытия, его полезность по умолчанию считается более чем сомнительной.  Соответственно, ключевыми словами для рабочего процесса являются "лишь бы заработало",  " лишь бы получилось, а там посмотрим". Учет и контроль существуют только для налоговой администрации,  но не для собственных нужд. Отношение к людям  в таких организациях может быть самым разным (как к классным пацанам и неплохим в сущности девчонкам;  как к неблагодарным свиньям,  забывшим с какой мусорки их вытащили; как к потенциальным шпионам или ворюгам; как к источнику головной боли и бессоницы), но никогда это не будет отношением к персоналу, работу которого следует планировать, организовывать, контролировать. 

 Чем определяются различия

Наверное не слишком  внимательный  читатель  уже  позевывает: "Вот опять беззастенчивая пропаганда западных ценностей,  которые приживаются на нашей суровой культурной почве лишь в виде  отвратительных мутантов ". Отнюдь.  Различия между менеджментом и менеджментом лежат не в национальной либо культурной  сферах,  поскольку  как  Восток так и Запад демонстрируют оба выделенных нами типа.  Кроме того расхлябанность и разгильдяйство интернациональны. Можно также сказать, что уровень управления не очень то сильно зависит от интеллекта (если понимать под  оным  академические успехи  или ученые степени).  Иногда может сложиться впечатление, что менеджмент с большой буквы доступен лишь богатым и процветающим компаниям.  Трудно сказать, что было вначале грамотное управление или высокие прибыли,  наверное можно быть богатым и процветающим без особых управленческих изысков (по крайней мере некоторое время), с другой стороны организация может работать как часы, и при этом не приносить суперприбылей.

Различия между  настоящим  управлением и потугами хоть как-то справиться с ситуацией обусловлены  систематичностью,  последовательностью, если  хотите даже занудством руководства в установлении нормальной управленческой практики.  Только при постоянном  и неослабном внимании  к  основным функциям и процессам управления, методичном их улучшении,  можно улучшить управляемость  организации, предсказуемость ее будущего. Это пожалуй основной тезис данной статьи.  Как живой,  работающий механизм организации с трудом переносят коренные трансформации, скачки и управленческие революции. Даже если и переносят,  то потом все равно требуют кропотливой наладки,  подгонки,  притирки  новых частей к уже работающему механизму. Ничто не заменит повседневного  пристального  внимания руководителя к  тому, каким образом происходят рабочие процессы в организации, его энергии и настойчивости в том,  чтобы  улучшить эти процессы, сделать их более удобными для управления.

Далее   http://orglab.kiev.ua/about/46


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI